Функция экологического просвещения на территории нашей области реализуется в деятельности музея природы и экологии, так как школьники, студенты и воспитанники детских садов составляют большинство от общего количества посетителей. Для этого у музея природы и экологии имеются все необходимые условия: уникальный по своему разнообразию естественнонаучный фонд, три зала, оснащенных современным оборудованием для демонстрации фильмов, слайдов и презентаций, и главное, постоянно действующая экспозиция, являющаяся центральным объектом изучения природы в музее. В объемно-пространственных композициях представлены природные зоны нашего края. Посредством подлинных экспонатов посетители знакомятся с историей развития органической жизни на Земле, с растительным и животным миром нашей области, с историей и культурой коренного народа, основой жизни которого всегда являлись биологические ресурсы. Добыча тех или иных полезных ископаемых, которыми богат наш регион, непременно ведет к разрушению уникальных ландшафтов. Экологические традиции – это огромный пласт народной культуры. Традиции всегда передавались из поколения в поколение и сегодня они должны быть основополагающими в деле экологического образования. На основе постоянной экспозиции в музее природы и экологии разработаны программы по экологическому воспитанию. Все занятия проводятся с учетом сезонной периодичности тех или иных явлений в природе. В связи с этим сформирована четкая система образовательно-воспитательного процесса.
В период дошкольного возраста, в процессе целенаправленного воздействия, у детей можно сформировать азы экологической культуры: осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их окружение в этот период жизни. При работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста успешно реализуется культурно-образовательная программа «Почемучка» по неформальному экологическому воспитанию. В программу входят изучение флоры и фауны родного края, знакомство с особо охраняемыми природными территориями, животными и птицами, занесенными в Красную книгу и др. В рамках программы проводятся занятия-экскурсии, игровые занятия и тематические мероприятия. Общение с детьми в процессе занятий построено в форме диалога, ребенок становится активным его участником. Вопросно-ответный метод активизирует внимание и память ребенка, он особенно ценен, когда создается проблемная ситуация. Например, во время занятия «Млекопитающие», дети видят зайца в зимнем и в летнем наряде, а комплекс вопросов позволяет им самим сделать вывод, почему зимой заяц белый, а летом серый. В занятия включены игры. Каждый ребенок включается в действие, имея возможность увидеть экспонаты. Все это вызывает у детей положительные эмоции. Важно не только дать детям различные представления и знания, но и закрепить их. Дети с удовольствием разгадывают загадки, составляют картинки. Иногда после занятия для закрепления полученных знаний детям предлагается что-либо нарисовать, например, животное, которое им больше всего понравилось. Из рисунка можно сделать вывод, что ребенок лучше всего запомнил, что почерпнул для себя в результате этого занятия. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста разработан отдельный цикл занятий, посвященный редким и исчезающим видам животных, занесенным в Красную книгу.
Например, занятие на тему «Хозяин леса», посвящено самому крупному животному леса – лосю. На этом занятии дети знакомятся с образом жизни этого животного, его повадками, особенностями приспособления к природным условиям. «Современник мамонта» – рассказ об истории возрождения популяции сайгака, единственного животного, сохранившегося с ледникового периода. Кроме того, дети узнают об особенностях образа жизни этих животных.
При работе со школьниками среднего и старшего звена, реализуется культурно-образовательная программа «ЭКО» по неформальному экологическому воспитанию. В программу входят изучение природы области во всем ее разнообразии с экологической точки зрения. В рамках программы проводятся не только тематические экскурсии, но и ряд специальных занятий, лекций и мероприятий на экологическую тематику. Подросткам нравится что-то делать и создавать, они любят быть в центре внимания, быть непосредственным участником процесса, а в музее приобретают первый личный музейный опыт. Эта задача успешно решается на сравнительно новой форме мероприятия экологическом празднике. Для того, чтобы сделать мероприятие наиболее интересным для детей, в программу праздника включены викторины и конкурсы. Фильмы, презентации, мастер-классы помогают получить и усвоить новую для детей информацию. На празднике дети смотрят фильм о природе родного края и участвуют в познавательной викторине. В конце мероприятия те, кто лучше всех справился с заданиями игры-путешествия, получают удостоверение знатока природы Приуралья.
«Нам есть, над чем задуматься...», занятие в форме слайд-шоу, посвященное Всемирному дню охраны окружающей среды. В основу занятия легли детские рисунки на тему будущего нашей планеты. Наибольший интерес детей вызывает тот факт, что в создании презентации принимали участие их ровесники. На занятии «Удивительная капелька», приуроченном к Всемирному дню воды, рассказывается о важности воды как основы всего живого, о необходимости охраны водных ресурсов. На занятии показываются простые опыты с водой, в которых дети принимают непосредственное участие. Тематическая викторина помогает закрепить имеющиеся и приобрести новые знания.
2022 год объявлен Годом детей. В этом году сотрудниками музея запланирован ряд экологических встреч, названных Зелеными субботами. Одна из Зеленых суббот посвящена Кирсановскому зоологическому заказнику, создана научная экспедиция совместно со студентами ЗКУ им. М. Утемисова. Следующие Зеленые субботы приурочены к экологическим праздникам: День птиц, Всемирный день водно-болотных угодий, День Земли, День охраны окружающей среды и т.д. Важность воспитания основ экологической культуры, его сложность и недостаточная выраженность в школьной программе делают актуальным использование внеклассных возможностей. Использование богатого наглядного выставочного материала музейной экспозиции, помогает познакомить детей дошкольного возраста, школьников, студентов с рядом сложных экологических явлений и закономерностей в неформальной обстановке. Целью нашей работы является естественнонаучное, целостное экологическое воспитание детей школьного возраста на основе экспозиции «Музей природы и экологии». Экспозиция имеет очень важные преимущества, позволяющие решать целый комплекс воспитательных и образовательных задач, особенно экологического плана, поскольку концепция выставки изначально подразумевала размещение экспонатов согласно биотопам обитания демонстрируемых видов. Наглядность и натуралистичность экспонатов, и размещение экспонатов согласно биотопам обитания демонстрируемых видов и с учетом фенологии (циклическая смена явлений природы, обусловленная сменой ландшафта); насыщенность выставки чучелами различных видов животных разных таксономических и экологических групп, муляжами растений и грибов;
широкое освещение группы редких и особо охраняемых видов флоры и фауны, занесенных в Красную книгу ЗКО и подлежащих охране.
Современные образовательные программы знакомят школьников с первых лет обучения с такими экологическими вопросами как: фенологические изменения в природе; подготовка птиц и животных к зиме и переживание этого сложного сезона; разнообразие растительного и животного мира и простейшая систематика; Красная книга; важность среды жизни и необходимость охраны природы; начальное понимание круговорота веществ в природе и пищевых цепей и многие другие. Осложняется это и тем, что в рамках преобладания в современной школе концентрической системы образования перед детьми, пускай и на очень упрощенном уровне, ставятся сложные системообразующие вопросы. Анализ множества экологических праздников и дат позволил выделить те из них, которые имеют большую значимость и отражают краеведческую специфику. Ориентировка на эти даты позволяет заранее продумать и подготовить целый ряд экологических тем, которые могут быть подняты в ходе экскурсии. Экскурсия же завершается выводом, который снова подчеркивает зависимость состояния окружающей среды, благополучной жизни каждого вида животных, в том числе, и от нашего отношения к ним. Интерес к экологической проблематике не случаен. Он обусловлен тревожащим человечество экологическим кризисом и его последствиями, а также поиском новых путей выхода из него. Однако технократическое мышление настолько сильно, что экологический кризис представляется как нечто внешнее по отношению к человеку, а не как то, что заключено в нем самом. Поэтому формирование экологического сознания, экологической культуры и мировоззрения личности в целом должно стать первостепенной задачей экологического образования и воспитания. Экологическое сознание ребенка постепенно поднимается на более высокий уровень, если создается интерес, установка на восприятие природы, а занятия затрагивают чувства ребенка, вызывают сопереживания.
Айгуль Джумагазиева,
заведующая музеем природы и экологии,
г. Уральск