16.02.2025, 12:00
Просмотры: 685

Мошенничество становится изощренным

В последнее время тема мошенничества становится все более актуальной, а способы совершения данных преступлений – все более изощренными. О том, какие преступления в данном направлении были совершены в Теректинском районе, как граждане становятся жертвой мошенников и о том, на какие ухищрения идут преступники для реализации своих планов – наша беседа с первым заместителем начальника отдела полиции Теректинского района, подполковником полиции Кайратом Рахметовым.

photo-output
- Кайрат Талгатович, расскажите, пожалуйста, какие виды мошенничества сегодня вызывают особую тревогу?
- Да, хищение чужого имущества граждан и организаций всегда представляли и представляют собой общественную опасность, как по своему характеру, так и в силу распространенности. Вы правы, сегодня особую тревогу вызывают хищения в форме мошенничества. За 2024 год на территории Теректинского района зарегистрировано 9 фактов преступлений в сфере интернет мошенничества. А ведь немало и тех, кто просто не сообщил таковые факты в полицию.
Общественную опасность деянию придает то обстоятельство, что мошенничество характеризуется добровольной передачей потерпевшим имущества или права на имущество виновному под влиянием обмана или злоупотребления доверием. Мошенники, преследуя преступные цели, применяют все более искусные приемы обмана и вхождения в доверие к потерпевшим. В данном случае виновное лицо еще в момент завладения имуществом или права на него имеет цель его присвоения и не намеревается выполнить принятое обязательство.
- В какой сфере чаще всего орудуют мошенники?
-Их можно встретить в любой сфере. Они, например, прибегают к использованию в качестве прикрытия различных гражданско-правовых сделок. В таком случае обман заключается в обещании исполнить обязательства по сделке. Это может быть обещание доставить и передать имущество, уплатить деньги, выполнить определенную работу, оказать услугу, возвратить ссуду и проценты по ней, произвести взаиморасчет и т.д. Обман обнаруживается обычно, когда не исполняются обязательства по сделке. Однако к этому времени мошенники, как правило, успевают распорядиться по своему усмотрению полученным имуществом.
При мошенничестве активно используются различного рода поддельные документы (договора купли-продажи, решения государственных органов и другие правоустанавливающие документы), оттиски печатей различных организаций, которые подделываются с особой точностью и предоставляются потерпевшим без особого риска, поскольку определить факт подделки возможно лишь проведением соответствующих экспертиз.
Одним из характерных черт мошенника является его способность убеждать жертву, войти в доверие потерпевшего. При этом используются все способы для достижения своих целей. Они хорошие психологи. У них есть все алгоритмы: как надо разговаривать, какой интонации придерживаться, как надо задавать вопросы и как действовать при том или ином ответе потерпевшего. Подкупает еще и то, что они хорошо знают ваши данные. Ошибкой жертвы мошенничества является излишняя доверчивость, которой и пользуются обманщики. Особо распространено телефонное мошенничество.
- Какие виды дистанционного мошенничества характерны для Вашей территории?
- Я бы сказал, они характерны не только для нашего района. Они актуальны по всей стране. Чаще всего бывает так: злоумышленник представляется сотрудником службы безопасности банков и сообщает, что с вашего счета произошло несанкционированное списание денежных средств, либо говорит, что ваша карта заблокирована. И дальше просят назвать реквизиты карты, пароль CVC и коды доступа, пришедшие по СМС. Так они получают полный доступ к счету и похищают деньги.
Имеют место случаи, когда неизвестные взламывают страницы в социальных сетях и присылают письма от имени знакомых с просьбой занять деньги. В таком случае убедительная просьба: обязательно свяжитесь с тем, от кого пришло это письмо, чтобы удостовериться. Популярен и такой вид мошенничества, как помощь для оформления кредита. Доверчивые граждане сами передают данные своих документов, карт, счетов и мошенники пользуются этими данными: похищают имеющиеся денежные средства, оформляют кредиты на ничего не подозревающего гражданина, полученные деньги в кредит опять оказываются похищенными. Часто пожилым людям предлагают купить медицинские аппараты, БАДы. После сделок в базе остаются их персональные данные, телефонные номера. Так пожилые люди лишаются своих сбережений.
- Раньше по телефону мошенники использовали схему обмана: «Мама, я попал в ДТП, срочно перешли деньги», «Мама, у меня неприятности с полицией. Срочно нужны деньги». Они по-прежнему действенны, граждане попадаются на такие уловки?
- В истекшем году таких фактов не зарегистрировано. Но совсем немало других схем. Чтобы определить, что Вам звонил мошенник, есть простой и действенный способ. Прежде всего, не нужно впадать в панику. Задайте спокойно собеседнику вопросы личного характера, его ответы помогут определить, кто Вам звонит. Если ответы вызовут подозрение, сразу обратитесь в правоохранительные органы.
- Были ли случаи, когда мошенничество пресекалось гражданами, так сказать, на корню?
- Могу привести пример бдительности. На днях одному из Ваших коллег нашей районной газеты от имени генерального директора ТОО «Жаик Пресс» на вацап пришло неожиданное сообщение. Он «предупреждал» сотрудника: «сейчас звонят чаще всего якобы от энергосбыта и предлагают сменить счетчики со старых на новые. Запрашивают код с СМС под предлогом зарегистрировать в электронной очереди, тем самым получив доступ и к документам, и к банкам». Он душевно интересовался, не было ли подобных звонков, потому как двое руководителей филиалов уже, дескать, попались на этом. И тут же «успокоил», сказав, что теперь эти делом занимается комитетчик, назвал конкретно его имя, фамилию и обещал: «Скоро он лично свяжется с Вами». Пишет злоумышленник: держите меня в курсе. Журналист сразу заподозрил неладное. Он обратил внимание, что в профиле стоит фото прежнего руководителя, да и сам текст показался ему подозрительным. Связался с руководством и выяснил, что тот никакого письма не писал. «Комитетчик» на самом деле позвонил. Но замысел не удался.
- Как известно, в последнее время участились случаи мошенничества с использованием «мобильного банка», «онлайн-банка» и пр. Что с этим делать, не подключать данные опции?
-Использовать данные системы можно, но только с соблюдением некоторых правил. Для этого у вас должна быть установлена сильная антивирусная система. Именно вирусы помогают мошенникам воспользоваться вашим онлайн-банком. И потом, никогда и никому не передавайте данные вашей карты. Также нежелательно использовать ту сим-карту, к которой подключены все системы для выхода в интернет. Время от времени меняйте пароли от данных онлайн-систем. Если же вы потеряли сим-карту, заблокировали, повредили или выбросили ее, то обязательно отключайте все онлайн-системы, которые были к ней привязаны. Ведь когда оператор станет заново выпускать сим-карту, она может дать доступ к счету бывшего владельца номера.
- Какие советы дадите читателям, чтобы не стать жертвой мошенников?
- Как я говорил ранее, частые звонки поступают, якобы, из банков и просят выполнить какие-то действия с его счетом. У человека должно быть четкое понимание, что это однозначно мошенники. Не вступайте с ними в разговор, или перезвоните в call-центр банка, на официальный сайт. Запомните, сотрудники банка никогда не звонят своим клиентам с такой целью. Также никогда не передавайте в чужие руки личные данные. У нас ведь часто просят: скинь фото удостоверения личности. Но если они попадут в руки мошенников, то масса неприятностей гарантирована. В микрокредитных организациях верификация проводится не везде, и под ваши данные вполне могут получить кредиты. Хоть суммы там выдают небольшие, зато они могут набрать их с десятков таких микрокредитных организаций. Человек ничего не подозревает, а ему потом начинают названивать коллекторы и выяснять, почему не оплачивается кредит. Такие случаи сегодня часты.
Никогда не храните свои банковские карточки вместе с пин-кодами. Если теряете банковскую карту или телефон, сразу же обращайтесь в отделение банка и ближайший салон сотовой связи.
Ни в коем случае не общайтесь по телефону с подозрительными людьми и даже не слушайте, что они вам говорят. Если вас начинают убеждать, что с вашим счетом в банке или с вашим близким человеком что-то случилось, обрывайте разговор. Звоните в отделение полиции, в банк – официальные лица. Это означает одно: вас хотят ввести в заблуждение. Будьте бдительны и осторожны, мошенники активируются!
- Кайрат Талгатович, благодарим Вас за обстоятельную беседу.

Беседу вела Лилия Сисенбаева

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале