В Западно-Казахстанском областном филиале АО «ЕНПФ» всегда готовы ответить на все вопросы, касающиеся накопительной пенсионной системы. Спектр оказываемых филиалом услуг широк: это и помощь в планировании будущей пенсии, и предоставление информации о текущем состоянии пенсионного счета, и консультации вкладчиков и получателей о том, как устроена пенсионная система, какие изменения в ней происходят, как работают пенсионные деньги и многое другое. На наиболее частые вопросы мы постарались ответить, побывав один день в областном филиале АО «ЕНПФ», находящемся по адресу: г. Уральск, ул. Мухита, 78.
К началу рабочего дня сотрудники уже находятся на своих местах, так как они приходят на 20-25 минут раньше открытия офиса. В первую очередь проверяется все компьютерное оборудование, внешний вид сотрудников и их готовность к работе. Двери филиала открываются точно в указанное в режиме работы время, здесь четко придерживаются правила – нельзя заставлять клиентов ждать. На входе у терминала стоит специалист, который встречает посетителей и помогает им получить талон на оказание услуги. Далее клиент уже проходит непосредственно к специалисту, который окажет услугу и ответит на интересующие вопросы.
В операционном зале клиентов обслуживают несколько сотрудников. Они консультируют вкладчиков, помогая им разобраться в пенсионной системе и формировании пенсионного капитала. За день в отделение приходит в среднем более 100 человек. В целях проверки качества обслуживания на рабочих столах специалистов установлены сенсорные панели для оценки. Вкладчики обращаются с различными вопросами, например, хотят узнать, как им будет начисляться пенсионная выплата, какой она будет. Бывает, что людям сложно самим разобраться в нововведениях, которые вносятся в законодательство, и специалист разъясняет, как и из чего складывается пенсия.
Вопрос клиента:
– Кто и как должен перечислять обязательные пенсионные взносы?
Ответ операциониста:
– Все зависит от условий трудовой деятельности. Если человек работает по найму, его работодатель должен каждый месяц удерживать и перечислять ОПВ в размере 10% от заработанной сотрудником суммы.
Если казахстанец работает по договору гражданско-правового характера (ГПХ) с лицом, являющимся налоговым агентом, то этот агент удерживает от ежемесячно выплачиваемого дохода 10%, которые переводит в ЕНПФ в виде ОПВ.
Бывает, что человек по договору ГПХ работает с лицом, не относящимся к налоговым агентам. В этом случае казахстанец (по своему желанию) сам перечисляет не менее 10% ежемесячного дохода в ЕНПФ, но не более 10% от 50-кратного размера минимальной заработной платы (МЗП). Делать это можно через банки или АО «Казпочта».
Самозанятые тоже могут делать пенсионные взносы. Они должны уплачивать единый совокупный платеж (ЕСП). Размер ежемесячного платежа составляет 1 МРП для физических лиц, проживающих в столице, а также городах республиканского и областного значения, и 0,5 МРП для физических лиц, проживающих в других населенных пунктах. В 2022 году эти суммы составляют 3 063 тенге и 1 531,5 тенге соответственно. ЕСП включает в себя не только обязательные пенсионные взносы, но и взносы в систему обязательного медицинского и социального страхования, а также индивидуальный подоходный налог.
Занимающийся частной практикой индивидуальный предприниматель рассчитывает размер ОПВ за каждый месяц налогового периода, затем переводит получившиеся суммы на свой счет в ЕНПФ через банки второго уровня.
Вопрос клиента, являющегося работодателем:
– Слышал, что сейчас можно онлайн перечислять за своих сотрудников пенсионные отчисления, не заполняя каждый раз новый отчет. Как это сделать?
Ответ операциониста:
– Совершенно верно. В целях улучшения предоставления пенсионных услуг мы запустили на сайте ЕНПФ новый проект «Кабинет юридического лица», который позволит облегчить и упростить работодателю перевод пенсионных отчислений сотрудников. Данный сервис позволяет формировать, редактировать и отправлять на печать платежные поручения по оплате обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов и добровольных пенсионных взносов.
Теперь через «Кабинет юридического лица» Вы можете увидеть список работников, по которым необходимо направить платежи в ЕНПФ, с возможностью редактирования – удаления и добавления работников. Кроме того, сервис позволяет просмотреть в истории платежей все данные по ранее сформированным платежным поручениям.
Доступ к услуге предоставлен первому руководителю, имеющему право подписи, или лицу, наделенному правом подписи финансовых документов только при наличии электронной цифровой подписи для юридических лиц, выданной Национальным удостоверяющим центром Республики Казахстан – то есть все данные хорошо защищены!
Желаю процветания Вашему бизнесу!
ЕНПФ на колесах
Из операционного зала я прошла в отдел выездного обслуживания. Работа здесь кипит. Я узнала, что еще в 2018 году Фонд ввел в эксплуатацию проект «Мобильный офис» – многофункциональный комплекс, специально оборудованный для осуществления выездных мероприятий по обслуживанию отдаленных населенных пунктов, где зачастую даже нет интернета.
Кроме того, есть сотрудники со специальным комплектом оборудования «Мобильный агент», куда входят ноутбук, модем с интернетом и переносное многофункциональное устройство. Они каждый день выезжают к вкладчикам (получателям), у которых установлена инвалидность 1 и 2 групп бессрочно, а также в организации, учебные и медицинские учреждения, учреждения закрытого типа, например, военное училище или места лишения свободы, для того, чтобы донести до населения важную информацию о пенсионной системе и оказать требуемые услуги.
Специалисты выдают выписки, консультируют, показывают и рассказывают про интернет-сервисы, заключают дополнительные соглашения о способе информирования, чтобы люди в любое время могли через смартфон или компьютер зайти в свой личный кабинет на сайте или в мобильном приложении и посмотреть всю информацию о своем счете.
Сотрудники отдела выездного обслуживания в течение года прилагают все усилия, чтобы трудовые коллективы и население области на должном уровне были информированы о накопительной пенсионной системе, новых электронных сервисах фонда, повышали финансовую грамотность и учились планировать свою пенсию.
Арайлым Беккалиева,
zhaikpress.kz