Одной из значимых фигур отечественной истории является Сырым Датов (1742-1802 гг.) – руководитель первого крупного национально-освободительного движения казахского народа против колониального порабощения. В 2007 году была организована научная экспедиция с целью окончательного выявления и определения места его захоронения, проведенная Западно-Казахстанским областным центром истории и археологии.
Прошло 15 лет и пришло время вновь вернуться к главному вопросу.
Основное внимание на подготовительном этапе мы уделили изучению и анализу всех известных источников. Работа проводилась параллельно по нескольким направлениям.
В первую очередь был организован поиск в архивах Казахстана, России и Узбекистана. Однако прямого указания на последние годы жизни Датова оказалось мало. Естественным было наше обращение к обширному кругу научной и исторической литературы. Наибольшую ценность представляли дореволюционные исследования, среди которых выделяется сочинение Я. Гавердовского.
При подготовке к экспедиции мы проанализировали и современные научные исследования М. Вяткина, С. Муканова, К.Темирханова, написанные на основе большого архивного материала, с использованием этнографических сведений. Также нами были просмотрены публикации в журналах и газетах, брошюры и издания, которые содержат большой краеведческий и этнографический материал – легенды, устные сказания, фольклор и предания.
Таким образом, нами использовались все возможные в данном случае источники, как научного характера, так и непосредственно обращенные к народной памяти. Тем не менее, конкретных сведений о последних годах жизни Сырыма Датова, его смерти и месте захоронения оказалось крайне мало. Стало ясно, что окончательное место захоронения до сих пор не определено. А существующие версии не подкреплены научными исследованиями.
Во многих источника указывается 1802 год, как год его смерти. Об этой дате говорят С.Муканов, М.Вяткин. При этом дается ссылка на утверждение русского исследователя Я.Гавердовского, упоминавшего о поминках по Сырыму Датову ранней весной 1803 года на территории Хивинского ханства.
В итоге было решено организовать экспедицию в Республику Узбекистан, на территорию бывшего Хивинского ханства. Такая экспедиция была создана на базе центра истории и археологии. Как руководитель, я включил в ее состав не только казахстанских, но и узбекских историков.
Выехали мы из Уральска 1 мая 2007 года. Маршрут прошел до территории Республики Узбекистан – по городам Нукус, Хива и Ургенч, поселкам Кипчак, Бестобе и Гурлен.
Для понимания сложности решения поставленной перед нами задачи необходимо обратиться к последнему периоду жизни Сырыма Датова, чтобы восстановить как обстоятельства его смерти, так и характера и способа захоронения. Известно, что после 1797 года С. Датов откочевал со своими соплеменниками в Хиву. Основными причинами ухода стали: поражение его движения и отсутствие былой поддержки со стороны общества после убийства хана Есима. Последнее обстоятельство сделало Сырыма Датова фактически изгоем, так как родственники Есима поклялись отомстить ему за данное убийство. Поддержку Сырым – батыр предполагал найти в Хиве.
Активного участия в политической жизни Младшего жуза, по мнению М. Вяткина, он уже не принимал и поэтому документальных материалов об этом периоде жизни крайне мало. Основными для нас стали сведения, передаваемые из уст в уста, или эпизоды из его жизни, запечатленные в народном творчестве. В частности, айтыс Сырыма с каракалпакским акыном из рода кият Отепбергеном.
В Хиве жизнь у Сырыма Датова не сложилась. Первоначальный теплый прием и благополучное проживание в хивинских пределах со своими соплеменниками постепенно сменились холодным отношением. Известен факт военной стычки между Сырым батыром с его воинами против нукеров хивинского хана, грабивших казахские аулы. В результате было убито более 40 хивинцев. Отношения между Хивой и батыром резко обстрились. В непростой ситуации оказался Сырым Датов, проведя последние дни своей жизни в скитаниях. И в 1802 году он был отравлен.
Известны две версии его смерти. Первая. Он был отравлен казахскими султанами. Есть упоминание Б. Каратаева, депутата I Государственной Думы Российской империи, о том, что его прадед султан Каратай был прямо причастен к этому убийству.
И вторая версия смерти Сырыма Датова – он был отравлен по указанию хивинского хана.
Общими в этих версиях являются – отравление, как причина смерти, и враждебное отношение к Сырыму Датову как со стороны казахских султанов, так и со стороны хивинского хана. Поэтому место его захоронения тщательно скрывалось, так как существовала угроза осквернения могилы, а сведения о месте его захоронения хранились в памяти потомков. В дальнейшем в XIX и в XX веках не было исторической возможности вернуться к данному вопросу.
Все это в совокупности, породило для будущих поколений проблему нахождения места захоронения Сырыма Датова.
Нами рассматривались несколько версий по месту его захоронения. Утверждение некоторых аксакалов, что Сырым после смерти тайно был перевезен на родную землю и похоронен на территории современного Сырымского района, не выдерживает критики. Появление таких слухов объясняется тем, что на территории района есть захоронения сыновей Сырыма Датова, которые отождествляются с самим батыром. Кроме того, в советский период, когда фигура Сырыма Датова стала практически культовой, как борца против царизма, место его захоронения было бы несомненно зафиксировано и отмечено памятником.
Исторически более доказанной была версия о захоронении в Хивинском ханстве. В источниках указывалось, что умер Сырым Датов в трех днях перехода от Хивы по пути на родную казахскую степь. Учитывая скорость передвижения казахского кочевья в 25 – 30 км в среднем за день, данное место должно было находиться от Хивы на расстоянии в 75 – 90 км. Мы учитывали все варианты скорости передвижения и поэтому расширили зону поиска – от 50 до 150 км.
В результате сопоставления всех известных нам данных мы пришли к выводу, что зона поиска находится на территории Хорезмской области и Каракалпакии.
По приезду в Каракалпакию мы попали в совершенно другой мир, где многие помнят батыра Сырыма, а его прямые потомки хранят память о нем и поэтому с их стороны мы получили неоценимую помощь.
В первый же день состоялась встреча с учеными Каракалпакского филиала Института истории, этнографии и археологии Академии наук Республики Узбекистан, которым тогда руководил крупный ученый, историк и археолог, профессор В.Н. Ягодин. Встреча с учеными-коллегами, великолепно знающими местные условия и особенности, позволила расширить источниковую базу. Узбекские историки предложили ряд интересных документов, в том числе по культовым памятникам XVIII-XIX веков.
В результате анализа всего комплекса материалов, а также воспоминаний и устных сведений, в том числе потомков Сырыма Датова, мы остановились на двух наиболее достоверных версиях.
Первая версия, что захоронение Сырыма Датова находится в Каракалпакии и известно под именем «Гыжик батыр». Она была выдвинута У. Оралбаевым из Мангистау, который писал, что Сырым Датов захоронен в местечке Бестобе, в 60 километрах от г. Нукуса, на территории совхоза «Кыпчак» (бывшего), между поселками Кыпчак и Кожакель. В частности, он пишет, что информация была получена от 85-летнего местного жителя Калмахана.
На месте нами было установлено, что захоронение «Гыжик батыр», исходя из анализа особенностей конструкции и характеристике строительных приемов, а также по первоначальной функции как мечети, не может рассматриваться как место захоронения казахского батыра Сырыма Датова.
Вторая версия, что захоронение Сырыма Датова находится в 50-60 км от города Ургенч в Хорезмской области, в местности под общим историческим названием «Майлышенгел», и известно под именем «Гайып – ата», а также «Гойиптан келген».
Данная версия стала нами рассматриваться после анализа и изучения имеющихся сведений, указанных в ряде газетных публикаций, а также в научной литературе. В частности, в 2002 году в газете «Орал өнірі» была опубликована статья И. Ермекбаева о захоронении Сырыма в Хивинском ханстве, известна поездка бывшего посла РК в Узбекистане Н. Искалиева, который говорил о посещении им захоронения недалеко от Ургенча, у поселка Гурлен, а также ряд других косвенных источников, указывающих на данное место.
Однако нами за основу был принят другой источник. В 1998 году в г. Нукусе вышла книга местного ученого, кандидата наук К. Темирханова «Сырым батыр». В ней он прямо приводит существующее предание о том, что Сырым Датов был отравлен на пути из Хивы. После его смерти сподвижники, бывшие рядом, доставили тело до ближайшего поселка и захоронили по согласованию с местным имамом на самом высоком месте, не затапливаемом водами Аму-Дарьи. «Ғайыптан тайып келген адам ғой мына биіктеу жерге жерлеңдер» – деп су алмайтын орынға койғызыпты».» С этого времени и закрепилось название захоронения «Ғайыптан тайып келген адам еді», которое со временем трансформировалось в «Гайып – ата».
К. Темирханов дает и описание могилы Сырыма Датова со слов 81-летнего Ережепа Ерназарова, который ссылался на своих родителей. В 1992 году, по его рассказу, захоронение представляло собой мазар, густо обросший вокруг деревьями, длиной 8 метров, шириной – 5 метров, высотой – 2 метра. Мазар был построен из глины, с крытой крышей, состоял из двух комнат: в первой – собственно прах Сырыма Датова, вторая комната – зиратхана, где приезжие люди молились, а иногда и ночевали. Сам К. Темирханов ссылается на своего отца, Серикбая, который указывает, что посещал могилу в 1949 году
Таким образом, наибольший интерес из двух версий у членов экспедиции вызвала версия о захоронении Сырыма Датова, известном под именем «Гайып ата».
Здесь в 2004 году на месте почти разрушившегося строения силами самого населения был установлен мавзолей. Никаких надписей или памятных камней с указанием имени того, кто здесь лежит, по рассказам местных жителей, здесь никогда не было. Известно только, что это был человек, пришедший из Казахстана, и похороненный на месте своей смерти. Первоначально сюда часто приезжали казахи на поклон и постепенно среди местного населения сложился культ почитания, но со временем посещения могилы казахами стали единичными. В памяти местного населения закрепилось только имя «Гайып ата», а конкретного имени похороненного никогда не упоминалось.
В результате осмотра места и в целом всего кладбища, опроса местного населения, нами было установлено следующее.
Захоронения на данном месте существуют более 2 веков. Самым древним считается могила «Гайып бобо», или «Гайып ата», которое положило начало всему некрополю. Всего здесь насчитывает более 500 культовых построек, большая часть из которых являются хорезмско-узбекскими захоронениями XIX-XX веков. Общая площадь некрополя – 1,5 га.
Место захоронения Сырыма Датова заметно отличается от всех окружающих его построек. По своей функциональной характеристике оно напоминает предыдущий мавзолей, который существовал на этом месте и был описан К. Темирхановым.
Данный мавзолей находится на территории Республики Узбекистан у поселка Навои Гурленского района Хорезмской области.
Члены экспедиции, изучив данное захоронение, а также исходя из всей имеющейся информации, пришли к заключению, что по совокупности признаков и сведений данное место захоронения является местом последнего успокоения Сырыма Датова. Построенный мавзолей повторяет в основных своих чертах и признаках существовавшие до этого мавзолеи, что позволяет говорить о преемственности и тождественности стилю, наиболее распространеному в казахских захоронениях с учетом мусульманских традиций.
Мы не могли игнорировать стойкое мнение большей части казахов – местных жителей Узбекистана, прямо заявляющих о том, что именно в Гурлене находится захоронение Сырыма Датова. Это мнение подкрепляется людьми, имеющими авторитет и возможность открыто делать такие заявления. Все они казахи из рода байбакты, местные уроженцы, предки которых исконно проживали здесь, на этой земле. Поэтому сведения передавались непосредственно из уст в уста. В условиях замкнутости казахской диаспоры, ее сравнительной немногочисленности этот источник информации обладает высокой степенью достоверности. Репрезентативность определяется высоким уровнем совпадения мнений людей, подчас не связанных друг с другом.
Таким образом, народная память и уважение к великому предку, сохранившиеся предания и легенды стали важными обстоятельствами, сыгравшими главную роль в определении места захоронения Сырыма Датова. Но основу наших поисков составляли сведения о «хивинском» месторасположении могилы батыра, взятые нами из научных работ предшествующих поколений исследователей.
Цель экспедиции была достигнута. По возвращению в Уральск нами была проведена научная конференция, на которой учеными были признаны итоги работы экспедиции. Через два года благодарные потомки из Сырымского района установили рядом с мавзолеем кулпытас с именем великого батыра.
В ноябре 2022 года на международной конференции в Актобе узбекские ученые говорили об объекте в Гурлене как об общепризнанном месте захоронения Сырыма Датова.
Прошло 15 лет. И в те уже далекие дни и сейчас меня переполняет чувство незавершенности работы. Самое главное – прах великого батыра до сих пор хранится на чужбине. Поэтому вношу предложение о перезахоронении останков Сырыма Датова на родную землю в Жымпиты. Уверен, что проведенные в процессе перезахоронения работы по определению достоверности ДНК, подтвердят наш вывод. Кроме того, вскрытие и антропологическое изучение костного материала позволит уточнить причину смерти, а скульптурная реконструкция восстановит подлинный внешний облик Сырыма Датова.
Актом перезахоронения и установления достойного памятника этому великому человеку мы восстановим историческую справедливость и историческую правду о событиях тех далеких лет. Он заслужил возвращения на Родину. Он должен получать дань постоянного уважения и благодарной памяти от своего народа.
Мурат Сдыков,
руководитель экспедиции в Узбекистан, Почетный член НАН РК,
доктор исторических наук,
профессор