2021 году в Казахстане введен новый Административный процедурно-процессуальный кодекс. Целью принятия является внедрение механизмов защиты прав граждан при рассмотрении споров, а также установление таких гарантий, которые позволят истцам- физическим и юридическим лицам, чьи права нарушены, восстановить их.
Об отличиях норм Гражданского процессуального законодательства от Административного процедурно - процессуального кодекса и его преимуществах рассказала старший прокурор Управления прокуратуры области Назгуль Душманова.
До введения в действие Административного процедурно - процессуального кодекса порядок рассмотрения споров регламентировался Гражданским процессуальным Кодексом Республики Казахстан. Вместе с тем в административном судопроизводстве также применяются и положения гражданского процессуального законодательства, но только в том случае, если иной порядок не предусмотрен АППК. Однако оба кодекса имеют особенные различия.
Согласно части 2 статьи 2 АППК, в случае противоречия между нормами АППК и иными законами, действуют положения АППК, что означает его приоритетность. В отличие от указанной нормы, положения АППК при рассмотрении дел в гражданском судопроизводстве применяться не могут.
С момента введения в действие АППК, статья 250, главы 27, 28, 29 ГПК (обжалование действий судебных исполнителей, по заявлениям о защите избирательных прав граждан или общественных объединений, участвующих в выборах, республиканском референдуме, по заявлениям об оспаривании решений, действий местных исполнительных органов, нарушенных правах граждан на участие в уголовном судопроизводстве в качестве присяжных заседателей) полностью исключены.
Вышеуказанная категория дел рассматривается в рамках АППК.
Новым принципом административных процедур является приоритет права, согласно которому все сомнения, противоречия и неясности толкуются в пользу участника административной процедуры, – пояснила старший прокурор Управления.
В отличие от ГПК, АППК устанавливает особые обязанности для ответчика.
В частности ответчик обязан заявлять суду о действительных обстоятельствах административного дела полностью и правдиво, высказываться или представлять суду административное дело, документы, опровергающие факты, утверждаемые другими участниками административного процесса. Неисполнение ответчиком процессуальных обязанностей влечет наступление процессуальных последствий. (ст.127 АППК денежное взыскание).
Согласно статьи 112 АППК судебное разбирательство происходит при обязательном участии ответчика. Разбирательство административного дела в отсутствие ответчика может быть допущено в случае, если это не препятствует полному, объективному и всестороннему рассмотрению административного дела.
Кроме того, основная обязанность нести бремя доказывания АППК возлагает на ответчика, истец обязан доказать лишь время, когда ему стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов, а также размер понесенных убытков.
В силу статьи 146 АППК административное дело рассматривается и разрешается в разумные сроки, но не более трех месяцев со дня предъявления иска.
По административным делам особой сложности этот срок может быть продлен мотивированным определением суда на разумный срок, но не более чем на три месяца.
Таким образом, максимальный предел судебного разбирательства законодателем установлен до шести месяцев.
Вместе с тем, согласно части 2 статьи 146 административные дела об оспаривании решений, заключений, предписаний уполномоченного органа по итогам проверки проведения государственных закупок, а также действий (бездействий) судебных исполнителей разрешаются в течение десяти рабочих дней со дня назначения их к разбирательству в судебном заседании.
Административные дела о защите избирательных прав граждан и общественных объединений, участвующих в выборах, в республиканском референдуме, из оспаривания решений, действий (бездействия) местных исполнительных органов, нарушающих права граждан на участие в уголовном судопроизводстве в качестве присяжного заседателя имеют свои сроки рассмотрения, – рассказала Назгуль Душманова.
Задачами административного судопроизводства является справедливое, беспристрастное и своевременное разрешение административных дел с целью эффективной защиты и восстановления нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов физических лиц, прав и законных интересов юридических лиц в публично-правовых отношениях.
Евгения Максимова,
"Приуралье"