18.06.2024, 13:00
Просмотры: 206

Главным новшеством текущего года для «Өрлеу» является запуск национальной платформы непрерывного профессионального развития педагога «ҰСТАЗ»

Современный этап развития образования требует непрерывной системы повышения квалификации  педагогов, которая характеризуется переосмыслением базовых ценностей в содержании, формах и технологиях. Одной из ведущих организаций, осуществляющих этот процесс в нашей стране, является АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу», главная цель которого – побуждать педагогов обучаться непрерывно, мотивировать и стимулировать их повышать свои компетенции на постоянной основе.

IMG_6877-scaled

В каждом регионе работают филиалы данного центра, преподаватели которого проводят обучение педагогов по образовательным программам дошкольного, начального, среднего, технического и профессионального, дополнительного образования.

– В 2024 году 1608 слушателей центра закончили 64 курса, в настоящий момент на 19 курсах обучается 471 слушатель. Всего в центре 183 курса, 4586 слушателей. Программы разрабатываются организациями, реализующими образовательные программы повышения квалификации педагогов. Для разработки Программы организация повышения квалификации педагогов проводит: анализ законодательства Республики Казахстан и нормативных правовых актов; анализ потребностей педагогов в профессиональном развитии посредством качественных и/или количественных методов исследования. Сбор качественных данных производится путем изучения существующих практик преподавания, навыков и убеждений педагогов через интервью и фокус-группы с педагогами и/или учащимися и, при необходимости, посещения занятий. Сбор количественных данных производится посредством анкетирования и/или тестирования педагогов и/или учащихся. Методика исследования, в том числе, инструменты, критерии выборки, и процедуры проведения исследования, определяются спецификой программы. Образовательные программы обновляются раз в три года с учетом последних трендов в образовании, актуальных приоритетов системы образования и потребностей педагогов. На основе анализа потребностей регионов ранее было предложено включить в программы вопросы инклюзивного образования для того, чтобы любой преподаватель, приходящий на курсы повышения квалификации, получал компетенции по работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Помимо этого, обновления коснулись и включения проектно-ориентированного обучения для развития критического мышления обучающихся, работы в команде для совместного решения задач и кейсов. Также были добавлены темы, связанные с развитием «softskills» и функциональной грамотности. Обновились и конечные цели – результаты обучения. Если раньше все программы повышения квалификации фокусировались на развитии компетенций педагога, то сейчас фокусируются уже на достижениях обучающегося, и отвечают на вопрос: как нужно обучать педагога, чтобы видеть прогресс ребенка, – отметила директор «Института профессионального развития по Западно-Казахстанской области» АО Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» Софья Измуханбетова.

НЦПК «Өрлеу» совместно с  EdCrunchAcademy были разработаны образовательные программы по 11 предметным направлениям – это основные предметы, STEM (Наука, технологии, инженерия, математика), география, история, языки – русский, казахский и английский. При разработке данных образовательных программ особое внимание уделялось развитию профессиональных компетенций педагога-предметника и усвоению трудных тем в преподавании конкретного предмета. В последующем, содержание образовательных программ было обновлено с фокусом на статистику результатов МОДО, ЕНТ, PISA/PIRLS. Принимая во внимание, что на курсах обучаются уже действующие педагоги, образовательные программы построены с учетом принципов андрогогики, что предполагает отсутствие лекций и опору на опыт обучаемого. Поэтому образовательные программы курсов повышения квалификации включают практико-ориентированные формы и методы обучения. Это такие виды работ, как семинары и вебинары, выездные практические работы, решение кейсов и ситуативных задач, презентация демо-урока, защита проекта и другие.

– Во все образовательные программы включен модуль «Формирование и развитие исследовательских умений, представление результатов профессиональной деятельности педагога», в рамках которого предлагается совершенствовать знания по навыкам исследований LessonStudy, ActionResearch, FasilitatedActionResearch, LearningStudy. Педагог исследует собственную деятельность, сравнивая ее с тем, что и как делает более успешный педагог для достижения ожидаемых результатов. Определяя свои западающие зоны, анализирует опыт коллег, ищет лучшие решения и становится профессионалом. Работа ориентирована на развитие исследовательских и проектных компетенций педагогов через разные виды исследования, – пояснила замдиректора «Института профессионального развития по Западно-Казахстанской области» АО Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» Кумыс Байкатова.

Согласно приказу министра просвещения РК от 7 августа 2023 «Об утверждении Правил организации и проведения курсов повышения квалификации педагогов, а также посткурсового сопровождения деятельности педагога» организации, реализующие Программы повышения квалификации, в течение одного календарного года осуществляют посткурсовое сопровождение деятельности педагогов для качественной реализации на практике полученных знаний.

– Главным новшеством текущего года для «Өрлеу» является запуск национальной платформы непрерывного профессионального развития педагога «ҰСТАЗ». В этом году в пилотном режиме будет работать только Карагандинская область. Затем планируется повсеместный переход на нее. Запуск платформы «ҰСТАЗ» даст возможность сэкономить силы и время, соблюсти принципы справедливости и непредвзятости. Это объективная оценка деятельности педагога, контроль исполнения, оперативная осведомленность, инструмент мониторинга и анализа и, наконец, мотивация к саморазвитию. Еще одним приоритетным направлением «Өрлеу» является международное сотрудничество со странами дальнего и ближнего зарубежья. Так, группа педагогов «Өрлеу» проходила обучение в Швейцарии (г. Монтре) на курсах повышения квалификации, сосредоточенных на междисциплинарном подходе к разработке учебных программ. Другая группа проходила обучение в Азердбайджане (г. Баку) по критериальному оцениванию в части образовательных программ. Мы также сотрудничаем с Институтом развития образования «Алматы Менеджмент Университет», экспертами и практиками в сфере образования UNICEF, «Назарбаев Интеллектуальными Школами», Британским советом, BilimMediaGroup, Европейским Фондом образования, MicrosoftKazakhstan и Kundelik. Наряду с этим подписаны меморандумы с российскими ВУЗами. – Это Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского и Самарский государственный социально-педагогический университет. Отрадно отметить, что подписан меморандум о сотрудничестве с ЗКУ им. М. Утемисова и утверждена Дорожная карта, в рамках которой осуществляется совместная деятельность по совершенствованию профессионального уровня слушателей курсов и получения новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности; подготовке преподавателей к внедрению инновационных технологий образования в учебный процесс; повышению качества подготовки конкурентоспособных специалистов. Это – проведение семинаров-практикумов по подготовке к педагогической практике со студентами выпускных курсов, организация совместных семинаров по современным трендам в образовании, профориентационная работа с учащимися и многое другое, – рассказала С.Измуханбетова.

Проведение совместных научных проектов, конференций, семинаров, круглых столов и других мероприятий в области образования – всегда будет хорошим стимулом педагогам для творческого роста, ведь нововведения объединены общей идеей, помочь учителю в профессиональном развитии.

Подготовила Жанна Балыкова,

zhaikpress.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале