Останки солдат, искореженный взрывами металл, пробитые пулями каски, фляжки – все это поисковики достают из земли и сегодня, спустя более 80 лет после начала Великой Отечественной войны. Цель поисковиков одна – найти и с почестями похоронить каждого солдата, кто в годы войны ушел на фронт, но так и не вернулся домой.
«Война не окончена, пока не похоронен последний солдат» – эти слова А.В. Суворова стали своеобразным девизом людей, посвятивших свою жизнь поиску погибших и оставшихся на полях сражений в годы войны. За 16 лет поисковый отряд имени Маншук Маметовой нашел останки более 250 солдат. Основатель и бессменный руководитель отряда – учитель физкультуры из Таскалинского района Сергей Лапшин. Нам удалось побеседовать с Сергеем Владимировичем, который не так давно вернулся с очередной «вахты поиска».
– Чем дальше от нас военные годы, тем значимей становится поисковая деятельность. Наш отряд был образован в 2007 году и первая экспедиция была в Новогородскую область. За эти годы мы также успели поработать в Калужской, Тверской областях, побывали и на Кавказе. По возможности восстанавливаем имена погибших и сообщаем их родственникам. А если установить личность бойца нет возможности, хороним в братских могилах на мемориальных кладбищах со всеми воинскими почестями, – рассказывает поисковик. – Вот уже шестой год поисковый отряд работает в Западном Казахстане. Горячее дыхание Сталинградской битвы, превзошедшей по своим масштабам сражения всех времен, опалило широкие степи Бокейординского района (село Сайхин), который являлся прифронтовой территорией и часто подвергался бомбардировкам. Здесь по железной дороге проходили эшелоны с оружием, медикаментами и амуницией для участников Сталинградской битвы. Это и стало причиной фашистских бомбардировок. В те годы погибло большое количество военнослужащих и мирных жителей. Их тела закапывали наскоро. Вдоль железной дороги множество братских могил. Поэтому мы приняли решение провести здесь поисковые работы.
Команда поисковиков обратилась за разрешением в акимат Западно-Казахстанской области и сумела быстро организовать работу. Результаты ошеломили рабочую группу: они сумели обнаружить останки сразу 16 погибших солдат. Также получили информацию, что в пяти километрах от станции Сайхин немецкая авиация разбомбила эшелон с гражданскими жителями, эвакуированными в годы войны со Сталинградского завода – рабочие ехали с семьями. В результате прямых попаданий было разбито 13 вагонов эшелона, 90 человек погибло, 150 получили ранения. Эта информация Сергею Владимировичу попала из архива, и он настроился на поисковую работу. Списки не всегда точны, в то время все писали приблизительно. Поисковики приехали на станцию Шунгай – в архивных данных написано, что от переезда в 200 метрах похоронен помощник машиниста. Начали копать, нашли останки. Машиниста определили по пуговицам, у железнодорожников они были с молоточками на бушлате.
– У нас также был список морских пехотинцев, которые пропали по пути следования военного эшелона, – продолжает свой рассказ руководитель отряда. – Этих ребят снимали с морских кораблей и направляли в Сталинград, где в 1942 году шли ожесточенные бои. Но в 15 километрах от Сайхина 21 октября 1942 года немецкие самолеты разбомбили состав. Согласно архивным сведениям, 38 морских пехотинцев погибли сразу, в их числе Головко Стас Михайлович. В 2021 году во время поисковых работ близ железной дороги мы нашли останки девяти морских пехотинцев. Когда мы официально сообщили об этом, на нас вышли родственники красноармейца Головко. Но мы, к сожалению, не смогли точно определить, кто именно из девяти пехотинцев этот солдат, так как не нашли медальоны. Но мы были уверены, что подняли морских пехотинцев – их пуговицы были с морскими якорями. Спустя год перезахоронили их со всеми почестями в братской могиле 196-ой Краснознаменной Гатчинской стрелковой дивизии погибших 1 октября 1942 года в результате немецкого авианалета. Захоронение расположено на территории мемориального комплекса в селе Сайхин. С нами присутствовали священнослужители, они прочитали молитву по усопшим, теперь души этих морских пехотинцев через 80 лет нашли покой. И на братскую могилу с их останками теперь могут приехать их потомки и почтить память своих близких, – говорит Сергей Лапшин.
Поисковиков условно разделяют на «белых» и «черных». «Белые» – это официально зарегистрированные как общественные организации поисковые отряды. Они получают разрешение на работу от властей региона, где проходят раскопки. Главная цель «белых» – поиск и захоронение останков воинов Красной Армии, установление личности. Необходимое снаряжение и проездные билеты они покупают из личных средств, денег за работу не получают. «Черные копатели» работают нелегально.
– Многие вещи, связанные со Второй Мировой войной, имеют не только историческую, но и материальную ценность. Черные копатели целенаправленно ходят по местам боев и поднимают найденные личные вещи солдат забирают. Поэтому нам сложнее работать после них, ведь при помощи подписанного котелка или медальона можно было установить имя воина, – объясняет
С.Лапшин.
Если медальон и находится, то часто это не дает никакого результата. Ведь медальон советского солдата представляет собой футляр из двух скручивающихся половинок, в него помещается бумажный листок с анкетными данными бойца. Конечно, такая форма медальона крайне ненадежна. За более 70 лет нахождения в почве бумага размокает, гниет, рассыпается. Поэтому прочесть имя павшего воина в таких случаях просто невозможно. Медальонов не хватало. Более того, в ноябре 1942 года они были сняты со снабжения Красной Армии. Поэтому бойцы подписывали личные вещи: ложки, котелки, перочинные ножи, бритвы, зеркальца.
Несмотря на сложности работы в полевых условиях, эмоциональное напряжение, поисковики продолжают свою вахту. Вахта памяти – это не только поиски останков погибших. Это и большой сбор архивных и исторических данных, экспонатов для музеев, сотрудничество с единомышленниками, которые поддерживают, находят сведения о земляках. Несколько недель назад команда поисковиков вернулась с очередной вахты. В районе с. Шунгай, при проведении поисковых работ, в небольшой воронке буквально в нескольких десятках метрах от железнодорожного полотна были обнаружены останки красноармейца. По словам Сергея Лапшина, установить имя солдата, к сожалению, не удалось из-за отсутствия солдатского медальона и именных вещей.
– С каждым годом шансов найти и опознать бойцов, погибших в годы Великой Отечественной войны и так и не захороненных, все меньше. Время, природа делают свое дело. Найти останки – сложно, а восстановить имя бойца еще труднее. Весной и осенью очень удобно работать, трава лежит и хорошо видно землю – где и что располагалось, где были окопы. Летом все зарастает, и в траве высотой в полтора метра это очень сложно увидеть, к тому же очень жарко, поэтому работать начинаем с 6 утра. Наша миссия – «вернуть» как можно больше солдат домой. Несправедливо, что отдавшие свои жизни за мир, они лежат в безымянных могилах по 80 лет. Тысячи бойцов погибли, многие до сих пор не захоронены. Задача любого поискового отряда – поиск без вести пропавших и неизвестных солдат, восстановление имен, увековечение памяти погибших, розыск родственников. Очень важно найти близких, чтобы они знали, что их солдат найден, известно место, где он погиб и где теперь захоронен, куда они могут приехать и поклониться ему, – говорит поисковик.
Сейчас в отряде имени Маншук Маметовой шесть человек. Все они, как один, отмечают, что в самом начале не грезили заниматься поиском погибших бойцов, но из первой же вахты вернулись другими людьми, поняли важную цель этой работы и свое предназначение.
В родной школе Сергей Лапшин открыл музей, где хранит найденные вещи погибших солдат, чтобы подрастающее поколение знало и помнило о героическом подвиге отважных воинов Великой Отечественной войны, которые сражались и отдавали жизнь за Родину и мирное небо над нашей головой.
Перизат Баймагамбетова,
zhaikpress.kz