Ежегодно департаментом по обеспечению качества в сфере образования Западно-Казахстанской области проводится работа по всестороннему изучению готовности организаций образования к новому учебному году. Об итогах проведенного мониторинга в ходе брифинга на площадке РСК рассказала руководитель данного ведомства Булбул Кузембаева.
В июле - августе текущего года, в соответствии с поручением Министерства просвещения РК, проведен мониторинг состояния материально-технической базы школ, текущих и капитальных ремонтов, оснащения видеокамерами, работы попечительских советов, проекта «Читающая школа» и дебатных клубов, вопросов приема на работу педагогов.
Кадровый вопрос
С начала января 2022 года в 74 школах области временно и постоянно действовали 168 вакансий педагогов, всего было принято 167 педагогов. Из них на конкурсной основе-96 (в том числе 84 педагога приняты с нарушением требований указанного приказа), 71-без конкурса. Назначение, ротация первых руководителей, аттестация педагогов проводятся областным управлением образования. С января 2022 года в 23 школах назначены первые руководители. Однако установлено, что требования приказа МОН РК от 21 февраля 2012 года №57 не соблюдаются в полном объеме. Допущены недостатки в процедуре организации конкурса, начиная с подачи объявления, соответствия квалификации претендентов, оформления протоколов конкурса, заполнения оценочных листов, подсчета выставленных баллов. Кроме того, с этого года в соответствии с «Правилами проведения ротации первых руководителей государственных учреждений образования», утвержденными приказом МОН РК от 11 ноября 2021 года №559, ротированы руководители 70 учреждений образования (детских садов, школ, ТиПО). При организации ротации были выявлены такие недостатки, как нарушение процедуры уведомления, отсутствие информации о квалификационной категории.
В соответствии с приказом МОН РК от 27 января 2016 года №83 «О порядке проведения аттестации педагогов» в 2021 году 788 педагогов подали заявления на подтверждение или получение своей категории, из них получили 658 (83 %). 87% заведующих методическими кабинетами, 55,5% заместителей заведующих методическими кабинетами получили категории.
Повышение профессиональной квалификации, потенциала педагогов для обеспечения качества образования – это непрерывная работа. В начале нового учебного года в городе и во всех районах имелось 52 вакантных мест директоров школ. То есть исполнение обязанностей директора возложены на заместителя. Особенно в Акжаикском, Жангалинском, Теректинском, Казталовском, Каратобинском, Бокейординском районах.
О статусе педагога
Соблюдение прав и этических норм педагогов находится на постоянном контроле Департамента. К сожалению, зачастую со стороны руководителей образовательных учреждений происходит несоблюдение этических норм, утвержденных приказом МОН РК от 11 мая 2020 года №190. К примеру, в этой декаде в консультативно-совещательном органе при Департаменте были рассмотрены жалобы от воспитателей двух детских садов (Казталовского, Акжаикского районов) в отношении заведующих. В отношении заведующей детским садом Казталовского района в соответствии с пунктом 7-3 статьи 409 Кодекса РК «Об административных правонарушениях» возбуждено административное дело за привлечение воспитателей к работам, не относящимся к их профессиональным обязанностям, приобретение товаров было объявлено «административное замечание». В отношении заведующей детским садом Акжаикского района за несоблюдение этических норм применена дисциплинарная мера в виде «выговора».
Условия труда
Что касается материально-технической базы школ, то в 97 школах (начальной и малокомплектной) нет спортивных залов. Дефицит спортивного инвентаря наблюдается в большинстве школ. В 118 (30 %) школах скорость интернета ниже 10 мбит/с, 29,3% устаревших компьютеров, 12,1% интерактивных досок не работают. 70% школ обеспечены кабинетами новой модификации, только 50% – лабораториями. Имеющиеся кабинеты устарели на 64%. В целях обеспечения безопасности детей во всех школах установлено внутреннее, наружное видеонаблюдение, но не соответствует требованиям и требуется установка дополнительных камер.
В 2022 году в области 6 школ находятся в аварийном состоянии, из них 4 школы в Казталовском районе (с. Казталовка, с. Жулдыз, с. Сарыкудык, с. Коныс), 1 школа в Акжаикском районе (с. Атамекен) и 1 школа в Бурлинском районе (г. Аксай).
На сегодня в области насчитывается 8 трехсменных школ, из них 6 – по городу Уральску, школа в Теректинском районе (с. Подстепное) и школа в Бурлинском районе (г. Аксай).
В текущем году за счет бюджета запланировано завершение 6-ти школ для решения проблемы 3-х аварийных школ, 2 – с дефицитом ученических мест и 1 трехсменной школы.
В 2022 году из 15 школ, охваченных капитальным ремонтом, в 3-х школах капитальный ремонт завершен на начало нового 2022-2023 учебного года. Капитальный ремонт продолжается в 12-ти школах области, а учебный процесс организован в социальных объектах населенных пунктов. Данный вопрос находится на контроле Департамента.
Алена Маликова