Эксперт-психолог Министерства культуры и информации РК Лола Шакимова провела однодневный семинар для школьных психологов ЗКО об особенностях поведения современной молодежи.Мероприятие прошло в рамках реализации государственного социального заказа. Организатором выступило молодежное ОО «Интеграл».

Сразу скажем, что Лола Сергеевна подполковник КНБ РК в отставке, и ее опыт и знания сделали семинар еще более интересным. Более 25 лет она проработала в правоохранительных органах, участвовала даже в спецоперации «Жусан» по возвращению женщин и детей из Сирии.
«Глава государства уделяетогромное внимание работе с молодежью, особенно – профилактике религиозного экстремизма и терроризма, предотвращению буллинга и суицидов среди парней и девушек.К сожалению, в Центрально-Азиатском регионе наша страна занимает первое место по суицидам среди девочек-подростков и второе - среди мальчиков. Эта проблема очень актуальна, и сейчас в этом плане большое внимание уделяется работе школьных психологов», - отметила спикер.
Лола Шакимова познакомила специалистов с психологическими тестами, методиками, которые заранее выявляют предрасположенность детей к суицидальному поведению.
«Есть такое понятие – профайлинг. Это сканирование личности по внешне поведенческим признакам. Для психологов важно обладать знаниями, как можно определить детей, которые организуютбуллинги. Знать, что нужно сделать, если ребенок стал зачинщикоми какую роль выполняет при этом психолог в работе с родителями, классным руководителем, учителями и непосредственно с детьми», - сказала эксперт.
Она подчеркнула, что государство сегодня предпринимает значительныемеры для усиления психологической службы в школах, натесное взаимодействие с детьми, учителями и в первую очередь – с родителями и семьями подростков. Профессиональная компетентность школьных психологов должна возрастать - ихснабжаютметодиками, чтобы они осуществляли ряд психодиагностических и психокоррекционных мероприятий, позволяющих усиливать профилактическую работу среди молодежи. Создана госпрограмма по предотвращению буллинга, усиливается административная и уголовная ответственность для его организаторов. Проводится работа с родителями, включая тренинги, индивидуальные занятия, консультации. Ведь именно в семьеформируется и развивается личность и лишь потом дети социализируются в школе, вузе. Каждый суицид среди подростков – это сугубо индивидуальная ситуация, его причины совершенно разные и могут быть связаны с внутренними(отягощенная наследственность, возможная генетическая предрасположенность в совершении такого деструктивного поведения) и внешними факторами(влияние социального раздражения), подчеркнула эксперт.Акцент на семинаре Шакимовасделала на вопросах социализации, влиянииокружения детей, подростковой зависимости от синтетических наркотиков, которые формируютшизофреническоеповедение, на лудомании, которая также является негативным триггером в молодежной среде.
«Часто дети, которые являются организаторами буллинга, видят насилие всемье. К примеру, как отец избивает мать. В таком случае у ребенка идет процесс накопления негативных эмоций. Он не может их выплеснуть в силу своих возрастных особенностей иначинает трансформировать свою агрессию на соцокружение- младших сестренок и братишек, сверстников, животных и даже имущество, которое находится рядом, в том числе игрушки», - объяснилаШакимова.
Еще один акцент – акселерация детей. Если раньше подростковый возраст фиксировался с 12 лет, то сегодня его ранняя стадия начинается с 10-ти.Помолодели подростковая наркомания и юношеская шизофрения, отметила спикер.
«Наши дети стали больше интровертами. Если раньше их невозможно было загнать домой, потому что они играли, сейчас их невозможно вывести на улицу, потому что они сидят дома в компьютерах и телефонах. Если так происходит с утра до вечера, у детей формируется коммуникативная инертность. В результате в нестандартной ситуации они теряются, не знают, как решить проблему. В итоге некоторые молодые люди заканчивают свою жизнь суицидом- когда агрессия направлена на себя», - рассказала она о сложных механизмах психики детей.
Как предотвратить трагические ситуации?Эксперт убеждена, что психологи должны активно проводить работу по усилению коммуникативных способностей подростков, особенно конфликтологии. Необходимо развивать у молодежи критичноемышление, стрессоустойчивость, тренировать толерантность, учитьне теряться в нестандартных ситуациях.
«В детях, которые пережили психологическую травму, может формироваться протестное поведение. Самый опасный возраст для совершения суицидов от 12 до 14 лет - тогда особенно ярко проявляется юношеский максимализм, эмоциональная возбудимость, адреналиновая зависимость, склонность к рискованным поступкам»,- подчеркнула Лола Сергеевна.
Спикер уточнила,что в подростковом возрасте чаще всего суициды совершают девочки, а во взрослом – мужчины.Женщины, как правило, осуществляют суицидальные намерения как шантаж, как операцию протеста. Эксперт-психолог говорит, что есть общие критерии, в числе которых влияние компьютерных технологий (кибербуллинг, хейтерство), внутриличностный конфликт, когда желания не совпадают с возможностями, неразделенная любовь (большая трагедия для подростков),эмоциональное заражение кумиром, который завершает свою жизнь суицидом, влияние оккультных молодежных организаций (Эмо, Готы), трудности с коммуникациями, которые всегда выражаются в реакции протеста.
В этом списке и депрессия, сложности взаимоотношения с социальным окружением(родителями, одноклассниками),влияние псевдорелигиозных факторов (секты, деструктивные организации, когда есть признаки радикального мировоззрения), а также информационных технологий(сайты, демонстрирующие путь к суициду).
В числе причин суицидов - влияние токсичныхлюдей, получающих эмоциональное удовлетворение от конфликтов (психологический вампиризм), изнасилования, употребление наркотиков, когдаменяется психика и формируется суицидальное поведение.
Эксперт убеждена - нужно много работать с родителями. Именно они отвечают за свою семью, являющуюся важным институтом формирования и развития личности. В семье формируются национальная идентичность, гражданская позиция, чувство ответственности, трудолюбие, уважение к старшим, любовь к Родине, к матери. Уже потом в этот процесс включаютсяпсихолог, классный руководитель, вовлекаются участковый инспектор и специалист комиссии по делам несовершеннолетних.
«Психологи не должны работать как «МЧСники», что чаще всего и происходит. Китайская мудрость гласит: «Бей палкой по траве, чтобы запугать змею». Задача школьных психологов – профилактика, мониторинг. Чтобы выявить группы риска и детей в отдельности, которые могут оказаться причастными к организации буллинга. А также тех, кто может стать потенциальными его жертвами. Иработа с родителями, которые обязаны переживать за будущее ребенка вместе с учителями. Этокомандная работа», - подчеркнула эксперт-психолог.
Галина Каренских,
zhaikpress.kz