24.02.2022, 10:00
Просмотры: 81

Хождение по медмукам

Именно так многие уральцы называют свои обращения к узким специалистам в поликлиниках. Наверное, только ленивый не возмущался: постоянные реформы в здравоохранении привели к тому, что попасть к нужному врачу или просто сдать анализ крови – сейчас большая проблема, ведь нужно преодолеть преграду с приставкой «до» – доврачебный кабинет, где измерят рост, вес и возможно, попросят сдать анализы – только потом откроется доступ к нужному специалисту, который в свою очередь может направить на консультацию к другому. А в плановом порядке попасть на лечение в любую больницу можно только в критическом состоянии через «Скорую» или по направлению поликлиники. Но для этого пациент опять же должен ходить туда-сюда и сдавать кучу анализов.

Screenshot_3

Как говорят западноказахстанцы, на эти хождения по медмукам может уйти не один день, а в итоге люди все-таки идут к платным специалистам. Возникает вопрос: за что тогда мы платим ежемесячные взносы в ФСМС – Фонд социального медстрахования? Ведь действующая система в первую очередь должна быть рассчитана на доступность оказания медпомощи населению, но на деле получается с точностью да наоборот. И в большей степени, по мнению многих жителей ЗКО, это происходит не потому, что врачи и медсестры у нас стали плохо лечить (хотя тут еще тоже можно долго рассуждать и приводить примеры), а в результате несовершенства приказов Минздрава РК, которые поликлиникам приходится исполнять. Чаяния населения по усовершенствованию этого буксующего механизма в последнее время стали доходить и до министерского ведомства, где, наконец, признали, что настало время что-то менять в общей системе предоставления медуслуг. Но обо всем по прядку. Посетив свою городскую поликлинику Гульбаршын Муштанова (руководитель ОО «Жайык таны») так разволновалась, что опубликовала пост на своей странице в сети facebook. 

«Как человеку, будучи здоровым, приобрести кучу болезней? Очень просто! Сходить один раз в год в городскую поликлинику», – возмутилась пациентка, рассказав, что в начале этого года она решила пройти скрининг, а заодно и сдать анализы для плановой операции (платной). По ее словам, мытарства начались с того, что график нужного врача сменился, но для того, чтобы к нему попасть, пацентку попросили пройти доврачебный кабинет. А там дали отворот-поворот, так как для анализов необходимо было прийти натощак.

«На следующий день я пришла натощак. Вопрос, зачем столько дней, отдельный персонал, очередь (туда всех отправляют перед походом к врачу)? Зачем терапевту это? Чтобы узнать мой рост, вес, давление и есть ли на лице герпес?» – недоумевала Г. Муштанова, которую потом в регистратуре попросили записаться заранее к нужному врачу, к которому, кстати, тоже была очередь…

«Ну, а как ей не быть, если прием терапевта ведется всего по 2 часа в день!» – написала возмущенная пациентка на своей страничке. Но вот когда она дождалась назначенного часа и вновь посетила медучреждение,  «…ожидало самое худшее – врача снова не было, его забрали для других больных с ковидом…» В итоге медсестра направила ее к другому врачу из кабинета напротив. «Простояв некоторое время, там сказали, что врача нет, мол, идите к дежурному. В регистратуре отправили опять в кабинет напротив. В итоге, мое терпение лопнуло!», – поделилась пережитым Г. Муштанова. – И это бесплатные услуги, за которые две организации, которыми я руковожу, выплачивают ежемесячно взносы и отчисления в ФСМС! Причем, хожу в поликлинику только раз в год!»

На своей странице она также написала: «из выступления Главы государства на заседании Мажилиса Парламента РК: «Обеспечение благополучия и качества жизни - главная задача государства». Эти слова следует перевести в плоскость реальных дел… Но как можно решить глобальные проблемы, включая наркоманию, суициды, если мы не можем квалифицированно оказать бесплатные-платные услуги в поликлинике? Здесь я даже не заикаюсь про грамотное лечение, просто сдача анализов крови! Единственное приятное во всем этом (нужно все-таки быть позитивным) – это пешая прогулка на свежем воздухе после неудачного похода к врачу… Что нужно делать? Какие нужны реформы, каким образом и, главное, где обучать ответственности, профессионализму и человеческому пониманию?»

Вереница возмущений

Что интересно, данная публикация вызвала живой отклик и среди других западноказахстанцев, которые под постом Гульбаршын Муштановой в facebook принялись делиться своими историями:

«Мой муж во вторник хотел посетить лор-врача. Продуло, и ухо сильно болит. Заставили пройти тоже все кабинеты, просидел в очередях. И это только для того, чтобы записаться к терапевту, который направит к лору. В результате запись была только на четверг. А ухо-то сейчас болит… Пришлось идти к платному доктору без очереди и нервотрепки. А какой смысл тогда в наших отчислениях в ФСМС, если мы не можем воспользоваться услугами?» - написала свой вопрос Маргарита Булдакова.

«Пятый месяц не могу попасть к эндокринологу, мне говорят, что нет талона, очередь. А я состою на учете, да и результаты анализов уже просрочены, которые были сданы еще к октябрю…», – высказала свою проблему Айгуль Иванова.

«Таковы реалии. Многие поражаются, почему люди с инвалидностью нервные и эмоциональные. От таких постоянных стрессов любой человек получит массу негатива, что приведет к подрыву здоровья. Придумали систему, если врач примет без смотрового кабинета – накажут, не отправят к терапевту – нарушат правила. Ну и ковид: нет на месте специалиста, значит, вызвали на борьбу с нечистью… Систему менять нужно однозначно», – обозначила свою позицию Мирует Санкаева.

Директор – всегда на связи

В общем ряду откликов под постом в facebook появился и комментарий Тимура Ажгалиева – директора горполиклиники №5, о которой изначально и шла речь:

«Что касается скринингов, то тут есть нюанс, связанный с форматно-логистическим контролем внутри медицинской информационной системы. Первое – если пациент не прошел в этом календарном году доврачебный кабинет, то программа не даст возможность врачу и медсестре осуществить какие-либо действия в системе. По этой причине и направляют в доврачебный кабинет… Почему попросили прийти натощак? Это связано с тем, что согласно Приказа с учетом возраста пациент подлежал скрининговым процедурам по выявлению заболеваний сердечно-сосудистой системы и сахарного диабета (необходимо сдавать кровь для определения показателей холестерина и глюкозы)…  А вот очередь на анализы была одной из болезненных точек в нашей поликлинике, так как мы обслуживаем большое количество прикрепленного населения. С этими проблемами мне писали пациенты, и мы видели это сами. Поэтому и приняли решение по разделению потоков. Со второй половины 2020 года в нашей поликлинике эти потоки разделены: в корпусе А анализы сдают дети и беременные женщины, в корпусе Б – остальное население старше 18 лет… Что касается того, что мы снимаем врачей с участков для работы на фильтре, в составе мобильных бригад и пунктах вакцинации, то и тому есть объяснение. Чтобы охватить эти три дополнительные функции (которые стали необходимы только из-за пандемии), мы вынуждены задействовать до 6-8 врачей ежедневно, дополнительный штат для этого не предусмотрен. Признаться честно, нам самим это доставляет массу неудобств, но это вынужденная мера. Что касается «футбола», с которым столкнулись (прошу прощение, что использую этот термин, но иначе не назвать), мы выясним, по какой причине это произошло и внесем коррективы. От себя лично прошу прощение за возникшие неудобства. Готовы обсуждать проблемы, которых немало. Основной наш критик и советник – это население, как основные потребители медуслуг. Оценка населения всегда в приоритете».

Справедливости ради заметим, что директор городской поликлиники №5 всегда активно отзывается на возникающие у населения проблемы. Невозможно не признать, Тимур Ажгалиев (лауреат молодежной премии «Лидер года-2019» в номинации «Лучший врач», вошедший в Президентский молодежный кадровый резерв) открыт для вопросов в социальных сетях и оперативен в принятии решений. Его сотовый телефон опубликован на стенде медучреждения, что дает возможность пациентам общаться с ним по ватсапу напрямую, всегда доступна и его страница в сети инстаграм (Azhgaliyev_T), где директор поликлиники старается не оставлять без внимания ни одного злободневного вопроса, что, конечно, не может не радовать и служит, наверное, примером для работы других. Однако даже такой активный и по-современному перспективный работник сферы здравоохранения все равно является заложником общей несовершенной системы, которая буквально связывает его по рукам в надежде оперативно и качественно оказать медпомощь населению. Здесь, как говорится, хоть наизнанку вывернись, все равно у пациентов останется много вопросов, что лишний раз только подтверждает наличие системных пробелов и уже прописанного в приказах Минздрава бюрократизма под названием «Из доврачебного кабинета в кабинет».

В Минздраве то признали

Кстати, в унисон к озвученным проблемам Министерство здравоохранения РК недавно сообщило, что в ответ на многочисленные обращения граждан относительно длительного процесса получения услуг узких специалистов, оно готово изменить порядок оказания медпомощи на амбулаторном уровне. Работники ведомства признались, что «получают множество обращений от граждан по оказанию консультативно-диагностической помощи, которая сегодня в соответствии с кодексом «О здоровье народа» на уровне поликлиники осуществляется через участкового терапевта (запись к профильным специалистам осуществляется после осмотра участковым врачом, при наличии показаний пациент направляется к профильному специалисту)».

«Учитывая многочисленные обращения граждан, в настоящее время разработан проект приказа «Об утверждении правил оказания специализированной медпомощи в амбулаторных условиях», в котором предусмотрено оказание консультативно-диагностических услуг без направления врача общей практики (ВОП) в определенных (!) случаях. А это неотложные состояния и травмы (в том числе офтальмологические, оториноларингологические и другие); оказание экстренной и плановой стоматологической помощи; заболевания дерматовенерологического профиля; приемы к акушеру-гинекологу и психологу по месту прикрепления; при подозрении на заболевания онкологического и гематологического профиля; по профилю заболевания динамического наблюдения; если нужно обращаться в молодежные центры здоровья; при повторном приеме к профильному специалисту в рамках одного случая; при оказании услуг передвижных медицинских комплексов и других», – так поспешили успокоить в ведомстве.

Не все так просто

Однако поясним, что это пока только проект, который находится на стадии обсуждения в профильных ассоциациях и НПП «Атамекент». Конечно, что-то в общей системе медобслуживания может измениться, по крайней мере, такой курс выбрал Минздрав. Хотя есть и непонятные закавыки. К примеру, почему вообще не отменили правило «к узким специалистам – только по направлению ВОП», и для чего этот перечень, который все равно будет ограничивать доступ к нужным врачам, ведь многих нет в предложенном списке?

Вот что пояснил в газете «Время» руководитель управления амбулаторно-поликлинической помощи департамента организации медпомощи Министерства здравоохранения РК Батырхан Сарымсаков:

«Первичная медико-санитарная помощь (ПМСП) базируется на двух принципах: семейном и территориальной доступности. Врачи общей практики должны вести пациента от начала до конца жизни. Они не просто осматривают больного и дают направление, они должны работать в связке с узкими специалистами, знать все о пациенте. И определять, консультации каких специалистов им нужны. Такой подход отражен в кодексе «О здоровье народа и системе здравоохранения». Но, учитывая пожелания населения, мы определили перечень консультативно-диагностических услуг, которые можно будет получать без направления врача общей практики».

По его словам, ключевая фигура в поликлинике – это все-таки семейный врач. «Это не тот специалист, который только и делает, что механически дает направление к узкому специалисту. Он, кроме прочего, предоставляет психологическую помощь и социальные услуги. Распределяет потоки пациентов с учетом медпоказаний, дифференциальной диагностики и вида медпомощи: экстренной, неотложной или плановой. Нельзя об этом забывать. Да, пациент может быть уверен, что ему нужен эндокринолог, но он может ошибаться. Все-таки определять это должен врач. Если мы полностью отменим существующие правила приема узких специалистов, люди напрямую будут идти к ним, и не всегда оправданно, и загружать их еще больше», – отметил спикер.

Батырхан Сарымсаков подчеркнул, что сейчас на прием к любому узкому специалисту нужно записываться через участкового. А в проекте предлагается, что на повторный и последующие приемы в рамках одного случая нет необходимости идти через ВОП. Если узкий специалист для подтверждения диагноза направляет человека на дополнительные анализы, то прийти к нему на повторный прием можно будет без визита к ВОП.

«Пациенты, состоящие на динамическом учете, смогут посещать узкого специалиста тоже без направления. Допустим, гражданин на учете у кардиолога, он раз в полгода должен посещать лечащего врача – он напрямую записывается к нему и приходит. Это касается и других заболеваний, сахарного диабета, например. Но посетить можно будет только врача своего профиля, к остальным нужно будет брать направление у ВОП», – сказал он в интервью.

И на вопрос «Поступали предложения дать людям возможность ходить к узким специалистам без направления участкового?» спикер ответил, что такого не было. По его словам, это неправильный подход, потому что ключевая фигура в поликлинике – все-таки семейный врач, и пациент может ошибаться, думая, что ему нужен специалист определенного профиля. Так что сильно радоваться озвученным предложениям, думаю, пока преждевременно.

Бесплатная-платная медицина

А тем временем люди говорят, обратившись за медицинской помощью, не получают ее до тех пор, пока не выплатят взносы за последние 12 месяцев в Фонд соцмедстрахования, даже если не обращались к врачу. Напомним, областной филиал ФСМС ЗКО, отчитываясь о работе в ходе брифинга на площадке РСК, неоднократно заявлял, что количество застрахованного населения у нас составляет примерно 84%, а удельный вес незастрахованных – 15-16%, что свыше 100 тысяч человек. То есть это те люди, которые не имеют доступа к таким видам медпомощи, как специализированная в амбулаторных условиях, профилактические медосмотры, прием и консультация профильных врачей по направлению участкового врача, динамическое наблюдение профильными специалистами лиц с хроническими заболеваниями, диагностические услуги (лабораторная диагностика, УЗИ, рентген, КТ, МРТ), высокотехнологичная стационарная медицинская помощь, медицинская реабилитация и другие. Если граждане оказались незастрахованными в 2021 году, то им необходимо проверить платежи за предшествующие 12 месяцев и произвести оплату, чтобы стать участником системы медстрахования. К примеру, чтобы получить медпомощь в феврале этого года, оплачены должны быть все месяцы с января 2021 по январь 2022-го.

Известно, что граждане, которые официально работают, перечисляют в Фонд ОСМС 2% от оклада, еще 3% платит работодатель. В общей сложности, выходит 5%. Самозанятым страховка обходится в 3000 тенге. А вот индивидуальные предприниматели должны платить 4200 тенге. То есть, минимальный годовой взнос составляет 36000 тенге. При этом оценивая качество услуг в поликлиниках, большинство населения сетуют на недостаток специалистов, огромные очереди, преграды в виде доврачебного кабинета и прочие изыски системы, о которых и рассказали уральцы, проникнувшись историей Гульбаршын Муштановой.

 

Козыкеш УМАРОВ,
ветеран медицины ЗКО, отличник здравоохранения РК:

В министерстве здравоохранения, на мой взгляд, начинают прислушиваться к населению, чтобы люди в безотлагательном порядке могли попасть в кабинет к узкому специалисту. Думаю, предложенная мера в виде посещения врача напрямую будет хорошо продумана, что в итоге все-таки улучшит положение в системе здравоохранения… Я полностью согласен, что изначальное направление каждого пациента на прием к врачу ВОП создает волокиту, на что уходит много времени и нервов. Доступность оказания медуслуг теряет свою актуальность. Да и зачем наделять врача ВОП этими функциями, чтобы, помимо всего прочего, что касается медицинской деятельности, он регистрировал пациентов в базе, вносил данные и направлял их к узким специалистам? Несовершенство системы на лицо, ее однозначно нужно упрощать… В бытность моей работы в сфере здравоохранения к окулистам, невропатологам, неврологам, кардиологам, лорам и прочим врачам в регистратуре по необходимости записывали сразу – без посещения участкового доктора. Хотя на селе всегда был большой дефицит узких специалистов…

 

Галина Каренских,

zhaikpress.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале