1.12.2022, 9:45
Просмотры: 70

Сельские ремесленницы

При поддержке Совета деловых женщин ЗКО в с. Тайпак  Акжаикского района сельские безработные женщины открыли производственный цех по переработке шерсти с дальнейшим производством домашних тапочек и национальных ковриков в рамках  проекта «Одно село – один продукт».

войлок (5)

Этот пилотный проект в республике действует специально для развития женского предпринимательства в Казахстане. Он направлен на поощрение кооперации односельчан для создания уникальных местных продуктов с применением местных ресурсов и с учетом специфики региона. Предусматривает активную поддержку сельских женщин, желающих производить востребованные на рынке товары и продукты, причем не в одиночку, а сообща. Для участия в данном пилотном проекте были отобраны всего четыре области по республике Западно-Казахстанская, Костанайская, Жамбылская и Мангистауская.

Для участия в этом проекте женщинам необходимо пройти три этапа, один из которых — обучение на специальных курсах. В ходе обучения женщины получат знания о тонкостях ведения бизнеса. Есть возможность заниматься предпринимательством на дому.

войлок (6)

Именно по инициативе НПП РК «Атамекен» ЗКО включена в список пилотного проекта «Одно село – один продукт». В рамках данного проекта, впервые в истории, побывали в Тайпаке международные эксперты из Японии, Кыргызстана, НПП РК «Атамекен». Невероятно, что в короткие сроки женщины научились не только перерабатывать шерсть, но и производить тапочки и, как говорят эксперты, хорошего качества! Конечно, тому есть объяснение – работоспособность, стремление к лучшей жизни, а главное – это наставничество великого мастера – Айжан Беккуловой, которая обучила искусству и технологии производства.

В Западно-Казахстанской области проект осуществляется под эгидой Совета деловых женщин при региональной палате предпринимателей.

– Когда услышала о проекте «Одно село – один продукт», существующем в Кыргызстане, изучила их опыт. Очень хотела, чтобы и наши ремесленники могли развить свое дело до масштабов поставок на экспорт. В течение двух лет буквально «бомбила» нацпалату просьбами: давайте реализуем этот проект. Когда появились перспективы по нему, конечно же, Западный Казахстан включили в число пилотных регионов. И, наконец, в начале нынешнего года проект стартовал. Для западноказахстанцев это очень важно. Международные эксперты оценивают его как движение вперед, – говорит инициатор проекта в ЗКО, председатель Совета деловых женщин Ляна Турсынова.

войлок (1)

– Проблем было немало: во временно предоставленном акиматом помещении своими силами произвели ремонт, провели электричество, водоснабжение, канализацию. На свои средства купили трансформатор, который оказался очень дорогим. Со всеми проблемами справились, женщины с большим энтузиазмом принялись за работу, – рассказывает председатель районного Совета деловых женщин Ляззат Сейткереева.

Проект «Одно село – один продукт» зародился в Японии в 60-х годах прошлого столетия, он нацелен на стимулирование сельских жителей к раскрытию потенциала через ремесленничество, расширение возможностей к самореализации, организации дела, которое приносило бы стабильный доход. В Японии все село решало, что они будут производить, вместе работали над тем, чтобы товар достиг наивысочайшего качества. «В нашем проекте нет того, что делали до нас, – отмечает Харагучи сан, выдающийся лидер и блестящий менеджер. – Мы не даем финансовые средства или оборудование. Мы лишь показываем дорогу, а местные жители сами производят товар, развивают свой потенциал».

В новом производстве по переработке шерсти в Акжаикском районе заняты пять женщин. Они прошли тренинги у Айжан Беккуловой, председателя Союза ремесленников Казахстана, почетного члена и советника председателя Всемирного ремесленного совета, эксперта Национального комитета по нематериально-культурному наследию, художницы по текстилю, которая профессионально занимается войлоком более 25 лет.

– Наш цех открылся 1 августа при поддержке Совета деловых женщин по проекту «Одно село – один продукт». Сами приобрели колодки, шерсточесальную машину. Шерсть закупаем у населения, стираем ее вручную. Красители используем натуральные, на основе сока из листьев и плодов свеклы. Уже есть заказы. Хотим попробовать делать зимнюю обувь – угги, – рассказывает бригадир Жанна Бакаева.

Опыт соседних стран, Кыргызстана и Узбекистана, наглядно показывает, что экономика государства может во многом опираться на ремесленничество. Ремесленничество сопровождало человечество на важнейших этапах его развития. Но каково положение ремесленной деятельности сегодня в мире и, в частности, в Казахстане? К сожалению, как обыденные, так и научные представления о ремесле сейчас довольно расплывчаты и противоречивы. Кто-то считает его неким «рудиментом» современной экономики. А кто-то, напротив, определяет, как уникальное экономическое, социальное явление, которое характерно и актуально для всех эпох.

Как и любая другая страна, Казахстан имеет свои уникальные народные ремесла, возникшие в древности и развивавшиеся на протяжении тысячелетий. Одним из важнейших и древнейших казахских ремесел по праву считается изготовление войлока и работа с ним. Толстый войлок (кошму) использовали для покрытия юрт, а тонкий войлок служил материалом для пошива различной одежды: чапанов, халатов, шапок и т.д. Войлок служил основой для ковров «текемет», которые стелили на пол в юрте, и для красивых ковров «тускииз» с рисунками и орнаментами, которые вешали на внутренние стены юрт как украшение. Вместе с этим было хорошо развито ковроткачество из шерсти и изготовление ковриков из тонких полос ткани (корпе).

Местные женщины впервые работают с войлоком и вдруг понимают, что из куска бросовой шерсти можно сделать вещь и продать ее. Их охватывает чувство гордости. Они из простых домашних хозяек превращаются в предпринимательниц. Конечно, пока о стабильном производстве говорить не приходится. Нужны навыки – мастерицы должны довести до автоматизма раскладку шерсти, знать, когда убавить или прибавить мыло. Это чисто технологические моменты, и их надо прочувствовать.

Всего из Западного Казахстана в рамках проекта тренинги прошли семь человек, в том числе пять из Тайпака. Потенциал направления очень высок, нужно его поддерживать, и этот опыт распространять на другие регионы. Сейчас в цехе всего пять мастериц, но со временем, когда у них все будет получаться, подтянутся другие – и женщины, и мужчины. Ведь на самом деле это физически тяжелый труд. Но он обеспечивает на селе занятость, создание рабочих мест.

Всегда важно помнить и о том, что ремесленничество – особый вид предпринимательской деятельности, нуждающийся в действенных мерах господдержки. На первый план выходит понятие человеческого капитала, поскольку в большинстве случаев речь идет о специалистах высочайшей квалификации, уникальных мастерах и потомственных ремесленниках, секреты мастерства которых передаются из поколения в поколение на протяжении многих веков.

Алена Маликова

 

Главная цель проекта «Одно село – один продукт» – поиск уникальной продукции в регионе, стимул для развития производства местных товаров и продуктов, а также объединение казахстанских производителей, использующих только местное сырье.

По подсчетам специалистов казахстанские бизнесвумен формируют около 40% ВВП страны. С каждым годом все больше женщин предпочитают заниматься бизнесом. Причем направления абсолютно разные – сфера торговли, производство одежды, обуви, продуктов питания, а также оказание образовательных и бытовых услуг. Из официальной информации: 60% предпринимателей Казахстана – это женщины.

Основными критериями отбора при внедрении модели «Одно село – один продукт» является использование возобновляемого сырья для производства, ручной труд либо использование простых инструментов, а также высокое качество произведенного товара и ориентация на рыночный спрос.

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале