4.05.2023, 16:15
Просмотры: 139

Кто в ответе за разбитую машину?

Ни для кого не секрет, что ЗКО занимает далеко не последние строчки в антирейтинге по количеству ДТП. Но зачастую причинами аварий становятся не беспечность автолюбителей, а ямы да ухабы на наших дорогах, пытаясь объехать которые водители вынуждены выезжать на встречную полосу движения. Ситуация усугубляется с наступлением зимы, когда дороги превращаются в каток. К сожалению, мало кто требует суда над организациями, ответственными за содержание дорог, а между тем данные нормы прописаны законодательно.

Кто в ответе за разбитую машину (2)

Миллиарды на ремонт, строительство и содержание дорог выделяются, работы проводятся, но почему их хватает на год-полтора? Куда смотрит технадзор и прочие ответственные службы, вопрос, давно уже ставший притчей во языцех  и ответ на который вряд ли когда-то будет получен. В нашей области не найдется ни одного водителя, который мог бы сказать, что в ЗКО достойные дороги. Да что там говорить про районы, если каждый житель областного центра, кто часто ездит по ул. Шолохова, сразу же вспоминает весь запас ненормативной лексики. Но, как правило, возмущение водителей этим и ограничивается, максимум что делают, это пишут гневные посты в социальных сетях и продолжают ежедневно убивать свои автомобили на наших дорогах. Люди вынуждены тратить  средства, нервы и время на ремонт автомашин, а дорожные службы не несут никакой ответственности за неудовлетворительное содержание дорог. Чиновники обвиняют подрядчиков, что те плохо строят, подрядчики жалуются, что им выделяют мало денег и все валят на чиновников, дескать, сколько дали на столько и сделали. Но такое удобное всем кроме водителей положение вещей сложилось именно из-за бездействия самих граждан, которые не обращаются в суд и не пытаются взыскать ущерб с дорожников. А зря, ведь данная норма прописана в статье 613 КоАП РК (Невыполнение требований по производству работ на дорогах, содержанию дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений), а также в Законе «Об автомобильных дорогах».

Правда судиться с дорожниками, как оказалось, дело хлопотное и требующее упорства. О мытарствах в попытке получить компенсацию  за разбитую машину рассказал житель г. Аксая Дидар Баешов, попавший в декабре 2022 года из-за гололеда в серьезную аварию. Автомобиль до сих пор находится в аварийном состоянии, но оператор дорог не спешит возмещать ущерб, причиненный транспортному средству из-за ненадлежащего содержания дорог.

– На своей автомашине «Форд Галант» я слетел с дороги на 138 км трассы Уральск – Федоровка, дорога была покрыта толстым слоем льда, никакой отсыпки противогололедной смесью не было. Этот участок автодороги давно уже не выдерживает никакой критики – сплошные ямы и рытвины, а с наступлением зимы все это обмерзает и передвигаться там очень сложно. Машина попала в такую обледеневшую яму и ее занесло, выровнять авто и удержать его на дороге было невозможно из-за льда, автомобиль закрутило и выбросило прямо на пни, оставшиеся после спила деревьев на обочине. Дорожные службы деревья спилили, а пни оставили.  В результате у машины пробито дно, поврежден кузов, также повреждены узловые части двигателя. Хорошо, что вдоль дороги росли небольшие кустарники они немного смягчили падение и автомобиль не перевернулся. Я сразу же вызвал полицейских на место ДТП, но почему-то раньше них приехали представители фирмы подрядчика обслуживающей данный участок дороги, они стали обвинять меня в произошедшим, дескать сам виноват – не справился с управлением, и говорили, что я ехал с высокой скоростью. Как там вообще можно ездить со скоростью, одни ямы и сплошной гололед был. Я все это им объяснил, они предлагали решить на месте и не составлять протокол, также предлагали поехать к нотариусу, но без схемы ДТП, я отказался и сказал, что буду ждать инспектора. В итоге полицейские приехали почти через полтора часа, пока все это оформляли, представители дорожной организации постоянно ходили в патрульную машину, что-то доказывали, объясняли. Говорили, что посыпали песком дорогу, но я все записал на видео, что никакой ПГС на данном участке не было. В итоге протокол был оформлен на начальника участка дорожно-строительной компании за ненадлежащее содержание дорог, что явилось причиной ДТП.  Я подал иск на АО «Казавтожол», заявив сумму ущерба в 1 млн. 600 тыс. тенге, но они с суммой иска не согласны, после моего претензионного письма они наняли эвакуатор и привезли машину к оценщику, теперь автомобиль стоит в Уральске, так как эвакуатор стоит 60 тыс. тенге. Такую сумму я не могу выделить. Оператор дорог обратный путь машины не оплатил. Сейчас процесс приостановлен. Что и как дальше будет – неизвестно, уже полгода прошло, машина стоит, ржавеет, денег на ремонт у меня нет и платить они  не хотят, – рассказывает Дидар.

Он также отметил, что обратился за помощью к известному эксперту по строительству и содержанию дорог, общественному деятелю Азамату Мусилову, который консультировал его с момента ДТП. Эксперт дал автолюбителям ряд практических советов, как правильно оформлять ДТП, чтобы потом можно было взыскать компенсацию за разбитую автомашину с дорожников, а также рассказал о мутных схемах, используемых операторами дорог, чтобы избежать ответственности.

– К сожалению, не все автовладельцы знают свои права и не хотят за них бороться, чем и пользуются операторы дорог, но закон защищает права граждан, нужно проявлять активность и требовать возмещения убытков. На территории РК имеются дороги как республиканского, так и местного значения и ответственность за безопасность, качество ремонта и строительства, содержание возлагается на АО «Казавтожол» если трасса республиканского значения и на управление автодорог если эта дорога областного значения. Все ямы, ухабы, колдобины все это на совести этих двух операторов, именно они несут ответственность за неисполнение обязательств по содержанию дорог согласно закону Республики Казахстан. Не исключаю вероятность коррупционных рисков между дорожными службами и контролирующими органами. Полицейские обязаны проводить работу по предупреждению ДТП. Раньше так и было, уделялось внимание содержанию дорог, обеспечению знаками, нанесению разметки, а также проведению своевременного ремонта – планового, текущего. Сейчас такого нет, акцент делается на установку камер и сбор штрафов, а качество дорог и отсутствие дорожной инфраструктуры остается за кадром.  Прибыв на место ДТП, инспектор сразу же должен осмотреть состояние дороги и, если имеются ямы и выбоины, которые способствовали совершению аварии, то протокол должен составить в первую очередь на держателя автодороги. Но у нас это не работает, в основном, везде причину аварий указывают как «не справился с управлением», причем все ДТП даже с летальным исходом оформляют по этой формулировке. При этом дорога может быть покрыта льдом, вся в ухабах, рытвинах и огромных выбоинах, но это не учитывается, – говорит Азамат Мусилов.

А как справиться с управлением и удержать прыгающий от ямы к яме автомобиль? Этим вопросом задается каждый западноказахстанский водитель.

– Взять, к примеру, автодорогу Уральск – Аксай, она сплошь в ямах, водители ломают диски, колеса, подвеску. Но никто не хочет связываться с дорожными службами, хотя сама по себе процедура не сложная. Если автомобиль угодил в яму, порвались колеса, вылетела шаровая, лопнул диск или любое другое повреждение транспортного средства – это все ДТП. Если такое произошло, инспектор должен составить протокол, но в большинстве случаев из моей практики инспектора говорят, что выпишут протокол за нарушение скоростного режима. А как он может выявить с какой скоростью двигалась машина, если инспектор прибыл на место уже после аварии и автомобиль стоит разбитый? Человек, попавший в ДТП, может находиться в состоянии шока, аффекта, и не может в должной мере проконтролировать ход оформления схемы ДТП. Такие случаи в моей практике тоже есть, когда людям дали расписаться и побыстрее отправили в город, за получением медицинской помощи, в итоге сейчас до сих пор разбираемся. Поэтому мы сейчас прорабатываем вопрос, чтобы на место ДТП помимо полицейских выезжали и общественники, то есть независимые  наблюдатели.  На место также должен быть вызван оператор дорог, то есть представители АО «Казавтожол» или управления автодорог и согласно статье 631 КоАП РК должен быть составлен протокол за ненадлежащее содержание автодорог, но, к сожалению, у нас все оформляют по 610 либо по 620 статьям, то есть вся вина возлагается на водителя, это в корне неверно. Как только произошло ДТП, если позволяет состояние, проведите фото и видеофиксацию, обязательно зафиксируйте вся ямы, колдобины, колеи, гололед на дороге, состояние обочины, отсутствие разметки, знаков. На видеозаписи нужно сказать время, дату, расположение. Все эти записи обязательно сохранить, так как это будет доказательной базой для суда. Когда приедут сотрудники полиции, ходить вместе с ними, все фиксировать, как они замеряют. Также необходимо тщательно собирать все чеки и выписки, как за ремонт автомобиля, так и, если был причинен ущерб здоровью.  Если оператор дорог не желает добровольно возмещать ущерб, то все это можно взыскать через суд, – говорит А. Мусилов.

Эксперт обращает внимание на то, что операторы дорог, пытаясь уйти от ответственности, перекладывают  всю вину на подрядчиков, ссылаясь на свои внутренние договора, но такая схема противозаконна, и за все происшествия на дороге целиком и полностью ответственность несет владелец дорог.

–  Между гражданином РК и оператором дорог, на которого государство в лице Президента и Правительства РК возложило обязанности по содержанию дорог, не может быть аргументом договор между исполнителем поручений Правительства и его подрядчиком, то есть внутренние договора не могут быть основанием для передачи ответственности подрядчику. Сейчас ко мне обратились двое граждан, которые столкнулись с такой проблемой. В обоих случаях АО «Казавтожол» и управление дорог пытаются переложить  ответственность на плечи подрядчика. Здесь оператор дорог обязан возместить ущерб гражданам, а потом уже требовать со своих подрядчиков, – подчеркивает эксперт. То же самое касается и ремонтных работ на дорогах. При ремонте и реконструкции дорог оператор обязан принять меры по обеспечению дорожного движения и в случае, если ДТП произошло, а данные меры обеспечены не были, владелец поврежденного автомобиля вправе обращаться в суд за возмещением ущерба.

Закон РК «Об автомобильных дорогах» №245 полностью защищает права граждан на безопасное движение по всем дорогам нашей страны, где строго все прописано, статьи данного закона применяют юристы и адвокаты, специализирующиеся на судебных тяжбах по ДТП. Азамат Мусилов рекомендовал  автовладельцам внимательно изучить данный закон, чтобы быть во всеоружии и всегда отстаивать свои права.

Если каждый водитель, получивший даже незначительный ущерб, будет требовать его возмещения с владельца дорог, то такая ситуация будет дисциплинировать операторов, и может тогда появятся в нашей области достойные дороги.

Евгения Максимова,

zhaikpress.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале