5.11.2021, 10:50
Просмотры: 116

Жизнь для людей

«Свой добрый век мы прожили как люди – и для людей» – эти строки известного советского поэта Георгия Суворова  замечательным образом отражают суть воспоминаний ветерана труда Светланы Николаевны Анищенко, отдавшей десятки лет развитию социально-культурной сферы Приуралья. Особенно памятными стали годы провозглашения и укрепления Независимости Республики Казахстан, когда, казалось, рушились прежние традиции и еще не утвердились новые духовно-нравственные ориентиры  общества.

2DD72231-745E-4CC5-A475-C2B7F89C265B

Считаю, что мне крупно повезло в жизни. Я родилась в Уральске в 1945 году, впитала гуманную идеологию прошлого века – уважать людей, помогать им, работать честно и добросовестно. Детство прошло в семье, где уважали старших, помогали, чем могли, родственникам. И для меня всегда примером жизненного поведения была моя мать – Завьялова Клавдия Васильевна. Она, воспитывая нас с сестрой, научила различать «хочу» и «надо».

После окончания Уральского пединститута им. А. С. Пушкина я начала работать в средней школе села Шипово Каменского района. Конечно, мне хотелось остаться в городе, но мама мне сказала: «Посмотри, как живут люди в сельской местности, научись уважать этих людей, в жизни это пригодится».

В районах в то время жизнь била ключом. Меня сразу включили в деятельность общества «Знание». Ведь все учителя читали лекции для населения, причем не на родительских собраниях, а в кинотеатрах перед сеансами. Так что нас, учителей, знали не только ученики и их родители, но и прочие сельские жители. Мы выступали на темы воспитания молодежи, международной политики, освещали различные события в районе, области, стране. Это было открытое общение с населением, зачастую приходилось отвечать на самые разнообразные вопросы. Так я училась взаимодействовать с аудиторией.

После сельской школы я несколько лет работала в Западно-Казахстанском сельхоз­институте. Хороший практический опыт я получила также в вечерней школе рабочей молодежи, где меня избрали комсоргом, а затем приняли в ряды КПСС. А в 1976 году «призвали» в аппарат Уральского горкома Компартии Казахстана.

Работа в горкоме стала для меня огромной жизненной школой. Приходилось встречаться с рабочими коллективами, учителями, медиками. Надо было быть готовыми ответить на их вопросы, кому-то помочь в решении проблем. Людей волновали процессы получения жилья, нарушения очередности, допускаемые некоторыми органами, условия труда, незаконные увольнения и т.д. Сейчас полагаю, что нас, инструкторов горкома, можно было назвать современным термином «медиаторы», так как мы решали вопросы при встрече двух сторон, по обоюдному согласию.

После такой «жизненной школы» я была назначена заместителем председателя Уральского горисполкома. Признаться, я очень боялась идти на эту должность, но первый секретарь обкома партии Мустахим Белялович Иксанов и первый секретарь горкома партии Александр Владимирович Дергунов убедили меня, что все получится. Видимо, они оказались правы, так как через некоторое время меня вновь «подвинули» по служебной лестнице, избрав секретарем областного совета профсоюзов. Здесь также был достаточно большой объем обязанностей и задач. Сюда входили вопросы соблюдения трудового законодательства, организации охраны труда, социального страхования, культурного отдыха трудящихся. После нескольких лет профсоюзной работы я была избрана председателем Чингирлауского райисполкома. Это были 1988-1991 годы – период обострения противоречий в советском обществе, канун радикальных перемен во всех его сферах.

– Какие же вопросы приходилось решать Вам, Светлана Николаевна, в годы распада СССР и формирования независимого государства Республики Казах­стан?

– В апреле 1991 года, в период нарастания всеобщего кризиса в Советском Союзе, меня назначили заведующей идеологическим отделом обкома партии. Таким образом, мне пришлось непосредственно участвовать в процессах ликвидации различных партийных структур и в то же время стремиться сохранять общественное спокойствие. Ветераны партии задавали нам вопросы о причинах такой ситуации. Но внятного ответа в то время никто не давал.

30 лет назад, в октябре 1991 года я вновь стала работать в городской администрации. В то время произошли серьезные изменения в структурах управления областью, городом и районами. Теперь эти органы именовались «администрациями», а заместителей глав администраций утверждали на сессиях Советов народных депутатов. На заседании, когда меня утверждали, среди заданных вопросов был один такой: «А будете ли Вы отстаивать интересы трудящихся?» Сегодня я могу честно ответить, что вся моя деятельность – и в советское, и в постсоветское время – только на это и была направлена.

Это направление было для меня самым главным и в те самые 90-е годы, когда происходила ломка общества и надо было жить по-другому, в новых экономических условиях: с задержками зарплат и пенсий, отсутствием средств на ремонт школ, медицинских учреждений, культурных заведений. Вспоминаю, как готовились к одному из новогодних праздников при главе обладминистрации В. К. Гартмане. Он дал указание городским властям, чтобы елка и другие новогодние атрибуты на главной городской площади обязательно были. И мы постарались все сделать, даже из подручных материалов. К примеру, благодаря холодной зиме на Чагане встал крепкий лед. Вот из этого льда выпиливали «кирпичи», из которых затем соорудили круглую имитацию ледяной юрты и разместили у главной елки на площади. Вокруг нее поставили снежные скульптуры, слепленные студентами художественно-графического факультета института культуры. Такими же снежными фигурками был украшен городской парк культуры. Уральцы были довольны.

– Светлана Николаевна, праздник – праздником, но сложная экономическая ситуация тех лет не могла не отразиться на общественном сознании. Люди, естественно, не могли не высказывать недовольства задержками зарплаты или вообще ее отсутствием, дефицитом тех или иных товаров, ростом цен на продукты широкого спроса, непредоставлением льгот тем, кому они положены и т. д. Все это было чревато обострением общественно-политической ситуации, усилением протестных настроений. Что в этих условиях предпринимали городские власти?

– Конечно, в условиях тех суровых будней надо было объяснять людям ситуацию, убеждать потерпеть, рассказывать о принимаемых мерах. Мы, работники горадминистрации, регулярно выступали по областному телевидению и радио, отвечали на многочисленные вопросы горожан. Иногда на нас выходили и сельские жители.

В эти годы рядом с нами работали руководителями подразделений горадминистрации очень ответственные и добросовестные люди. Во многом благодаря их усилиям мы прожили тот трудный период без забастовок учителей, медиков, работников промышленности, строительства, транспорта, других сфер. Я бы назвала среди них заведующую гороно С. И. Бисембаеву, заведующую горздравотделом К. И. Искалиеву, заведующего городским отделом культуры Ф. А. Баюканского, заведующего городским спортивным комитетом
Ф. М. Савичева.

Помню, как-то раз мы со Светланой Иргалиевной Бисембаевой посетили одну из городских школ. Учителя предупреждали, что не выйдут на работу, пока не выдадут зарплату. Нам удалось их убедить и уговорить выйти на работу. А те крохи, которые выделяли на социальную сферу, делили и выдавали на самые острые нужды.

Был в те кризисные годы и такой случай. В Уральске возмутились ветераны – льгот ники по оплате квартир, коммунальных услуг. Раньше они получали 50% скидку на эти цели. А так как многие в те времена жили большими семьями, поэтому льготы распространялись на всех членов этих семей, а не только на пенсионеров. Но городской бюджет, хотя и начинал немного дышать, не мог выделять такие большие средства для льготников. Возмущенные такой ситуацией, ветераны вышли на центральную площадь города, перегородили улицу и не пропускали транспорт. В связи с этим по указанию главы обладминистрации К. К. Джакупова участники акции были приглашены в зал заседаний администрации, где им были даны ответы на все вопросы. Мне также пришлось выступить на этой встрече, объясняя, что правительственными органами было принято решение о персонификации льгот, в соответствии с которым взрослые работающие члены семей должны были оплачивать услуги самостоятельно, а пенсионеру, имеющему право на льготы, выплачивалась денежная компенсация. К тому же в 2002 году была разработана программа борьбы с бедностью.

Более конкретно этими вопросами мне пришлось заниматься на посту заместителя начальника, а затем и непосредственно начальника областного управления труда, занятости и социальной защиты. Тут уже сама должность обязывала оказывать помощь не только отдельным гражданам, а даже тем, кто находился на попечении государства в наших домах-интернатах. Не всегда хватало средств на питание подопечных, поэтому иногда приходилось обращаться к предпринимателям. И надо отдать должное – мы всегда получали поддержку.

Конечно, со временем жизнь стала налаживаться, появились средства в бюджете, улучшилось финансирование. И мы начали укреплять материально-техническую базу наших заведений. В двух интернатах – Круглоозерновском и Кушумском – построили новые столовые, бани для подопечных. Хорошую поддержку мы получали и от акима области К. Е. Кушербаева. В частности, в этот период нам выделили деньги и был построен новый трехэтажный корпус в Круглоозерновском доме-интернате для психохроников.

– Светлана Николаевна, известно, что Вы также немало потрудились на посту заместителя руководителя областного управления культуры. Что Вы можете сказать о развитии этой сферы в годы становления Независимости Казахстана?

– Эти годы стали своего рода периодом подъема культуры. И здесь, прежде всего, надо отметить роль руководителя управления Максута Константиновича Умаргалиева, который глубоко разбирался в сложных вопросах деятельности культучреждений региона. Сменивший его Айдар Топашевич Батырханов также зарекомендовал себя прекрасным организатором, с большим уважением относившийся к творческим работникам. Во многом благодаря их стараниям появились новые творческие коллективы. По инициативе нашего земляка, талантливого скрипача Марата Бисенгалиева в области проводился Международный конкурс скрипачей. Своеобразным наследием его деятельности стал камерный оркестр, состоящий из выпускников нашего музыкального училища. Также педагогом музколледжа Шевелевым был создан эстрадно-симфонический оркестр, который является активным участником культурной жизни области.

В последние годы существенно окрепла материально-техническая база культурных учреждений Приуралья. Был проведен капитальный ремонт областной филармонии им. Курмангазы, русского драмтеатра им. А. Н. Островского, областного историко-краеведческого музея. В областном центре и в районах открыты музеи, посвященные выдающимся личностям Казахстана – Сырыму Датову, Дине Нурпеисовой, воздвигнуты памятники А. С. Пушкину, Абаю Кунанбаеву, Джубану Молдагалиеву и другим гениальным деятелям, оставившим неизгладимый след в нашей истории.

Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что за годы становления Независимости Казахстана Светлане Николаевне Анищенко пришлось работать на достаточно ответственных государственных должностях, и везде она показывала пример добросовестного, творческого отношения к делу, требовательности и уважения к коллегам, ставшим ее пожизненными друзьями. Пусть этот бодрый позитивный настрой она сохранит и на весь дальнейший жизненный путь.

Владислав Ярлов

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале