30.07.2024, 12:15
Просмотры: 66

Сделаем свой город лучше

Проект «Бюджет народного участия» в городах республиканского и областного значения реализуется с 2020 года. Главная его цель – вовлечение населения в распределение средств местного бюджета в рамках его формирования. Проще говоря, жители сами выдвигают идеи благоустройства, прорабатывают их до уровня проектов, затем онлайн-голосованием отбирают победителей, а задача местных исполнительных органов – воплотить их в жизнь.

амфитеатр рядом с драмтеатром… (1)

Глава государства Касым-Жомарт Токаев отметил успешную реализацию проекта в первый год и увеличил долю «народного участия» в бюджете на благоустройство и жилищно-коммунальное хозяйство в 10 раз. Согласно Правил разработки проектов местных бюджетов, на реализацию проектов БНУ для города областного значения выделяется не ниже 1 % от годового объема расходов бюджета города, планируемых по функциональной группе «Жилищно-коммунальное хозяйство», за исключением целевых трансфертов из вышестоящего бюджета. Предельная стоимость реализации одного проектного предложения на момент подачи не должна превышать для города областного значения 10 тысяч МРП. Заведующим сектором благоустройства отдела жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог г. Уральска Дархан Еркинулы напомнил, что проект «Бюджет народного участия» реализуется с 2021 года, в тот год были приняты первые заявки от населения и через этап голосования прошли два проекта.

– В 2022 году через этап голосования также прошли два проекта, соответственно, тоже были реализованы. Проект привлек внимание жителей, которые уже активно начали подключаться к нему, убедившись, что действительно можно самим предлагать разные варианты по благоустройству города. В прошлом году после подачи заявок, отбора проектов экспертной комиссией, через этап голосования прошли 8 проектов. На сегодняшний день они все реализованы, – отметил Д. Еркинулы.

В участие в проекте БНУ жители вовлекаются разными способами. Основной, это конечно, через средства массовой информации: местные телеканалы, газеты, социальные сети акимата и через другие источники информации. За месяц до начала приема заявок начинается информационная работа. Прием заявок на 2024 год начался с 1 декабря прошлого года и продлился до 20 января текущего года. С 21 января до 4 февраля каждый проект проходил проверку на соответствие критериям.

Экспертная комиссия, в состав которой вошли в этом году 11 человек – депутаты, общественники, первые руководители соответствующих государственных структурных подразделений городского акимата, то есть руководители отделов экономики, строительства, ЖКХ, архитектуры, земельных отношений, отобрала из 50 заявок – 14 проектов. На третьем этапе  голосования, где посредством электронно-цифровой подписи принимали участие граждане, достигшие 18 лет, прошли 10 проектов, которые должны будут реализованы в этом году. Это благоустройство мест общего пользования. То есть, обустройство  маленьких скверов, озеленение, устройство спортивных площадок, будут установлены скамейки для отдыха, беседки, еще два проекта – по освещению территории.

  1. Благоустройство и озеленение улицы Гагарина (от ул. С. Датова до ул. Урдинская).
  2. Освещение улицы Перевалочно-Набережная.
  3. Озеленение города.
  4. Мини-сквер Жана Орда, 15.
  5. Обустройство детской и спортивной площадок и строительство хоккейной коробки в селе Меловые горки.
  6. Освещение и асфальтирование квадрата по улице Сыбага.
  7. Обустройство уголка отдыха на въезде на улицу Курмангалиева.
  8. Сквер рядом с домом по ул. Ружейникова, 10.
  9. Сквер по улице Сарайшык, рядом с домом №55.
  10. Сквер по улице Курмангазы, рядом с домом №33.

качели набережная

– Условно говоря, по БНУ 10% от бюджета хватает на 9-10 проектов, а из предложенных заявок в этом году две трети касались благоустройства дворов. Они не прошли, так как есть отдельная госпрограмма «Благоустройство дворов». После отбора составляется сметная документация, определяется перечень конкретных работ, а уже когда проект отбирается, проходит этап голосования, мы уже конкретно детально разговариваем с заявителями, выходим на место и составляем сметную документацию в рамках денежных средств. Несомненно, сильная сторона проекта – это прямая связь государственных органов в лице отдела ЖКХ с жителями города. В основном, во всех госорганах есть свои определенные планы, которые по тем или иным причинам зависят от законов, правил. То есть, бывает, жители приходят, просят что-то, но как бы мы не хотели, есть нормы закона и госорганы не могут дать положительную обратную связь, потому что есть ограничения. В проекте БНУ жителям города дается возможность участвовать и управлять 10% местного бюджета и сделать что-то непосредственно для самих горожан. То есть, жители города сами напрямую участвуют в распределении этих средств на нужные проекты, – подчеркнул представитель городского отдела ЖКХ.

Любой житель в любой момент может прийти проконсультироваться, оставить свой номер телефона, а специалисты ЖКХ, курирующие данный вопрос, всегда отрабатывают все запросы – компьютерные вопросы, доступ в интернет, проблемы с ЭЦП и другие.

– Правила проекта разработаны таким образом, чтобы не было бюрократической волокиты. Например, одно проектное предложение, которое по стоимости не должно превышать 10 тысяч МРП, или 36 миллионов тенге, должно быть реализовано в один финансовый год, без проектно-сметной документации, без экспертизы, только сметная документация. Были предложения, например, строительство аквапарка, такой проект подразумевает большее вложение средств и разрешительных документов, соответственно, под проект БНУ он не подходит. Напомню, что в рамках бюджета народного участия выносятся на голосование и реализуются следующие мероприятия: 1) озеленение территории; 2) обустройство тротуаров; 3) строительство и ремонт тротуаров, пандусов, арыков; 4) создание, ремонт и освещение мест общего пользования (парки, скверы, пешеходные зоны и иные объекты); 5) ремонт бордюров, брусчатки, подпорных стен; 6) ликвидация свалок; 7) установка и ремонт беседки, скамьи, урны, оборудования и конструкции для игр детей и отдыха взрослого населения в местах общего пользования; 8) установка, ремонт и освещение спортивных (тренажерных площадок, футбольных, баскетбольных, волейбольных полей), детских игровых площадок на дворовых территориях и в местах общего пользования, – перечислил Д. Еркинулы.

Основные требования к проектным предложениям, предлагаемым к реализации за счет средств бюджета города: во-первых, это должен быть объект общего пользования; во-вторых, он должен быть актуальным и нужным для жителей соответствующих территорий. Не допускаются проектные предложения, которые не являются целостными, а имеют фрагментарный характер (выполнение одного из элементов в будущем потребует реализации дополнительных элементов), не соответствуют приоритетам развития соответствующего населенного пункта, а также проекты, предусматривающие реализацию предложений частного коммерческого характера.

К сожалению, пока по проектам 2024 года не начались строительные работы, так как в регионе полным ходом идет строительство домов для пострадавших от паводка, восстановление социальных объектов, практически все местные строительные компании заняты на данный момент. Но жители не отчаиваются и ждут хороших перемен, попутно присматривая новые городские территории, требующие благоустройства и улучшения условий для отдыха горожан.

Жанна Балыкова,

zhaikpress.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале