Закон Республики Казахстан от 20 декабря 2021 года № 84-VII «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования гражданского процессуального законодательства и развития институтов внесудебного и досудебного урегулирования споров».
Закон разработан в целях развития института медиации и оказания квалифицированной юридической помощи гражданам при урегулировании споров, а также реализации одобренных главой государства подходов по упрощению гражданского процесса и предложений, выработанных комиссией по реформе судебной и правоохранительной систем.
Задачей закона является совершенствование гражданского процессуального законодательства, расширение сферы применения примирительных процедур, минимизация судебных расходов граждан, а также урегулирование возникающих споров в конфликтах между населением без доведения до суда.
Закон можно разделить на два основных блока, как ранее поясняла сенатор Л.Сулеймен.
Первый блок направлен на развитие досудебного и внесудебного урегулирования споров. Так, законом вносятся поправки в закон «О медиации», разграничивающие деятельность профессиональных и общественных медиаторов, которые соответственно входят в реестр профессиональных медиаторов и реестр общественных медиаторов. По опыту, в городах развивается профессиональная медиация, а в селах – общественная.
Законом заменено понятие «непрофессиональный медиатор» на «общественный медиатор» - указание деятельности медиатора на общественных началах необходимо для обозначения его общественного статуса, как оказывающего содействие в примирении сторон на безвозмездной основе.
Определены основные функции организации медиаторов и компетенция уполномоченного органа, а также уточнены права и обязанности медиатора. Предусмотрены поправки, направленные на развитие онлайн-медиации.
Расширен круг лиц, у которых может быть составлено соглашение об уплате алиментов, - это медиаторы, адвокаты, юрисконсульты. Отдельные нормы приведены в соответствие с АППК, где предусмотрена возможность заключения медиативного соглашения по публично-правовым спорам.
Расширено применение медиации во всех уголовных делах, включая тяжкие и особо тяжкие дела, не ограничиваясь преступлениями небольшой и средней тяжести и отдельными категориями тяжких дел, предусмотренных в статье 68 УК РК.
Второй блок направлен на совершенствование гражданского процессуального законодательства.
Так, для удобства участников процесса в гражданском судопроизводстве объединены термины «заявление», «исковое заявление», «иск» в единый термин «иск», за исключением дел особого производства.
Адаптирован институт «образцовое судебное решение». В судах много схожих дел. Теперь вышестоящая судебная инстанция вправе запрашивать одно из таких дел и по нему вынести решение, которое для местных судов станет ориентиром.
Введен в гражданский процесс новый институт «досудебный протокол», который позволит сторонам использовать возможность урегулирования спора в досудебном порядке. В странах, где применяется данный институт, основная часть споров разрешается в досудебном порядке. Заблаговременное предоставление сторонами своих доказательств позволит снизить уровень конфликтности.
Ряд категорий дел из искового производства переведены на упрощенный порядок рассмотрения, при котором судебное разбирательство не проводится, а решение принимается судом по письменным документам в месячный срок.
Расширены сферы применения исполнительной надписи, совершаемой нотариусами, а также соглашений о примирении, заключенных адвокатами или юридическими консультантами.
Кроме того, предоставлено сторонам право выбора экстерриториальной подсудности. В настоящее время поступившее в суд дело автоматически распределяется IT-системой одному из судей этого же суда. Теперь дела будут распределяться среди всех судов республики. Например, истец и ответчик в Уральске, а иск может рассматриваться в Атырау или Актобе. Предполагается, что это станет эффективным инструментом по предупреждению коррупции в судебной системе.
С целью сокращения необоснованных длительных судебных тяжб государственных органов с гражданами, бизнесом и инвесторами территориальным органам осуществлять апелляционное и кассационное обжалование судебных актов путем согласования позиции с вышестоящим органом.
Внедрен новый IT-сервис, использующий элементы искусственного интеллекта, который будет готовить проекты судебных актов на основе четких алгоритмов принятия решений. Это исключительно по бесспорным делам, не требующим судейского усмотрения. В любом случае эти решения судья будет проверять и заверять личной подписью. Решения подписывает судья, ответственность за их законность и качество сохраняется за судьей.
Исключено заочное производство в связи с его невостребованностью.
С 1 июля 2022 года передавать или нет дело в кассацию, будет решать не один судья, как сейчас, а трое судей Верховного Суда на открытом заседании.
Исключается формальные подходы к процедурам в вопросах о расторжении брака в судебном порядке, а также поправки, предоставляющие возможность урегулировать споры, возникающие по алиментам с помощью медиатора.
Главой 28 Кодекса Республики Казахстан от 26 декабря 2011 года "О браке (супружестве) и семье" (далее Кодекс) предусмотрена государственная регистрация расторжения брака (супружества) в регистрирующих органах.
Довольно широко обсуждаемой в общественности нормой законодательства является, регистрация расторжения брака в регистрируемом органе (ЗАГСе, РАГСе) между супругами, не имеющих общих несовершеннолетних детей, имущественных и иных претензии друг к другу.
Законодательство предусматривает государственную регистрацию расторжения брака (супружества) при личном присутствии сторон по истечении месячного срока со дня подачи совместного заявления о расторжении брака (супружества). Месячный срок не может быть сокращен.
Если супруги не могут явиться в регистрирующий орган для государственной регистрации расторжения брака (супружества) в установленный им день, они могут повторно обратиться с заявлением о расторжении брака (супружества) в регистрирующий орган, который снова назначает месячный срок для государственной регистрации расторжения брака (супружества).
То есть, законодательство предусматривает повторное обращение в регистрирующий орган, спустя месяц после первого обращения.
Законом статья 240 Кодекса дополнена частью пятой, согласно которой регистрирующий орган может произвести регистрацию расторжения брака, на основании нотариально заверенного заявления-согласия стороны, которая не может лично явиться в регистрирующий орган.
В результате принятия данного закона должно быть усовершенствовано гражданское процессуальное законодательство и расширена сфера применения примирительных процедур.
Г. Арыстанова
Судья Суда № 2 города Уральск