25.11.2021, 10:45
Просмотры: 74

Цифровой формат – веление времени

Далеко и безвозвратно ушли те времена, когда сотрудники управления по правовой статистике и специальным учетам ГП РК для того, чтобы выдать гражданину нужную справку были вынуждены пересмотреть кучи бумажных архивных документов. Эта рутинная работа отнимала кучу времени и гражданам приходилось ждать несколько дней, сейчас все переведено в электронный формат и большую часть нужных справок можно получить, самостоятельно через мобильные приложения.

9E4C8D8B-862C-4197-BB34-3BCDE72D1ECF

О достижениях за годы независимости Республики Казахстан и новом формате работы управления Комитета по правовой статистике и специальным учетам ГП РК по Западно-Казахстанской области рассказала в интервью начальник управления старший советник юстиции Жанат Нурмагамбетова, которая проработала в управлении с самого его основания.

Жанат Жандуллаевна расскажите о начале работы управления, в каком году было создано, какие основные цели и задачи правовой статистики?

– Соблюдение законности в сфере государственной правовой статистики и специальных учетов является одним из основных направлений прокурорского надзора. Эта работа начата 22 апреля 1997 года Указом Первого Президента РК Н.А.Назарбаева об образовании Центра правовой статистики и информации при Генеральной Прокуратуре Республики Казахстан, сейчас Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан). Дальнейшее совершенствование системы правоохранительных органов РК последовательно находит свою реализацию и в других государственных программах, стратегических планах развития, нормативно-правовых актах. На стадии становления органов правовой статистики и специальных учетов процесс сбора, обработки и оцифровки информации характеризовался простыми и известными в то время способами. Это заполнение бумажных карточек, сканирование документов, их ввод и вложение в информационные системы, которые, требовали немалых временные, трудовые и даже финансовых затрат. Наши сотрудники вынуждены были иногда оставаться дольше своего рабочего времени, чтобы, успеть все выполнить, в положенные сроки.

Какие изменения в работе органов правовой статистики произошли за это время? Какие проекты в рамках цифровизации были внедрены за это время?

– Одной из главных задач, поставленных Главой государства в Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2025 года, является цифровизация, направленная на экономический прогресс и улучшение качества жизни населения за счет использования цифровых технологий. В настоящее время в государственную программу «Цифровой Казахстан» вошли пять проектов: "Электронное уголовное дело", "Единый реестр административных правонарушений" (ЕРАП), "Единый реестр субъектов и объектов проверок (ЕРСОП)", "Аналитический Центр", "Электронные обращения". Все они направлены на совершенствование прокурорского надзора. К цифровизации Комитет шел нацеленно и поэтапно. В 2005 году создана единая база «Уголовная статистика», в 2011 году введена «Электронная книга учета заявлений», а в 2015 году - информационная система ЕРДР («Единый реестр досудебных расследований»). Автоматизация регистрации правонарушений повысила качество и оперативность работы органов уголовного преследования. Вопрос укрытых преступлений начал сходить на нет. Проект ЕРАП позволяет вести административные дела в электронном формате. Электронные административные протоколы оформляются на планшетах в течение 5-10 минут с SMS-уведомлением о штрафах. По ним упрощены процедуры оплаты. Теперь это возможно сделать с помощью платежной карты или через банки второго уровня и их платежные терминалы.

- Расскажите о расследовании уголовных дел в электронном формате, какие это дает преимущества и насколько эффективнее позволяет осуществлять прокурорский надзор?

Интеграция прокурорских и судебных информационных систем в 2017 году позволила цифровизировать все стадии уголовного процесса – от регистрации уголовного правонарушения до приговора суда. Модуль «Электронное уголовное дело» разработан на базе информационной системы «Единый реестр досудебных расследований» и охватывает все стадии уголовного процесса, начиная с регистрации уголовного правонарушения, расследования уголовного дела и завершая исполнением приговора. Уголовное судопроизводство в электронном формате — это электронный аналог бумажного уголовного судопроизводства с массой очевидных преимуществ. Для прокурора – это возможность в режиме реального времени осуществлять надзор за следствием и оперативно реагировать на нарушения закона. Модуль позволяет прокурору онлайн наблюдать за ходом следствия, давать указания, отменять постановления, утверждать процессуальные действия и многое другое. Цифровизацияуголовного процесса позволяет сэкономить время и финансовые затраты, способствует сокращению сроков расследования и получения санкций, снижению рисков фальсификации, обеспечивает прозрачность хода процесса. Наряду с перечисленными плюсами, участники процесса имеют возможность в режиме онлайн получать процессуальные документы, подавать ходатайства, знакомиться с материалами дела дистанционно при завершении досудебного расследования. С 31 декабря 2020 года, в день вступления в законную силу законодательных поправок в Уголовно-процессуальный кодекс, все органы следствия и прокуратуры страны перешли на электронное согласование ключевых решений по уголовному делу. Теперь решения о признании подозреваемым, определении квалификации деяния подозреваемого, квалификации уголовного правонарушения, прерывании сроков досудебного расследования, прекращении, а также обвинительный акт будут считаться незаконными без согласования с прокурором. Эти изменения позволяют защитить конституционные права граждан, как подозреваемого, так и потерпевшего, исключить факты необоснованного вовлечения в орбиту уголовного процесса и в целом обеспечить объективность расследования. В целях дальнейшего развития Е-УД, автоматизации процессов назначения адвоката в качестве защитника, Комитетом совместно с Министерствами юстиции и внутренних дел запущен пилотный проект "е-Заң Көмегі" «Автоматизация процессов назначения адвоката в качестве защитника, расчета и оплаты гарантированной государством юридической помощи».

Какие меры предпринимаются органами надзора для защиты бизнеса?

– Для оперативности надзора и защиты бизнеса от незаконных проверок функционирует система «Единый реестр субъектов и объектов проверок», запущено мобильное приложение «Qamqor». Предприниматели могут получать уведомления о предстоящих проверках, в случае действий проверяющего, выходящих за рамки допустимых полномочий, подавать жалобы в прокуратуру. С 1999 году прокуратура ведёт регистрацию проверок, провидимых госорганами и вправе отказать в регистрации в случае нарушений закона. Для оперативности надзора и защиты бизнеса от незаконных проверок прокуратура создала систему - Единый реестр субъектов и объектов проверок (ЕРСОП). ЕРСОП обеспечивает прозрачность государственного контроля и надзора. Автоматизирован процесс отбора предпринимателей к проверке. Сегодня все плановые и внеплановые проверки назначаются только через систему ЕРСОП.

В работе органов правовой статистики произошли значительные изменения, теперь гражданам не нужно приходить в управление оформлять запросы и ждать выдачи нужной справки, многие услуги можно получить онлайн, расскажите более подробно, какие конкретно справки и через какие информационные системы можно истребовать самостоятельно?

– Информационные системы нашего времени – это качественно новые структуры, претерпевшие эволюционные преобразования, которые раньше трудно было бы себе представить. Сегодня Комитет – огромная разветвленная сеть правовой статистики, модернизация и унификация которой не останавливается ни на минуту. В свою очередь Управление принимает все необходимые меры по внедрению и надлежащему функционированию инициированных Комитетом цифровых проектов. Во многих из них человеческий фактор сведен к минимуму, к примеру, информационно-справочное обслуживание протекает в автоматическом режиме. Поэтому для автоматизации услуг для граждан Комитетом создан портал информационных сервисов qamqor.gov.kz. Любой гражданин, не выходя из дома, может через интернет подать заявление в полицию, проверить сведения о штрафах, отследить ход рассмотрения своего обращения, а также удаленно просмотреть геоинформационные системы Комитета: «Карту уголовных правонарушений» «Карту аварийности», «Карту преступности несовершеннолетних» и другие. На сегодняшний день государственная услуга «Выдача сведений по учетам КПСиСУ ГП РК о совершении лицом административного правонарушения» исключена из РГУ в связи с полной ее автоматизацией и предоставлением через «личный кабинет» портала. Автоматизация данного процесса позволяет гражданам получать адм. справку в режиме онлайн по ИИН услугополучателя минуя Государственную корпорацию и канцелярию услугодателя. Время получения справки сократилось с 3-х рабочих дней до 15-ти минут. Также есть возможность получения адмсправки в отношении другого лица через «Сервис получения справок третьими лицами» и eGov mobile. Кроме того, указанную информацию можно получить в свободном доступе на сайте Комитета http://qamqor.gov.kz во вкладке «Узнай о своих штрафах», указав свой ИНН и номер документа удостоверяющего личность. На сегодняшний день, на данном портале можно получить три наши государственные услуги. Проведенная работа обеспечила исполнение большей части запросов граждан, не выходя из дома, в течение 10 минут.

Так «Выдача справки о наличии либо отсутствии судимости» полностью автоматизирована. Выдача справки о наличии либо отсутствии судимости с апостилем позволила нам предоставлять ее гражданам композитом, т.е. по принципу «одного заявления». Для этого реализованы возможности электронной подачи заявлений на композитную услугу, оплаты госпошлины в онлайн режиме посредством платежного шлюза электронного правительства, выбора услугополучателем на портале адреса филиала Государственной корпорации для получения результата в бумажной форме. В целях 100% перевода услуг Комитета в электронный формат проводятся работы по переводу услуги по апостилированию полностью в электронный формат в рамках реализации Министерством юстиции РК сервиса «Е-Апостиль». Государственная услуга «Выдача архивных справок и/или копий архивных документов в пределах архивов КПСиСУ ГП РК и его территориальных органов» оказывается физическим и (или) юридическим лицам в электронной (частично автоматизированной) и (или) бумажной форме. Прием документов и выдача результатов оказания государственных услуг осуществляются через портал, в рамках оптимизации услуги гражданам предоставлена возможность их получения через мобильную версию портала с сотового телефона. Еще одним удобством для граждан стала возможность подачи электронного запроса на выдачу справки для выезда за границу, с выбором адреса филиала Государственной корпорации, в котором они желают получить ответ в бумажной форме. Ранее запрос можно было направлять лишь в бумажном варианте с обязательным посещением Госкорпорации. На портале посредством «Сервиса получения справок третьими лицами» инициаторы запроса самостоятельно могут направлять электронные запросы в отношении других лиц, при условии согласия этого лица. Нет необходимости посещения фронт-офисов Госкорпорации, получить справку можно и с помощью мессенджера Telegram, запустив «EgovKzBot». Все, что нужно для получения справки - регистрация в базе мобильных граждан.

В рамках реализации Послания Главы государства по воплощению в жизнь концепции «Слышащего государства» и повышения качества работы с заявителями совместно с МЦРиАП разработана информационная система «Е-обращения», призванная максимально упростить процедуру обращения граждан в государственные органы и усовершенствовать контроль за их рассмотрением. Данная система позволяет анализировать жалобы граждан, характерных для конкретного района, области или госоргана, а также эффективно планировать общенадзорныепроверки. Также в целях обеспечения оперативного анализа, прогнозирования, принятия превентивных мер по обеспечению правопорядка и профилактики правонарушений была создана система «Аналитический центр». На основе крупных блочных данных Центр проводит мониторинг процессов, находит в них аномальные отклонения, выявляет закономерности и создает рекомендации для прокуроров. В Аналитическом центре сегодня созданы и продолжают развиваться ряд подсистем, которые помогают прокурорам наиболее эффективно использовать свой потенциал в сфере надзора.

Цифровизация досудебного расследования и административного производства прочно закрепилась в повседневной работе государственных и правоохранительных органов. Актуальным на сегодняшний день является обеспечение защиты прав и интересов граждан на стадии рассмотрения их обращений в условиях нового Административного процедурно-процессуального кодекса. Такая защита прав населения, в условиях новых вызовов времени, достигнута во многом благодаря институту наставничества, своевременному внедрению цифровых технологий, в том числе в сфере прокурорского надзора. В век информатизации и цифровизации конечной целью прокурорской службы как всегда должно оставаться полное осознание ценности человеческой жизни, уважение человеческого достоинства, безопасность граждан страны, общества в целом.

Спасибо за интервью!

Записала Евгения Максимова,

zhaikpress.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале