23.01.2024, 12:00
Просмотры: 87

На коммунальном фронте области

Забот у работников жилищно-коммунального хозяйства не перечесть. Работа в этой сфере, призванной сделать нашу жизнь комфортной, нелегкая и ответственная. Какие проблемы существуют в сфере ЖКХ и как их удается решать, а также об итогах деятельности прошлого года и планах на текущий рассказал руководитель отдела ЖКХ г. Уральска Азамат Халелов.

Халелов Азамат Ергалиевич

– Азамат Ергалиевич, как Вы оцениваете итоги работы предприятия за прошлый год? Все ли запланированное удалось выполнить?

– Несмотря на имеющиеся экономические и технические трудности, ведомство осуществляло планомерную работу по выполнению задач, поставленных руководством города в сфере оказания услуг населению. Одним из приоритетных направлений нашей деятельности является ремонт дорог. К сожалению, стоит признать, что состояние автомобильных дорог в городе оставляет желать лучшего, за что регулярно подвергается критике со стороны водителей и общественности. Поэтому, по окончании зимнего периода и наступлении благоприятных погодных условий, подрядные организации первым делом производят пуско-наладочные работы асфальтобетонных заводов для производства асфальтобетона, готовятся к ямочному ремонту городских улиц. Работы по восстановлению дорожного покрытия (средний ремонт) и в этом году будут проводиться. В приоритете улицы с интенсивным движением, центральные и магистральные автодороги. Также продолжится капитальный ремонт по улице Шолохова. Запланирована замена бордюров на тех улицах, где будет осуществляться ремонт покрытия в случае, если это необходимо. Полный список улиц, которые будут отремонтированы в текущем году, ведомство предоставит чуть позже.

– Актуальным вопросом для Уральска остается износ теплосетей и сетей водоснабжения. Какие меры предпринимаются для решения этих проблем?

– Да, больше половины тепловых коммуникаций и водопроводных сетей изношены, с сетями электроснабжения ситуация не лучше. На сегодняшний день на балансе ТОО «Батыс су арнасы» находится 483,5 км сетей, уровень износа составляет – 60,5%, необходимо заменить 292,5 км сетей водоснабжения, также на балансе есть 377,4 км сетей водоотведения, более 60 % из них в аварийном состоянии. В рамках Комплексного плана социально-экономического развития ЗКО на строительство, реконструкцию и ремонт городских сетей водоотведения было выделено 45,7 млрд тенге, работы рассчитаны до конца 2025 года, таким образом мы сможем снизить степень изношенности с 61,3 до 57%. Все перечисленные проекты будут реализованы за счет средств республиканского и местного бюджетов.

Также стоит отметить, что на строительство и реконструкцию городских сетей водоснабжения закуплено 43 резервуара для сбора воды. Подрядчиком проекта является ИП «Медведь». Для водообеспечения города в прошлом году завершилось строительство шести дополнительных скважин, которые частично закрыли вопрос дефицита воды в летний период. В текущем году планируется строительство еще пяти подобных скважин. Также продолжатся работы по реконструкции подземного водозабора, водовода протяженностью 14 километров. На сегодняшний день разрабатывается проектно-сметная документация, проект планируется завершить в 2025 году.

В настоящий момент общая протяженность тепловых сетей в Уральске составляет 219,7 км, в том числе магистральных – 42,9, внутриквартальных –176,8. Износ основного оборудования станции превышает 50%. В целях модернизации теплоэлектроцентрали города в прошлом году были реализованы сразу несколько проектов. В результате реконструкции старой котельной в поселке Зачаганск нам удалось обеспечить бесперебойным отоплением девять многоэтажных домов, шесть производственных учреждений и один детский сад. Реализован проект по реконструкции турбоагрегата и градирни уральской ТЭЦ. Завершены и введены в эксплуатацию работы по замене трубопроводов системы отопления котельной №3 в микрорайоне Монкеулы. В результате теплом обеспечено 18 многоэтажных жилых домов. В текущем году мы планируем еще четыре проекта по реконструкции коллекторов.

– Еще одна болевая точка – ветхое и аварийное жилье.

– В настоящий момент по городу насчитывается 54 аварийных дома (398 квартир) и более 300 ветхих домов. Действительно, проблема ветхого жилья волнует многих горожан. Люди, проживающие в аварийных домах, жаловались на плачевное состояние жилья и отсутствие удобств. Благодаря совместной работе государства и частного предпринимательства в Уральске была принята программа реновации, рассчитанная на 2021-2025 годы, данная программа должна решить текущую проблему аварийного и ветхого жилья. В рамках программы в настоящий момент ведется строительство семи домов. Из них – объект по улице Деповская, 2/6, подрядчиком которого является строительная компания ТОО «Каз-Холл». Дом рассчитан на 156 квартир, 17 из них для жителей аварийного жилья. Также компания ТОО «Naz InWest» возводит 40-квартирный дом по улице Аманжолова, 14 (9 квартир для жителей аварийного жилья). Следующий объект будет расположен на пересечении ул. Ескалиева, 178, подрядчиком является ТОО «Naz InWest». Дома также строятся по улицам Жунусова, 28, Молдагуловой, Кердери и Молдавская, 2/1. За счет КПО б. в. ведется строительство дома в северо-восточной части города. Он рассчитан для тех, чье жилье признано аварийным. С начала реализации программы государственно-частного партнерства в сфере сноса аварийного и ветхого жилья было снесено 25 аварийных домов, на их месте построено и введено в эксплуатацию 16 домов на 274 квартиры.

– Сколько общежитий насчитывается в городе? Во многих из них, как известно, внутренние инженерные сети находятся в аварийном состоянии и практически все они нуждаются в капитальном ремонте. Будет ли оказана жильцам общежитий какая-либо поддержка?

– В Уральске насчитывается свыше 20 общежитий. В этих домах нет формы управления как КСК и ОСИ. Практически все объекты находятся в аварийном состоянии, от подвала до крыши. В течение последних пяти лет нашими сотрудниками поднимался данный вопрос, мы хотели провести капитальный ремонт за счет сбора средств самих жителей и также принять участие в государственной программе модернизации жилищно-коммунального хозяйства «Нұрлы жер», запланированной на 2020-2025 годы. К сожалению, проект не был реализован из-за низкой заинтересованности жителей этих домов.

– Большая проблема – стихийные свалки. Есть ли результат борьбы с нарушителями? Расскажите о работе санитарной комиссии.

– Для обнаружения несанкционированных мест размещения отходов – свалок, мы используем космический мониторинг. Работа начнется после предоставления космического мониторинга АО «Национальная компания» «Қазақстан Ғарыш Сапары» департаментом экологии по ЗКО. В прошлом году было ликвидировано 35 точек. В 2022 году – 35, в 2021 году – 42 точки. Одной из причин является стремительный рост микрорайонов, соответственно, увеличивается население, а, значит, растут и объемы бытового мусора. Решением проблемы с мусором должно стать осознанное отношение людей к этому вопросу – сокращение отходов и сортировка мусора. Стихийные свалки образуются за счет каждого, кто выбрасывает мусор в неположенном месте. Это халатность и безнаказанность самих жителей. Нужно менять устоявшееся стереотипы, приучать себя к дисциплине, культуре.  Проблема со стихийными свалками остается, несмотря на то, что контейнерные площадки находятся в шаговой доступности. В лесах очень много мусора, отходы вывозят с дач, выбрасывается старая мебель, ТБО, хотя каждый дачный кооператив у нас оборудован контейнерами.

– Актуальной всегда остается и тема благоустройства. Какую работу планируете по благоустройству и озеленению дворов, улиц и территорий. Назовите самые крупные проекты в данном направлении?

– Проекты, которые мы реализуем, вносят огромный вклад в создание качественной городской среды и создают условия для повседневной комфортной жизни горожан. Одной из таких программ, благодаря которой, мы совместно с жителями можем охватить благоустройством большее количество дворовых территорий, является программа «Бюджет народного участия». В 2021 году в рамках данной программы были реализованы два проекта – строительство амфитеатра близ драматического театра имени А.Н. Островского стоимостью 19 млн тенге и обустройство тротуарной зоны по ул. Айталиева, стоимость проекта – 7 млн тенге. В 2022 году по заявкам жителей города было отобрано еще два проекта – установка качелей на Набережной реки Урал близ Стелы, стоимость проекта 4,6 млн

тенге и обустройство территории отдыха в районе школ №№17 и 19 на 19,2 млн тенге. В 2023 году реализованы 8 проектов с общей суммой финансирования из бюджета города – 168 млн тенге. Цель данного проекта – развитие и благоустройство территории города на основе инициатив и предложений жителей. В рамках проекта горожане самостоятельно определяют приоритетные проекты путем открытого обсуждения и голосования внесенных предложений. Для участия жителей областного центра в данном проекте на официальном сайте акимата города Уральска создан специальный отдел «Бюджет участия», в котором размещены все необходимые материалы. Все работы по проекту выполняются Экспертным советом, созданным постановлением акимата города от 4 февраля 2021 года №253. В состав совета входят депутаты маслихата, представители общественности города и уполномоченные государственные органы. В целях реализации данной программы акимат осуществляет прием заявок жителей города Уральска по следующим категориям: озеленение территории, обустройство тротуаров, строительство и ремонт тротуаров, пандусов, арыков, создание, ремонт и освещение мест общего пользования (парки, скверы, пешеходные зоны и иные объекты) и т.д. Проектные предложения, реализация которых соответствует требованиям, акимат размещает на официальном интернет-ресурсе для проведения голосования. Голосование осуществляется посредством авторизации на сайте при наличии электронной цифровой подписи (ЭЦП). Информация о количестве представленных проектных предложений и количестве граждан, проголосовавших по каждому проекту, представляется в Экспертный совет для рассмотрения вопросов возможности и целесообразности их реализации. В целях обеспечения информированности населения города, информация о начале приема заявок размещается на страницах социальных сетей акимата города и уполномоченного органа по реализации проекта «Бюджет народного участия».

– Горожане часто жалуются на общественный транспорт. Есть ли варианты решения по улучшению его работы?

– Пассажирский транспорт города представлен 27 городскими, 10 дачными и 6 пригородными маршрутами. В настоящий момент перевозки осуществляют шесть предприятий: ТОО «УралТехСервис», ТОО «ЗКАП», ТОО «Батыс Дилижанс», ТОО «Оралавтотранс», ТОО «Акжол авто» и ТОО «Алый парус». В шести автобусных парках насчитываются 381 автобусов, 85 из них старые, таким образом износ автобусного парка составляет 22%. Ежедневно на линию выходят 250 автобусов. В учреждениях пассажирского транспорта работают 504 водителя автобусов (средняя зарплата 300 тысяч тенге в месяц). С 2021 по 2022 годы городскими перевозчиками были приобретены 79 автобусов отечественной сборки на общую сумму 3,2 млрд тенге. Также в прошлом году в рамках исполнения Государственной программы «Цифровой Казахстан» внедрили электронную систему оплаты. Система принимает оплату банковским картами, специальными транспортными картами, QR-кодом. В 2023 году общий пассажиропоток составил 29,6 млн человек. С января текущего года реализовано 57 926 транспортных карт. После введения дифференцированного тарифа, по сравнению с предыдущими месяцами количество реализованных карт оплаты проезда увеличилось в 5 раз. Внедренная в прошлом году система онлайн платежей полностью себя оправдала. В результате был снят с обслуживания старый транспорт. В преддверии нового года два предприятия-перевозчика ТОО «Западно-Казахстанский Автобусный Парк» и ТОО «Алый Парус» приобрели 12 новых автобусов. Пассажирский салон новой техники оснащен самыми разными приспособлениями для комфортной поездки. За последние два года в Уральске ведется системная работа по обновлению общественного транспорта. Весь объем по полному обновлению пассажирской транспортной сферы мы планируем завершить через 3-4 года. Приобретенные автобусы будут обслуживать три маршрута: № 2, 3 и 4. Шесть из них – автобусы большого класса марки «Yutong», остальные шесть – автобусы марки «Вектор Next». До этого дня на 2 и 22 маршрутах были проблемы с большими интервалами между прибытием автобусов. Когда автопарки пополнились новым транспортом, проблема решилась. Теперь много нареканий по маршруту №3 – причина та же – нарушение графика. Поэтапно мы хотим решить эту проблему на остальных маршрутах. Таким образом, дефицит общественного транспорта постепенно будет уменьшаться, а комфорт и удобство для жителей, пользующихся городскими маршрутами, увеличиваться. Все жалобы нами тщательно изучаются и рассматриваются. Мы делаем все возможное, чтобы создать комфортные условия для пассажиров.

– Большинство городских дворов в спальных районах не ремонтировались очень давно, в некоторых из них детские площадки не менялись еще с советских времен. Подъездные пути также оставляют желать лучшего. Несколько лет назад была разработана программа «Комплексное благоустройство дворов».  Расскажите подробнее о данном проекте.

– По благоустройству дворовых территорий и общественных пространств в городе Уральске действуют две эффективные программы с реальной долей участия горожан. Первое – «Комплексное благоустройство дворов». Жители сами подают заявки, участвуют в разработке проектов, а также в последующем несут ответственность за сохранность и порядок в своем дворе. Вторая программа, в которой активно участвуют горожане, как упомянул выше – «Бюджет народного участия». В настоящий момент в Уральске насчитывается 670 дворов. Комплекс работ по благоустройству дворовых территорий включает работы по ремонту подъездных путей, установку освещения, детских игровых, спортивных площадок, тренажеров, а также беседок, скамеек и урн. За последние три года была отремонтирована 61 дворовая территория. В завершение хочу сказать, работы в данном направлении с нашей стороны продолжаются, но хотелось бы, чтобы сами граждане были более активными и ответственными в этих вопросах, ведь комфортные условия жизни зависят не только от коммунальных служб, но и от каждого из нас лично.

Перизат Баймагамбетова,

zhaikpress.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале