11.04.2023, 11:00
Просмотры: 58

С разводами на окнах, с осадком на душе

Покупка товара через интернет, особенно бытовой техники, нередко грозит большим разочарованием. В описании не всегда можно досконально разобраться в технических характеристиках, а потом придется через суд доказывать, что купленная вещь оказалась «котом в мешке». Именно в такую ситуацию попал один из жителей нашего города, который приобрел электрический стеклоочиститель, оформив годовую рассрочку через банк на сумму свыше 128 тыс. тенге при стоимости товара в 103 тыс. тенге.

покупка

По словам покупателя, ежемесячно в счет погашения он должен был оплачивать 10705 тенге, в числе которых было и банковское вознаграждение. Переплата за весь срок кредита составляла 26447 тенге. Товар (электрический стеклоочиститель, о которых мечтают многие домохозяйки, чтобы не мыть окна вручную) был доставлен ему курьером. При первом же тестировании потребитель заметил, что прибор, на его взгляд, некачественно выполнял свои основные функции: работал медленно, оставлял разводы на стекле и «зависал» на углах окна. Процесс работы он зафиксировал на видео, а на следующий день, связавшись с работниками магазина, показал все это с просьбой произвести возврат истраченных денег. Следом прибыл курьер и принял товар обратно.

«После отправки со мной связались работники магазина и сказали, что стеклоочиститель исправен и мне его нужно снова принять. Мои объяснения о том, что товар с такими «низкими» качественными характеристиками мне не нужен – не имели результата. Продавец вновь направил ко мне курьера. Однако на тот момент меня в городе не было, поэтому вручить товар не смогли», – рассказал покупатель. Потом по ватсапу он вновь обратился к продавцу с просьбой о возврате денежных средств. А после направил письменную претензию на указанный адрес в г. Алматы.

Как пояснила заместитель руководителя департамента торговли и защиты прав потребителей Минторговли и интеграции РК по ЗКО Эльмира Киматова, согласно ст.42-4 Закона РК «О защите прав потребителей» покупатель, права и законные интересы которого нарушены, вправе обратиться к продавцу с претензией об устранении нарушений и возмещении причиненного убытка вследствие недостатков товара. Субъект предпринимательства обязан рассмотреть претензию. И в случае несогласия с требованиями в течение 10 календарных дней со дня получения предоставить потребителю мотивированный письменный ответ, обоснованный документально.

Каково же было удивление покупателя, когда он получил не ответ на свою претензию, а письмо за подписью руководства областного филиала АО «Казпочта», в котором говорилось, что по указанному адресу находится завод, но канцелярии там нет. Поэтому письмо было возвращено в г. Уральск по истечении срока хранения. По словам покупателя, на его неоднократные звонки в Колл-центр банка с просьбой предоставить юридический адрес продавца, его лишь кормили обещаниями, мол, вскоре это будет сделано, но никто, по всей видимости, не спешил.

«В соответствии с ст.10 Закона потребитель имеет право на получение полной, достоверной и своевременной информации о товаре и его работе, а также о продавце (изготовителе) в соответствии со ст.25. Если предоставление неполных, недостоверных и несвоевременных сведений об этом повлекло приобретение товара, не обладающего необходимыми для потребителя свойствами, он вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения причиненных ему убытков», – отметила Эльмира Нуровна.

Как и было в случае с приобретением электрического стеклоочистителя – по мнению покупателя, достоверную информацию о его технических характеристиках он так и не получил, а его стоимость совершенно не соответствовала той, за которую он был приобретен.

«Мне был продан товар с «низкими» техническими характеристиками, и соответствующей информации при его продаже не было», – недоумевал покупатель, который при поддержке департамента торговли и ЗПП по ЗКО, как третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора на стороне истца, обратился с иском в городской суд №2 и попросил обязать магазин расторгнуть договор купли-продажи товара с возвратом произведенной оплаты.

Что интересно, судом было установлено, что «товар был протестирован, следовательно, был в употреблении, не сохранены его товарный вид, пломбы, ярлыки. Поэтому ответчик отказывает истцу в возврате суммы по тем основаниям, что товар работает исправно, что подтверждается актом техосмотра, согласно заключению которого заявленный дефект (зависает, убирает не эффективно) не подтверждается – в работе устройства таких ошибок не обнаружено». Более того, как гласит судебное решение, «работа стеклоочистителя была продемонстрирована участникам процесса по видео. Из него следует, что товар работает исправно, чистит 1 кв. м стекла примерно за 2-3 минуты, тогда как истец при покупке полагал, что аппарат будет чистить 3 кв. м за 1 минуту, хотя должен был изучить все характеристики и возможности товара перед его приобретением. Однако вся информация о товаре: его наименование, сведения об основных потребительских свойствах – была представлена только на официальном (русском) языке. Отсутствие информации на двух языках, как того требуют нормы законодательства, является существенным нарушением со стороны продавца при заключении договора».

Именно это, а не все остальные доводы покупателя о качестве товара, и стало весомым нарушением, повлиявшим на исход судебного решения.

«В силу ст. 24 и 25 Закона РК «О языках» продавец обязан предоставить информацию о товаре, а также о продавце на казахском и русском языках. Она доводится до сведения потребителя в документации, прилагаемой к товару, на потребительской таре, этикетках либо иным способом», – подчеркивалось в решении.

В итоге суд посчитал, поскольку истец не получил товар, который был указан в теххарактеристике, то данное обстоятельство является существенным нарушением договора и служит основанием для его расторжения. Но требования истца были удовлетворены частично: расторгнуть договор купли-продажи робота-мойщика окон; взыскать в пользу покупателя денежную сумму в размере 102000 тенге, а также – госпошлину в размере 2552. А вот в части суммы в 26480 тенге – отказать. Данное требование суд посчитал несостоятельным, поскольку стоимость товара составляет 102000 тенге, а сумма переплаты – 26447 тенге. Более того, указанная истцом сумма на момент рассмотрения дела не была выплачена, а приобретать товар в рассрочку с вознаграждением было его выбором. Следовательно, с ответчика смогли взыскать только стоимость товара, что тоже, кстати, неплохо.

«В данном случае суд увидел нарушение лишь в предоставлении информации на одном официальном языке. Тут уже, как говорится, не поспоришь. Хотя, о чем необходимо напомнить нашим покупателям, согласно ст.7 Закона РК «О защите прав потребителей» покупатель имеет право на надлежащее качество товара, обмен или возврат как надлежащего, так и ненадлежащего качества; защиту прав и законных интересов. Если недостатки не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе потребовать от продавца отказа от исполнения договора и возврата уплаченной за товар денежной суммы. Продавец обязан обеспечить обмен или возврат непродовольственного товара надлежащего качества, если он не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также документ, подтверждающий факт приобретения товара, в течение 14 календарных дней (если более длительный срок не установлен договором, со дня приобретения). Также в случае обнаружения потребителем существенного недостатка технически сложного товара и предъявления им требования о расторжении договора и возврате уплаченных денег продавец обязан удовлетворить его в течение 3-х рабочих дней», – уточнила Эльмира Киматова.

Галина Каренских,

zhaikpress.kz

 

 

Департамент торговли и защиты прав потребителей Минторговли и интеграции РК по ЗКО находится по адресу: г. Уральск, ул. Сарайшык, 44/2 (здание управления координации занятости и социальных программ ЗКО, 3 этаж). Телефоны горячей линии: 25-06-03, 50-00-44. Сообщить о нарушениях потребительских прав можно и через телеграмм-бот (kzpp_bot) и портал электронного правительства (egov.kz) либо единую информационную систему защиты прав потребителей e-tutynushy.kz.

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале