Современный этап развития образования требует непрерывной системы повышения квалификации педагогов, которая характеризуется переосмыслением базовых ценностей в содержании, формах и технологиях. Одной из ведущих организаций, осуществляющих этот процесс в нашей стране, является АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу», главная цель которого – побуждать педагогов обучаться непрерывно, мотивировать и стимулировать их повышать свои компетенции на постоянной основе.
В каждом регионе работают филиалы данного центра, преподаватели которого проводят обучение педагогов по образовательным программам дошкольного, начального, среднего, технического и профессионального, дополнительного образования.
– В 2024 году 1608 слушателей центра закончили 64 курса, в настоящий момент на 19 курсах обучается 471 слушатель. Всего в центре 183 курса, 4586 слушателей. Программы разрабатываются организациями, реализующими образовательные программы повышения квалификации педагогов. Для разработки Программы организация повышения квалификации педагогов проводит: анализ законодательства Республики Казахстан и нормативных правовых актов; анализ потребностей педагогов в профессиональном развитии посредством качественных и/или количественных методов исследования. Сбор качественных данных производится путем изучения существующих практик преподавания, навыков и убеждений педагогов через интервью и фокус-группы с педагогами и/или учащимися и, при необходимости, посещения занятий. Сбор количественных данных производится посредством анкетирования и/или тестирования педагогов и/или учащихся. Методика исследования, в том числе, инструменты, критерии выборки, и процедуры проведения исследования, определяются спецификой программы. Образовательные программы обновляются раз в три года с учетом последних трендов в образовании, актуальных приоритетов системы образования и потребностей педагогов. На основе анализа потребностей регионов ранее было предложено включить в программы вопросы инклюзивного образования для того, чтобы любой преподаватель, приходящий на курсы повышения квалификации, получал компетенции по работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Помимо этого, обновления коснулись и включения проектно-ориентированного обучения для развития критического мышления обучающихся, работы в команде для совместного решения задач и кейсов. Также были добавлены темы, связанные с развитием «softskills» и функциональной грамотности. Обновились и конечные цели – результаты обучения. Если раньше все программы повышения квалификации фокусировались на развитии компетенций педагога, то сейчас фокусируются уже на достижениях обучающегося, и отвечают на вопрос: как нужно обучать педагога, чтобы видеть прогресс ребенка, – отметила директор «Института профессионального развития по Западно-Казахстанской области» АО Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» Софья Измуханбетова.
НЦПК «Өрлеу» совместно с EdCrunchAcademy были разработаны образовательные программы по 11 предметным направлениям – это основные предметы, STEM (Наука, технологии, инженерия, математика), география, история, языки – русский, казахский и английский. При разработке данных образовательных программ особое внимание уделялось развитию профессиональных компетенций педагога-предметника и усвоению трудных тем в преподавании конкретного предмета. В последующем, содержание образовательных программ было обновлено с фокусом на статистику результатов МОДО, ЕНТ, PISA/PIRLS. Принимая во внимание, что на курсах обучаются уже действующие педагоги, образовательные программы построены с учетом принципов андрогогики, что предполагает отсутствие лекций и опору на опыт обучаемого. Поэтому образовательные программы курсов повышения квалификации включают практико-ориентированные формы и методы обучения. Это такие виды работ, как семинары и вебинары, выездные практические работы, решение кейсов и ситуативных задач, презентация демо-урока, защита проекта и другие.
– Во все образовательные программы включен модуль «Формирование и развитие исследовательских умений, представление результатов профессиональной деятельности педагога», в рамках которого предлагается совершенствовать знания по навыкам исследований LessonStudy, ActionResearch, FasilitatedActionResearch, LearningStudy. Педагог исследует собственную деятельность, сравнивая ее с тем, что и как делает более успешный педагог для достижения ожидаемых результатов. Определяя свои западающие зоны, анализирует опыт коллег, ищет лучшие решения и становится профессионалом. Работа ориентирована на развитие исследовательских и проектных компетенций педагогов через разные виды исследования, – пояснила замдиректора «Института профессионального развития по Западно-Казахстанской области» АО Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» Кумыс Байкатова.
Согласно приказу министра просвещения РК от 7 августа 2023 «Об утверждении Правил организации и проведения курсов повышения квалификации педагогов, а также посткурсового сопровождения деятельности педагога» организации, реализующие Программы повышения квалификации, в течение одного календарного года осуществляют посткурсовое сопровождение деятельности педагогов для качественной реализации на практике полученных знаний.
– Главным новшеством текущего года для «Өрлеу» является запуск национальной платформы непрерывного профессионального развития педагога «ҰСТАЗ». В этом году в пилотном режиме будет работать только Карагандинская область. Затем планируется повсеместный переход на нее. Запуск платформы «ҰСТАЗ» даст возможность сэкономить силы и время, соблюсти принципы справедливости и непредвзятости. Это объективная оценка деятельности педагога, контроль исполнения, оперативная осведомленность, инструмент мониторинга и анализа и, наконец, мотивация к саморазвитию. Еще одним приоритетным направлением «Өрлеу» является международное сотрудничество со странами дальнего и ближнего зарубежья. Так, группа педагогов «Өрлеу» проходила обучение в Швейцарии (г. Монтре) на курсах повышения квалификации, сосредоточенных на междисциплинарном подходе к разработке учебных программ. Другая группа проходила обучение в Азердбайджане (г. Баку) по критериальному оцениванию в части образовательных программ. Мы также сотрудничаем с Институтом развития образования «Алматы Менеджмент Университет», экспертами и практиками в сфере образования UNICEF, «Назарбаев Интеллектуальными Школами», Британским советом, BilimMediaGroup, Европейским Фондом образования, MicrosoftKazakhstan и Kundelik. Наряду с этим подписаны меморандумы с российскими ВУЗами. – Это Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского и Самарский государственный социально-педагогический университет. Отрадно отметить, что подписан меморандум о сотрудничестве с ЗКУ им. М. Утемисова и утверждена Дорожная карта, в рамках которой осуществляется совместная деятельность по совершенствованию профессионального уровня слушателей курсов и получения новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности; подготовке преподавателей к внедрению инновационных технологий образования в учебный процесс; повышению качества подготовки конкурентоспособных специалистов. Это – проведение семинаров-практикумов по подготовке к педагогической практике со студентами выпускных курсов, организация совместных семинаров по современным трендам в образовании, профориентационная работа с учащимися и многое другое, – рассказала С.Измуханбетова.
Проведение совместных научных проектов, конференций, семинаров, круглых столов и других мероприятий в области образования – всегда будет хорошим стимулом педагогам для творческого роста, ведь нововведения объединены общей идеей, помочь учителю в профессиональном развитии.
Подготовила Жанна Балыкова,
zhaikpress.kz