8.04.2022, 15:45
Просмотры: 93

Кто губит нашу реку?

В редакцию обратились жители села Рубежинское, возмущенные тем, что реку Рубежка перегородили плотиной. Сельчане опасаются, что данное ГТС создаст угрозу подтопления так как препятствует стоку воды, также плотина создаёт риск экологической катастрофы, так как река не заполняется должным образом и погибает.

InShot_20220408_153551771

Любое вмешательство в природу чревато серьезными последствиями, но, к сожалению, понимание этого приходит только тогда, когда, эти последствия наступают. Жители села Рубежинское обратились в редакцию с просьбой довести до компетентных органов и экологической общественности ситуацию с одним из притоков Урала, который как всем известно находится на грани экологической катастрофы, так как вот уже несколько лет сильно мелеет, а осенью прошлого года уровень воды в реке упал настолько, что у главной водной артерии региона обнажилось дно. Ни для кого не секрет, что река заполняется за счет притоков и если зарегулировать русло одного из притоков, то естественно река недополучит значительный объем воды, что будет иметь крайне негативные последствия. По словам местных жителей гидротехническое сооружение в русле реки Рубежка появилось сравнительно недавно в 2020 году, но последствия недополучения рекой первоначального объема воды сельчане уже ощутили. Местный старожил Виктор Анюточкин, проработавший длительное время лесничим в Январцевском лесхозе, утверждает, что река после обустройства плотины резко обмелела, происходят постоянные заморы рыбы на участке протяженностью около 7 км.

– У нас большие сомнения в законности данного сооружения, оно было построено в 2020 году, воду используют для орошения полей, но так делать нельзя, для полива должны бурить свой колодец и использовать свою воду, либо устанавливать системы капельного орошения. Если каждый фермер будет поливать из рек, то у нас вообще воды не останется. Всю жизнь здесь прожил, лесником работал все протоки родники знаю, сейчас все заилилось забилось, воды нет, рыбы раньше сколько было в реке, даже осетр доходил до нас на нерест, а сейчас даже карась и тот погибает, ежегодно замор и зимой, и летом. Летом вообще та часть реки, где перегорожено цветет и запах стоит затхлый, цвет ядовито-зеленый, через плотину вода не проходит должным образом, а так делать нельзя, река должна течь свободно. Такого никогда не было, река всегда была чистой, родниковой, если морозы были меньше 25 градусов провалиться можно было, река не замерзали из-за родников, после строительства плотны появились сине-зеленые водоросли, сгубили речку ради наживы. А сейчас и вовсе завезли бетонные плиты, значит собираются эту плотину укрепить, это приведет к тому, что река просто высохнет. Река Рубежка это приток Урала, протяженностью свыше 200 км. и эту воду не пускают в Урал, а он сохнет. Это на сегодняшний день единственная река, которая еще как-то может напитать Урал, здесь еще остались родники, реки Быковка и Енбулатовка уже практически пересохли. В нашем селе Рубежинское более 2,5 жителей, все мы против такого хищнического отношения к нашей реке, почему интересы одного фермера выше чем мнения всех жителей села и в целом экологии края. Еще одна большая проблема строительство кирпичного завода, под него собираются делать карьер, а это опять же уничтожат гектары пойменного леса. У нас здесь рядом ООПТ «Кирсановский заказник», там обитают краснокнижные животные и птицы, а фермерские хозяйства расположены прямо по границам заказника и берегу реки, земля вся в частной собственности, – рассказывает Виктор Аниточкин.

К сожалению, неконтролируемая хозяйственная деятельность в руслах рек приводит к рискам подтопления населенных пунктов, а от этого страдают люди. То, что несколько населенных пунктов в нашей области оказались затопленными и сельчане лишились своих домов и животных не малую роль сыграли заторы в руслах рек, – считает руководитель общественного объединения «Таза Булак» Арман Бектенов.

– В руслах малых рек по ЗКО около полутора тысяч различных ГТС, и только 186 из них стоит на балансе в ЗКФ Казводхоза, остальные ГТС не учтенные, кто их ставил, кто давал разрешение этой информации нет. Многие плотины бесхозные, разрушены, но тем не менее создают заторы и препятствуют стоку воды. Так как несколько лет практически не было паводка, притоки на малых реках заилились, заросли, никто работы по расчистке русел не проводил, о родниках вообще никто не вспоминает, они забились и исчезли. К тому же все практически реки зарегулированы воде просто некуда идти, вот она и разлилась по степям. Вода для нас сейчас ценнейший ресурс и при грамотном управлении природными ресурсами, и профессиональном подходе, эту воду можно было бы собрать и в дальнейшем использовать для хозяйственных нужд. Но, к великому сожалению, сберегать ресурсы наши управленцы не умеют. Из-за того, что нет должного контроля, за деятельностью хозяйствующих субъектов в руслах рек, область получила стихийное бедствие, теперь государством будут выделяться средства на восстановление разрушенных объектов и компенсации. А те, кто строил эти плотины никакой ответственности не понесут, как и те, кто дал разрешение на такие работы. Так что ситуация с Рубежкой не единичный случай, и все это приводит к весьма плачевным последствиям, – обозначил свое видение ситуации с малыми реками Арман Бектенов.

Общественник также отметил, что недальновидность должностных лиц ответственных за сохранение природных ресурсов и хищническое отношение к воде вряд ли способствуют решению существующих сельскохозяйственных проблем, а в дальнейшем и вовсе приведут к экологической катастрофе и любая хозяйственная деятельность станет просто невозможной.

Журналистские запросы о законности ГТС на реке Рубежка, а также о влиянии данного сооружения на гидробаланс реки направлены в департамент экологии ЗКО, а также в управление природных ресурсов и регулирования природопользования ЗКО.

Евгения Максимова, 

zhaikpress.kz

 

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале