В этом году одному из старейших предприятий города – Уральскому судоремонтному заводу (ныне ТОО «Судоремонтный завод») исполняется 95 лет. Историю самого первого завода Западно-Казахстанской области рассказал директор предприятия Владимир Борисович Самсонов, заставший расцвет судоходства на Урале и полный упадок судостроительной отрасли.
Несмотря на то, что судоходства на реке Урал сейчас уже нет, не считая дачные перевозки, а последняя полноценная навигация по реке была в 1980 году, завод продолжает работать. Сохранить уникальное производство, с которым связана почти вековая история города на реке, удалось исключительно благодаря грамотному руководству.
Следует отметить, что завод является единственным предприятием в Казахстане, которое имеет Слип Г–150 (судоподъемное/судоспусковое устройство наклонного типа), позволяющее строить и поднимать суда с доковым весом до 1000 тонн, имеющее опыт постройки морских и речных барж грузоподъемностью от 500 до 1000 тонн.
История создания завода богата событиями, а началось все с транспортного освоения Урала – третьей по протяженности после Волги и Дуная европейской реки. Когда в 1925 году в Уральске начало действовать на постоянной основе судоходство, а флот стал увеличиваться с каждым днем, возникла необходимость в судостроительной и судоремонтной отрасли. Через три года был построен завод для стоянки и ремонта судов в Затоне им. Чапаева.
В июле 1931 года приказом Наркомата водного транспорта мастерские выделяются в самостоятельную единицу и переводятся на хозрасчет, а с 1934 года здесь начинается строительство несамоходных барж и брандвахт на 15-20 человек для изыскательских и выправительных партий. В годы Великой Отечественной войны, осенью 1941 года на станцию Уральск прибыл из Ленинграда эшелон эвакуированного оттуда завода им. К.Ворошилова. В суровые годы войны в мастерских работали слесарный, токарно-фрезерный, судокорпусный, кузнечный и литейный участки. Большой вклад в трудовые успехи предприятия внесли М.Шнейдерман, В.Чернояров, братья Г. и В.Киндеровы.
В 50-е годы судоремонтные мастерские накопили основательный производственный опыт, постепенно превращаясь в современное предприятие, оснащенное всеми необходимыми устройствами и техникой, что позволило речникам Урала начать планомерное перевооружение флота. В 1962 году судоремонтные мастерские реорганизуются в ремонтно-эксплуатационную базу флота имени В. Чапаева. Трудовые успехи предприятия во многом объясняются наличием сплоченного коллектива, болеющего душой за свое дело. Среди них начальники техотдела Дмитрий Колесников и Николай Корецкий, которые оставили след не только своей энергичной работой, но и внедрением новых технологий в деятельность завода.
Также можно вспомнить и других работников предприятия, которые денно и нощно работали во благо развития судостроительства на Урале. Это фронтовик, танкист Виктор Стельмах, инженеры Анатолий Баятаков, Петр Рассказов, Юрий Усов, заместитель директора Евгений Геффель, начальники планово-производственного отдела Сергей Уполовников и Ирина Ольшевская.
Во многом золотой век судостроения на Урале связан с именами Кинжегалия Джунусова и Евгения Шукурова. При К.Джунусове в производство были внедрены прогрессивные технологические процессы и освоен выпуск 600- и 1000-тонных сухогрузных стальных барж. Кроме того, частично решен вопрос жилья плавсостава и заводчан, проложены асфальтированные дороги и тротуары, проведен водопровод, построено центральное отопление.
В свою очередь, Е.Шукуров проявил себя талантливым организатором в самый ответственный момент, когда здесь начали осваивать производство морских барж проекта 1736 грузоподъемностью 500 т. В годы его руководства на предприятие поступило 10 единиц сложного технологического оборудования стоимостью 700 000 советских рублей (свыше 458 млн тенге при нынешнем курсе – прим. автора).
В эпоху рыночных реформ, в 1990-е, для решения трудных и непривычных проблем выживания и сохранения того, что было создано и наработано годами, пришлось соединиться Уральскому судостроительно-судоремонтному заводу им. В. Чапаева и Уральскому речному пароходству в одно юридическое лицо «Уралречфлот», которое возглавил В.И. Мясников.
Владимиру Самсонову завод достался не в лучшие свои годы, материально техническая база завода, как и сам речной флот, в лихие 90-е были изрядно расхищены. Однако он сумел сохранить то немногое, что осталось, вдохнуть в производство новую жизнь и вывести, казалось бы, нерентабельное предприятие в одно из продуктивно работающих производств. Хотя высокодоходным его назвать нельзя, но завод сумел выжить в период развала и перестройки, когда многие крупные комбинаты и предприятия попросту прекратили свое существование. Сейчас на заводе трудятся 70 человек, в основном остались все те, кто работал еще с советского времени, истинные патриоты своей профессии.
Сегодня Уральский судостроительный завод продолжает сохранять свои позиции как объект перспективного производства, ведь необходимое оборудование для судостроения и судоремонта сохранено. Однако, несмотря на техническое и кадровое оснащение, заказов в этой отрасли практически нет. В настоящее время завод освоил производство земснарядов производительностью от 800 до 1 800 кубометров по пульпе, предназначенных для добычи ПГС, зачистки рек и водоемов, что позволяет решать экологические и природоохранные задачи.
В 2008 году была заложена и построена насосная станция НАПЭ 1.1 производительностью 1.1 куб/сек. Высококвалифицированный персонал завода, который работает здесь не один десяток лет, знаком со спецификой Урало-Каспийского региона и готов реализовать любые проекты в этой отрасли. Здесь был построен причал для морского флота Казахстана, понтонные мосты, которые установлены в селах Чапаево и Казталовка. А в 2014 году был спроектирован и собран теплоход «Фонтанка» для рек и каналов на 60 посадочных мест и с осадкой судна всего 0.5 м. Судно строилось с учетом маловодия р. Урал. Кроме того, заводу по силам изготовить любые металлоконструкции для крупного строительства. Сейчас судоремонт производится редко из-за малочисленности флота и обмеления реки.
– С 2008 года предприятие выпускает плавучие насосные станции. Первую спустили на воду в Атырау. Их построено уже около 40: десяток больших – производительностью от 4 000 до 6 000 кубометров в час и 30 малых – 50-200 кубометров. 41-я по счету, не имеет аналогов в Казахстане и спущена на воду на Урало-Кушумском канале. Длина восьмиагрегатной станции 60 м, ширина 12 м, высота борта – 2,5 м, осадка около 100 см, а производительность – 48 000 кубометров воды в час. То есть каждый насос перекачивает за час 6 000 кубов. Таких плавучих насосных станций в Казахстане никогда не производилось, – говорит В.Самсонов.
Сегодня штат завода – 70 человек, по сравнению с предыдущими годами он считается небольшим. В 70-е годы, когда завод процветал, а флот был огромен: на заводе одновременно трудились 500-600 сотрудников. Еще одна проблема, от которой зависит судьба прямой направленности завода, это кадры.
– Кадров не хватает. Нет хороших специалистов – токарей, фрезеровщиков, слесарей, – и это не только наша проблема, но и других заводов. Никто не хочет идти в эту отрасль. Я много раз ездил по училищам и колледжам, проводил агитацию, уговаривал, объяснял, что это специальность на всю жизнь, что вы всегда сможете заработать себе на хлеб. Приходили оттуда ребята, но остались работать единицы, – сказал В.Самсонов.
Две проблемы – состояние реки Урал и отсутствие будущих специалистов – ставят под угрозу существование таких отраслей, как судоремонтная и судостроительная. Сам же завод вряд ли закроется – скорее всего, если эти проблемы не будут решены, предприятие полностью реконструируют, в корне изменив его суть.
Жангер Саламат,
zhaikpress.kz