1.08.2023, 14:45
Просмотры: 47

В поисках справедливости

«Без кредитов и переплаты», «Воплоти свою мечту», «Внеси деньги – получи жилье», «Накопи на свою квартиру за 10 месяцев!» и прочие речевки еще в 2019 году послужили той самой приманкой для юридически неподкованных уральцев, по наивности ставших вкладчиками жилищно-строительного кооператива. Люди поверили рекламе и рассказам знакомых, что внесут деньги и за короткий срок и сравнительно небольшие суммы смогут приобрести благоустроенную недвижимость в Уральске.

патерхаус

На самом деле вышло по-другому: поверив рекламным трюкам, несколько сотен человек остались ни с чем. По их словам, только 18 человек вложили в ЖСК «Pater House» и «Качество +» около 45 млн тенге. Сейчас они обивают пороги департамента экономических расследований, городской прокуратуры и ДВД ЗКО, пытаясь вернуть хоть какую-то часть внесенных сбережений. Вкладчики уверены, что ЖСК не выполнил свои обязательства по договору. Некоторым удается выигрывать гражданский суд, к делам подключают судоисполнителей, но от ЖСК поступают мизерные суммы возврата по 5-10 тыс. тенге.

27 июля около двух десятков вкладчиков собрались на площади «Батыр қыздар» на мирный митинг, который им разрешили провести, чтобы попросить помощи и предупредить других о возможных последствиях взаимоотношений с подобными фирмами. Они обратились к местной власти и Президенту, как к гаранту Конституции, и попросили оказать содействие по закрытию таких организаций, чтобы люди больше не обманывались.

– Мы – вкладчики ЖСК «Pater House», инвесторы «Качество +». Каждый из нас вложил немалые суммы в эти организации, кто-то даже продал единственное жилье в надежде улучшить условия проживания, а сейчас большинство вкладчиков ЖСК живут на съемных квартирах. Полиция зарегистрировала наше заявление и проводит расследование, но мы уже не верим, что добьемся какого-то результата по возврату денег. Неоднократно пытались связаться с руководством ЖСК кооператива, но на досудебные претензии ответа у них нет, с нами не хотят разговаривать. При этом некоторые из нас до сих пор являются вкладчиками ЖСК, который продолжает работать под другим названием, – заявили вкладчики.

Как рассказал один из них Амангельды Сатыбалдиевич, все началось в 2019 году, а уже в 2020-м после пандемии люди стали подозревать неладное, обращаться в суды и полицию.

– Изначально я увидел печатную рекламу на одном из остановочных павильонов, – рассказал мужчина. – Надеялся получить двух-трехкомнатную квартиру. Однако прошло уже три года, а моя семья (четыре дочери, жилье сейчас арендует, – авт.) ни квартиру не получила, ни деньги нам не вернули. Мы подали заявление в ДВД ЗКО, но нам ничем помочь не смогли. Был и гражданский суд, его я выиграл, дело передали судоисполнителям на возврат денег, но результата так и нет. А ведь кооператив обещал, если будут накопления, то в порядке очередности начнут выдавать квартиры. Я рассчитывал накопить 10 млн тенге, ежемесячно вносил по 50 тыс. Отдал первоначальный взнос 1,3 млн тенге. В итоге накопил 3,3 млн, но все потерял…

По словам еще одного вкладчика Александра, о деятельности ЖСК «Pater House» он услышал от друзей, которые, вступив в эту организацию, получили квартиру. Этому вкладчику (изначально внес 1,2 млн тенге)пообещали в течение года, как подойдет его очередь, предоставить возможность покупки жилья за 6 млн тенге. Ежемесячно он тоже вносил по 30 тыс. тенге, накопив, таким образом, 2,2 млн. На этом все и оборвалось, и началось следствие, которое уже длится два с половиной года.

Как рассказала вкладчик этого ЖСК Оксана, чтобы вложиться в кооперативв надежде приобрести хорошее жилье в Уральске, она по совету его работников продала квартиру своей матери в п. Чапаево.

– Меня все время кормили обещаниями, а потом кооператив и вовсе перестал идти на контакт… – сказала девушка.

Депутат городского маслихата Максат Айсаутов сообщил, что еще в 2016 году в органах юстиции был зарегистрирован потребительский кооператив «Строй дом», задачей которого было решение жилищных проблем граждан. Потом стали открываться и другие кооперативы типа «PaterHouse» и «Качество +».

– По сути, их целью было извлечение незаконного материального дохода, присвоение и растрата, хищение чужого имущества, ведь общая сумма средств, поступившая от участников, составила свыше 200 млн тенге, – выступил депутат. – Пострадавшие в 2020 году подали заявление. Изначально его в полиции зарегистрировали по статье «Мошенничество», но позже дело ««Pater House» переквалифицировали на «Присвоение или растрата вверенного чужого имущества», а по «Качество +» –  на «Создание и руководство финансовой пирамидой».

Собравшиеся общественники высказались за то, что в правовом обществе таким организациям не должны давать возможность на осуществление деятельности. Они дестабилизируют наше общество и подрывают законодательную систему. Фирмы работают по принципу печально известной в 90-е годы МММ-пирамиды, когда имущество для первых вкладчиков приобретается за деньги последующих, поверивших в рекламу, клиентов. В итоге, поток вложений быстро иссякает, и у вкладчиков начинаются проблемы. В таких случаях организаторы обычно ссылаются, что они не нарушают никаких законов, прописывая все условия в договорах. Ведь люди самостоятельно приходят к ним, их никто насильно не заставляет это делать. В итоге, схема оказывается нежизнеспособной, и всем становится понятно, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

– Деятельность данного кооператива не регулируется местной исполнительной властью. Вкладчики без участия акимата города и области обратились в ЖСК с вопросом приобретения жилья, добровольно подписали договор. Поэтому мы не уполномочены решать такие проблемы – есть суд, полиция, прокуратура, куда вкладчики могут обращаться напрямую. Но разрешение на проведение мирного митинга инициативной группе, которая обратилась акимат Уральска, было рассмотрено и одобрено. Вкладчикам дали возможность рассказать о своих проблемах, чтобы предупредить других, – сказал руководитель отдела внутренней политики Уральска Ербол Кушеков.

По мнению писателя и общественника Алпамыса Бектурганова, причиной такого исхода событий стала юридическая неграмотность населения, поверившего рекламе.

– Вкладчики ЖСК, по сути, инвестировали, в деятельность кооператива. Я смотрел документы, там сложно найти какие-то зацепки, чтобы доказать факт мошенничества. В договоре нет конкретики насчет того, что людям были обещаны квартиры на каком-то определенном земельном участке с указанием адреса и квадратуры жилья. Если человек вкладывается, он должен опираться на официальные документы: на каком основании потом он получит жилье, чтобы в обратном случае доказать свою правоту. К сожалению, народ легко обмануть. Этот случай станет уроком для многих,чтобы люди не делали поспешных выводов, не доверяли сомнительным организациям и понимали, на что они идут по доброй воле, лишаясь значительных средств.

Галина Каренских,

zhaikpress.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале