22.10.2021, 10:54
Просмотры: 220

Алихан Бокейханов – лидер с трагической судьбой

В этом году исполнилось 155 лет со дня рождения видного общественного и государственного деятеля, руководителя национально - освободительного и Алашского движения, председателя Правительства Алашординской автономии, публициста, ученого, переводчика Алихана Бокейханова.

WhatsApp Image 2021-10-22 at 08.52.49

Алихан Нурмухамедулы стал общепризнанным лидером казахского национально-освободительного движения, и первым официальным признанием его роли лидера этого движения явилось то, что в 1905 году многомиллионный казахский народ избирает его своим представителем на съезд Земских и городских деятелей России, который проходил в ноябре 1905 года в Москве. На нем обсуждались важнейшие проблемы: равенство всех наций и народов, равные избирательные права, свобода в употреблении родного языка и др.

В своем выступлении на съезде Бокейха­нов сказал: «Я являюсь представителем своего четырехмиллионного народа, зани­мающего огромную территорию от Урала до Алтая, от линии Сибирской железной доро­ги до Омска. У нас преследуются школы с ка­захским языком обучения, нас также давит цензура. Ближайшей нуждой киргизов является свобода в употреблении родного языка, особенно необходимая в виду предстоящей выборной агитации, и я присоединяюсь к предложению тех товарищей, которые просили съезд высказаться за немедленную отмену всех ограничений в правах местных языков».

Отрывок из речи Бокейханова был опубликован в газете «Семипалатинский листок» от 8 декабря 1905 года.

В конце октября 1905 года представители казахской интеллигенции, жившие в Омске, перевели зна­менитый Манифест от 17 октября на казах­ский язык, с «благословения» цензора и вице-губернатора, напечатали в Акмолинской об­ластной типографии и послали в Степь де­сять тысяч экземпляров. Благодаря актив­ности казахов, в короткое время Манифест стал достоянием всей Степи. Повсеместно казахи съезжались на большие и малые съез­ды, читали Манифест, комментировали его, обсуждали вопросы о будущих выборах в Го­сударственную думу.

Однако омский генерал - губернатор Су­хотин, о котором говорили «человек твер­дый, прямой и умный, только скоропалитель­ный, в особенности до обеда», – писал в сво­ем донесении другое. «...с одиннадцати ча­сов учащиеся разных заведений с участием взрослых, после того, что узнали о Манифес­те, двинулись толпою в несколько сот чело­век... Я вышел на подъезд, но был встречен криком, гамом, с заявлением, что наступил режим другого флага, что нужно опустить трехцветный флаг. Все мои убеждения не успокаивали толпу. Начали бросать камня­ми в меня, разбили несколько окон. К сожа­лению, не вижу успокоительного воздей­ствия педагогов и учителей. Особенно в этом отношении выдаются Пищиков (начальник отделения казенной палаты), учитель Шостаков и статистик Бокейханов...».

Алихана Бокейханова взяли под стражу 9 января 1906 года.

«За четыре с половиной месяца сидения в павлодарской тюрьме вечерами я читал целые часы солдатам дежурного караула Пушкина, Лермонтова и Шекспира, – пишет Бокейханов. – Слушатели располагались в коридоре против глазка моей двери, я уст­раивался у выступа печи, обращенного к двери, переносная лампа ставилась на кар­низе печи. Хорошо помню, что большое впе­чатление на солдат произвел «Кориолан» Шекспира».

А Степь уже готовилась к выборам. Крес­тьянские начальники были командированы в Степь для агитации. Они собирали боль­шие съезды, разъясняли им Манифест 17 ок­тября, говорили, что до сих пор законы из­давались чиновниками, незнакомыми с на­родным бытом, законы не соответствовали требованиям жизни... Царь созывает Государственную думу, чтобы согласовать закон с запросами жизни… Казахи также призваны избрать своих депутатов. Нужно выбрать людей хороших, а не тех, которые сидят в тюрьме. Хорошего человека правительство не заключает в тюрьму.

Словом, против Алихана работали высо­копоставленные чиновники. Задача была простая: любой ценой не допустить избра­ния его в Думу. Но из-за отсутствия серьез­ных улик власти уже не могли дольше дер­жать его в заключении.

Таким образом, за несколько недель до выборов в Государственную думу его отпус­тили на волю.

Алихан в 1906 году был избран в Первую Государ­ственную думу России, где представлял казахский народ. При голосо­вании из 176 выборщиков 175 были за его кандидатуру. В Думе казахов представляли еще четыре депутата – Ахмет Беремжанов, Алпысбай Калменов, Салимгерей Жантурин и Даут Тундутов.

Но Бокейханов прибыл в Петербург лишь накануне насильственного роспуска Государ­ственной думы. Виной опоздания было его заключение в Павлодарской и Омской тюрь­мах.

После разгона Думы более двухсот депу­татов выехали в финский город Выборг для выражения протеста царскому указу. Там родилось известное «Выборгское воззвание». Подписали этот документ 180 депутатов из 200. Подписал «воззвание» и А. Бокейханов, после этого «Особое присутствие Санкт-Петербургской судебной палаты» приговори­ло Алихана в числе остальных подписантов к трем месяцам тюремного заключения. Вынесенный 18 декабря 1907 года приговор вступил в законную силу 21 января 1908 года.

На этот раз его поместили в тюрьму в Семипалатинске. Когда в народе прошел слух, что Алихан в тюрьме заболел, его земляки – тобыктинцы стали ежедневно посещать и поддерживать его. Один из них пригнал в город из аула кобылу и ежедневно стал при­носить сабу с кумысом...

В период с 1908 по 1910 годы он сотрудничает со столичным общественно-политическим журналом «Сибирские вопросы». Восьмимесячное пребывание в семипалатинской тюрьме для А. Бокейханова прошло недаром. Находясь в заключении, он, опираясь на материалы «тобольской», «щербинской» и других экспедиций, написал ряд крупных статей и очерков, в которых разоблачает колониальную сущность переселенческой политики реакционного правительства Столыпина в степном крае и незаконном отводе земель у коренного населения казахов под русских переселенцев. Подвергает острой критике грубую и необдуманную политику властей. Лишь заголовки этих материалов, как «Отчуждение киргизских орошаемых пашень», «Переселенческие наделы в Акмолинской области», «Русские поселения в глубине Степного края» и другие, говорят сами за себя. Эти и другие материалы, опубликованные на страницах журнала «Сибирские вопросы» в период с 1908 по 1910 гг., свидетельствуют о том, что лидер национально-освободительного движения казахов продолжал бороться за права и свободу своего народа, даже находясь в неволе.

После этого заключения Бокейханова высылают из Омска в Самару, где он с семь­ей проживет до 1915 года. Эти годы станут самыми бурными в его борьбе за создание новой политической партии. Именно тогда он вступает в ряды партии «Народная воля». Эта партия также известна как Конституци­онно-демократическая (кадеты). Бокейханов организовывает группу этой партии из пред­ставителей казахской интеллигенции и по­литических активистов. В эти годы Алихан становится народным вожаком, которого боятся власти. Недаром высший чиновник жандармского управления Омска утвержда­ет: «Главным руководителем, оказывающим огромное влияние на киргизскую степь, бе­зусловно, есть и будет чиновник переселен­ческого управления Бокейханов».

В1913 году при активном участии Алиха­на вышел первый номер газеты «Казах», ко­торая впоследствии станет политическим органом вновь зарождающейся партии «Алаш». Бессменным редактором этой газе­ты был соратник Алихана – Ахмет Байтурсынов.

В 1914 году принимает участие в работе съезда социал-революционеров, где встречается с А. Ф. Керенским, который в то время был членом Государственной думы от Самарской губернии, а также одним из руководителей «эсеров». В «самарский период» семипалатинские казахи избирают А. Бокейханова представителем на первый съезд мусульманских народов России, известный как «Мусульманский съезд», который проходил с 15 по 25 июня 1914 года в Санкт-Петербурге. А. Бокейханов и другие представители от казахов, такие как Бахытжан Каратаев, Жиханша Сейдалин и Досан Аманшыулы, поднимают проблемы ислама и объединения мусульманских народов. Отчет о работе этого съезда был опубликован в газете «Казах» за 1914 год.

В 1915 году его принимают в состав гу­бернского комитета конституционно-демок­ратической партии, и он участвует в ее шес­том всероссийском съезде. Здесь А. Бокей­ханов избирается в состав центрального органа партии как один из видных руково­дителей самарской группы. Тогда же он всту­пает в Санкт-Петербургскую масонскую ложу «Полярная звезда».

В 1916 году, после ссылки, Алихан Нурмухамедулы поселяется в Оренбурге, так как в возвращении в Омск ему было отказано. По прибытии в Оренбург сразу же включается в общественно-политическую жизнь города и всего казахского края. Население города избирает его своим гласным в городскую думу.

Большие надежды Алихан связывал с Февральской революцией 1917 года. Временное правительство отказало в предоставлении казахскому народу политической автономии.

В ответ А. Бокейханов выходит из ЦК и рядов партии кадетов, после чего он участвует в съезде сибирских «автономистов» в г. Томске. Томский съезд дал «добро» на образование Казахской автономии в составе Сибирского правительства. Вернувшись на родину, Алихан Бокейханов немедленно принимается за организацию первой казахской национальной политической партии Алаш.  Вслед за этим, в декабре 1917 года, на втором всеказахском учредительном курултае провозглашается Казахская автономия и Алихан Нурмухамедулы Бокейханов избирается единогласно ее первым председателем. Однако недолгой была жизнь этой автономии. В 1919 году руководители партии Алаш приняли нелегкое решение присоединиться к большевикам, которые вначале не казались враждебными в отношении Казахской автономии, как другие партии и силы, которые внезапно оказавшись у руля власти, изменили своим изначальным помыслам, преследуя теперь иную цель – «сохранить империю в пределах существовавших границ». Из всех лидеров Алашорды, отказался   служить   большевикам   один   Алихан Нурмухамедулы Бокейханов. И за его «оппозиционный поступок» большевистские власти выслали его в Москву, тем самым изолировав его от своего народа.

Его привезли в Оренбург и поместили в тюрьму вместе с М. Дулатовым. Ежедневно его допрашивали по пять-шесть часов. И вот однажды ночью приходят два солдата и приказывают А. Бокейханову выйти: «Нам надо доставить вас в Москву».

После приезда в Москву Алихана пригласили на прием к Сталину. Беседа была долгой. Алихан Бокейханов старался избегать прямолинейности в своих суждениях, он не знал, как поведет себя Наркомнац. На вопрос Сталина: «Каково положение коммунистов в ваших местах?», АлиханБокейханов немного подумав, ответил: «Вы же знаете, что на Востоке принято рассказывать притчами. Позвольте и мне рассказать одну. Конечно же, Вы знаете о Ходже Насреддине. Однажды он приезжает на одно сборище и держит в руках подкову. Его стали спрашивать: «Что это у тебя в руках?» Насреддин отвечает: «Это же подкова к моему ишаку. Теперь для осуществления мечты мне не хватает только еще трех подков и одного ишака». Вот так бы и я охарактеризовал положение коммунистов в Казахстане».

Сталин оценил восточный юмор и немного погодя сказал:  «Побудьте пока в Москве. Я дал поручение товарищу Н. Торекулову, чтобы он подыскал для Вас квартиру и работу. У меня к Вам одно требование: не возвращайтесь на родину и не выезжайте в степи».

Поселили его в Большом Кисловском переулке, дом 4, в коммунальной квартире №15.

Первые годы жизни в Москве Алихан Нурмухамедулы работает литературным сотрудником Казахской секции Центрального издательства СССР. В 1926 году работает в качестве постоянного эксперта в составе Особого Комитета АН СССР по исследованию автономных и союзных республик. Проработав в Центриздате с сентября 1922 года по 1 октября 1927 года, он был уволен «...в виду общего сокращения штатов».

Алихан Бокейханов с осени 1927 года по август 1937 года, в течение долгих десяти лет, просидел в своей московской квартире «под домашним арестом».

Скудных гонораров не хватало даже на самое необходимое. Иногда из Казахстана поступает некоторая материальная помощь от его друзей и единомышленников – А. Байтурсынова, М. Дулатова, М. Жумабаева и других, которые в этот период также подвергались репрессивным мерам властей. Единственным лучом света был момент, когда в 1934 году его приглашает сотрудничать в составлении фонда «Центрального музея литературы, искусства и критики» ее первый директор В. Д. Бонч-Бруевич, известный деятель большевистской партии, ранее работавший под началом В. И. Ленина в Совнаркоме управляющим делами. Однако и эта работа имела непродолжительный характер. Летом 1937 года его арестовывают в Москве и заключают в Бутырскую тюрьму. 27 сентября 1937 года Военная Коллегия Верховного Суда СССР признала виновным Алихана Нурмухамедулы Бокейханова в совершении тяжких преступлений против Советской власти и приговорила его к высшей мере наказания. «Советскую власть не любил, но признал» – это были последние слова приговоренного к смерти.

Так закончилась полная радости побед и горечи поражений, лишений и тягот жизнь незаурядного человека – крупнейшего казахского общественного и государственного деятеля, выдающегося ученого-лесовода, экономиста, историка, этнографа, литературоведа, Алихана Нурмухамедулы Бокейханова. Его политическая реабилитация опоздала на 56 лет. Политическая реабилитация может опоздать, но никогда не поздно реабилитировать человека в памяти народной, воссоздать историческую правду.

Приятным событием для всего казахстанского народа стало присуждение Международным фондом Абылай хана, Казахским обществом охраны исторических памятников и культуры и фондом «Алтын адам» Алихану Бокейханову звания «Человек столетия».

Анар КШИМОВА,
библиограф Уральской городской централизованной библиотеки

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале