Департамент по защите прав потребителей ЗКО призывает покупателей быть предельно внимательными при совершении покупок с помощью оформления банковских займов. Дело в том, что в магазине могут с легкостью предложить оформить покупку в рассрочку, а по факту окажется, что это кредит – соответственно, сумма его погашения гораздо выше. И такой авантюризм придется оспаривать в суде.
Как рассказала руководитель областного департамента по защите прав потребителей Эльмира Киматова, в конце мая городским судом было вынесено решение в отношении продавца магазина бытовой и компьютерной техники. Иск при поддержке специалистов этого ведомства был подан одним из покупателей.
А произошло следующее. Как-то ранее он зашел в этот магазин в поисках айфона для дочери и увидел там информацию о возможности приобретения товара в рассрочку. Работник магазина пояснил, что желаемой модели в наличии не имеется, но сотовый телефон можно заказать в Алматы, и он прибудет в течение 14 дней в наш город. Покупателя это обрадовало, и он согласился оформить покупку в рассрочку. Заявка в Каспий банк на получение займа была оформлена продавцами через смартфон. Со слов покупателя, он не умел пользоваться приложением банка, поэтому доверился работникам магазина. Получив одобрение, таким же образом потребитель приобрел наушники и зарядное устройство. Общая стоимость покупки составила 612260 тенге. Через несколько дней айфон был доставлен в магазин, и покупатель его забрал.
– Однако вскоре, при первом погашении займа выяснилось, что товар был оформлен не в рассрочку, а в кредит на общую сумму в 926663 тенге, что на 300 с лишним тысяч больше, – пояснила Эльмира Нуровна. – Это, конечно, совсем не устроило покупателя, и он обратился в магазин с письменной просьбой оформить покупку в рассрочку.
Работники магазина изначально пообещали принять меры, но потом просто посоветовали погасить кредит досрочно, не предоставив официального ответа на претензию покупателя. Последний был вынужден пойти с иском в суд, где просил взыскать с продавца сумму в размере 314403 тенге (разница между суммами займа в рассрочку и в кредит) и возместить в его пользу 200000 тенге в качестве компенсации морального вреда. Исковые требования были удовлетворены частично – суд обязал продавца возместить в пользу покупателя 50000 тенге за моральный вред.
– Помимо этого, по результатам проведенной внеплановой проверки продавец был привлечен к административной ответственности за непредоставление ответа на потребительскую претензию, – отметила руководитель департамента по защите прав потребителей ЗКО. – Данная ситуация является наглядным примером того, что потребители должны быть осторожны при совершении покупок и оформлении банковских займов.
Только за пять месяцев с начала года департаментом по защите прав потребителей ЗКО было рассмотрено свыше 200 письменных обращений, более 180 западноказахстанцев сообщили о нарушениях своих прав по телефону, 187 пришли на личный прием. В результате работы был произведен возврат денежных средств в размере 24,3 млн тенге, 12 покупателям произвели замену товаров.
Кстати, департамент по защите прав потребителей ЗКО может выступать истцом и направлять исковые заявления в суд при нарушениях прав более 10-ти покупателей по одному и тому же вопросу. Он находится по ул. Сарайшык, 44/2 (здание управления координации занятости и социальных программ ЗКО, 3-й этаж).
Телефоны горячей линии: 25-06-03, 50-00-44. Сообщить о нарушении потребительских прав также можно через Телеграмм-бот (kzpp_bot) и портал электронного правительства egov.kz .
Галина Каренских,
фото источник: coolfinans.ru,
zhaikpress.kz