Глава Государства 26 марта 2022 года в своем послании народу Казахстана в качестве одного из приоритетов построения «Нового Казахстана» определил пытки как «средневековое явление», подлежащее крайней степени минимизации и последующему их полному искоренению.
Основную роль в этом Президент возложил на органы прокуратуры, как органы высшего надзора за законностью и координирующие деятельности всех правоохранительных и специальных органов Республики.
В связи с высоким оказанным доверием в этом вопросе со стороны Главы Государства, для органов прокуратуры первоочередной задачей стала превенция пыток, создание нормативных и организационных условий для их предупреждения, а также воспитание отношения «нулевой терпимости» граждан к пыткам.
Для реализации поставленных целей и задач, с 1 января 2023 года вступили в действия изменения в Уголовно-процессуальный Кодекс Республики Казахстан (далее – УПК), согласно которым расследование уголовных дел о пытках отнесено к исключительной компетенции органов прокуратуры. Если ранее дела такой категории расследовались органами Антикоррупционной службы и подразделениями собственной безопасности МВД, то в настоящее время любая жалоба о пытках подлежит рассмотрению и расследованию органами прокуратуры.
Как показала практика расследования дел такой категории иными правоохранительными органами, направление уголовных дел о пытках в суд с привлечением виновных к уголовной ответственности, представляет собой крайне незначительное количество. Основная причина – несвоевременное проведение по делам о пытках следственных действий по закреплению следов преступления.
В этой связи, в целях устранения угроз в утрате доказательств пыток, в связи с промедлением в их обнаружении, Генеральной Прокуратурой разработана Инструкция «Об организации досудебного расследования в органах прокуратуры уголовных дел о пытках», которая устанавливает пошаговый алгоритм действий сотрудников прокуратуры при обнаружении и выявлении этого вида преступления.
Инструкция указывает, что «прокурор, получивший заявление (сообщение) о пытках либо установивший факт применения пыток, незамедлительно производит его регистрацию в Единый реестр досудебных расследований (далее – ЕРДР) и производит неотложные следственные действия.
Незамедлительная регистрация в ЕРДР любой жалобы о пытках означает начало досудебного расследования по таким делам и предоставляет право органу следствия проводить все необходимые следственные мероприятия, предусмотренные УПК, для обнаружения и фиксации доказательств их совершения.
Эта норма позволит устранить опасность в утрате значимых доказательств пыток, промедление в закреплении которых может привести к необоснованному уводу от уголовной ответственности сотрудников правоохранительных и специальных органових совершивших.
В том числе, эта норма полностью соответствует требованиям «Стамбульского протокола» («Руководства по эффективному расследованию и документированию пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания»), обязательства по исполнению положений которого, взяло на себя наше государство.
Пунктом 74 «Стамбульского протокола» установлено, что «основополагающими принципами расследования пыток являются, в том числе«его быстрота и тщательность».
Особое внимание органами прокуратуры уделяется и вопросам превенции пыток, как в органах уголовного преследования, так и в местах лишения свободы.
В целях повышения уровня самосознания у сотрудников правоохранительных структур в недопустимости пыток и в неизбежности сурового наказания за их совершение, проводится работа по полному оснащению камерами видеонаблюдения всех помещений правоохранительных органов и исправительных учреждений с исключением «слепых зон видимости».
Техническими воможностями органов прокуратуры и Комитета правовой статистики и специальных учетов Генеральной Прокуратуры обеспечивается прямой выход с камер видеонаблюдения служебных кабинетов и иных помещений правоохранительных органов и исправительных учреждений в подразделения органов прокуратуры.
В этих учреждениях определены конкретные должностные лица, несущие личную ответственность за надлежущую работу камер, сохранность видеозаписей и серверов, в т.ч. за недопустимость доступа к ним третьих лиц с целью исключения фактов уничтожения видеозаписей, изобличающих лиц в совершении всех форм противоправных действий, в т.ч. и пыток.
Внутриведомственными документами Генеральной Прокуратуры усилена роль дежурных прокуроров городских и районных прокуратур, на которых возложена обязанность по ежедневному посещению правоохранительных органов, изоляторов временного содержания, следственных изоляторов и исправительных учреждений. Цель -принятие превентивных мер по недопущению пыток, иных недозволенных методов ведения следствия и дознания, других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. На них же возложена обязанность по незамедлительной регистрации заявлений о пытках, в случае их совершения, и проведению неотложных следственных действий «по горячим следам».
Полагаем, что принятые меры, позволят минимизировать это «средневековое явление» в нашей стране, обеспечит защиту конституционных прав граждан в уголовном процессе, а полное следование принципу гуманизма и законности в уголовном судопроизводстве в конечном счете сведёт на нет любое проявление незаконного нетерпимого отношения работников правоохранительных и силовых структур к подозреваемым, обвиняемым, подсудимым и осужденным. Каждый член казахстанского общества должен понять, что все эти люди также являются полноценными гражданами нашей страны и имеют аналогичные со всеми права, которые подлежат защите со стороны государства, лишь за исключением определенных ограничений, связанных с их процессуальным статусом в уголовном процессе.
В свою очередь, принятие в этом усилий только органов прокуратуры, не сможет привести к быстрым результатам в сфере обеспечения конституционных прав граждан в уголовном процессе и уголовно-исполнительном производстве, а оказание посильной помощи и содействия со стороны неравнодушных членов гражданского общества намного ускорят эти процессы по созданию в стране отношения «нулевой терпимости» к пыткам и другим жестоким и унижающим достоинство видам обращения и наказания.
Только тесное взаимодействие общества и государства в противодействии пыткам сможет привести к полной ликвидации данного негативного явления в казахстанском социуме, повысит роль Казахстана на межгосударственном уровне в вопросах борьбы с унижающими достоинство человека видами обращения и наказания, а также повысит авторитет Президента и государственной власти Казахстана в целом на международной арене.
К вышесказанному следует добавить о необходимости неравнодушных граждан сообщать в органы прокуратуры, любую информацию, содержащую сведения о пытках, для принятия мер прокурорского реагирования и привлечения к уголовной ответственности виновных в их совершении лиц.
Нурлан Ерманов,
заместитель прокурора ЗКО