Что принесет модернизация энергетических и коммунальных сетей Казахстана
С 1 января текущего года запущен новый Национальный проект «Модернизация энергетического и коммунального секторов», рассчитанный на 4 года, который представляет собой масштабную инициативу, направленную на обновление инфраструктуры страны.

Проект охватывает более 86 тысяч километров коммунальных сетей и включает строительство новых объектов генерации мощностью 7,3 ГВт. Общая сумма инвестиций составляет порядка 13,5 триллиона тенге. О целях и задачах проекта мы побеседовали с управляющим директором НПП «Атамекен», председателем общественного совета Минэнерго РК Жакыпом Хайрушевым.
– Жақып Галиевич, расскажите, что включает в себя проект и какие ключевые задачи поставлены для его реализации?
– Ни для кого не секрет, что энергетическое и коммунальное хозяйство нашей страны давно уже нуждается в модернизации. Изношенность сетей электро-, тепло- и водоснабжения в отдельных регионах страны варьируется от 50 до 90%. В частности, изношенность энергосистемы в ЗКО составляет порядка 77%. Ввиду этого происходят частые перебои с подачей электроэнергии при неблагоприятных погодных условиях.
Решением инфраструктурных проблем и призван стать Нацпроект, который охватывает два ключевых направления: энергетику и коммунальное хозяйство. Основная его цель – повышение энергоэффективности, снижение потерь и улучшение качества обслуживания населения.
В энергетике проект предполагает обновление устаревших и строительство новых мощностей. В коммунальной сфере важным направлением является модернизация теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, с особым акцентом на внедрение новых технологий и автоматизированных приборов учета, что позволит контролировать расходы и повысить эффективность, исключая избыточные потери.
– Проект обещает серьезные изменения, на что потребуются значительные затраты. Какие источники финансирования будут использованы?
– Проект будет финансироваться из нескольких источников: частично за счет государственного бюджета, утверждены программы субсидирования процентных ставок по займам через БВУ, а также будут использованы внебюджетные механизмы, и собственные средства субъектов естественных монополий. Одним из ключевых аспектов будет привлечение инвесторов в модернизацию инфраструктуры, а также в строительство новых мощностей, что позволит обеспечить долгосрочную финансовую устойчивость и привлечь дополнительные средства в экономику страны. Хотя финальные расчеты экономики проекта еще прорабатываются, предварительные цифры показывают, что срок окупаемости вложений может составить менее двух лет. Основной эффект достигается за счет резкого снижения потерь, роста собираемости платежей, сокращения затрат на ручной сбор данных.
– Но при использовании собственных средств субъектов естественных монополий в рамках реализации Нацпроекта повышения тарифов, видимо, не избежать, как это отразится на потребителях?
– Все мы заинтересованы в том, чтобы у нас бесперебойно были свет, вода и тепло, а для качественной работы коммунальной инфраструктуры модернизация просто необходима. Надо признать, что тарифы на энергетику и коммунальные услуги будут подниматься, другое дело, эти тарифы должны быть экономически обоснованы и прозрачны для потребителей.
А отсутствие интеллектуальных систем учета – это «слепая зона» в управлении энергоснабжением, высокая доля технических и коммерческих потерь, ограниченные возможности контроля, прогнозирования и справедливых расчетов.
Для решения этого вопроса в несколько этапов будет осуществляться так называемая приборизация. В первую очередь на объектах будут установлены «умные» счетчики, что позволит более точно отслеживать потребление ресурсов, снизить вероятность ошибок в расчетах. Так коммунальные службы смогут точнее планировать свои расходы, оперативно реагировать на изменения в потребности в ресурсах. Для потребителей это означает точность, справедливость и прозрачность расчетов, а также возможность контролировать свои расходы. В конечном итоге граждане будут платить только за те ресурсы, которые реально потребляют.
Внедрение современных систем учета и автоматизированных технологий также позволит уменьшить потери энергии и воды.
Когда все это будет обеспечено, то и общественность поддержит повышение, поскольку всем нужен комфорт и надежное теплоэлектроснабжение.
– Субъекты естественных монополий ежегодно поднимают тарифы, но, между тем, улучшения инфраструктуры население не видит. И если по теплу и воде все более -менее хорошо, то с электричеством постоянные проблемы. Вопрос – куда тратят деньги?
– Возмущения граждан вполне понятны и обоснованы. Как я уже выше отметил, каждый хочет получать качественные услуги и вправе знать за что он платит. Каждый СЕМ обязан отчитываться перед потребителями, поэтому процесс модернизации должен быть полностью прозрачный, но, чтобы это стало возможным, необходима автоматизация всей системы. Приборизация – это не только про экономику, это про качество управления, доверие и устойчивое развитие. К примеру, по предварительным данным ТОО «Западно-Казахстанская РЭК» в многоквартирном секторе насчитывается более 74 000 потребителей без интеллектуального учета, в частном секторе – свыше 44 000 точек без телеметрии, среди юридических лиц – около 7 500 точек также вне цифрового охвата. Таким образом, общий объем точек учета, подлежащих приборизации, превышает 100 000. Но ни один СЕМ на собственные средства не сможет провести дорогостоящую замену агрегатов и основных узлов.
– Установка интеллектуальных приборов учета входит в тариф?
– Нет. Для монополистов есть ограничения в виде Закона РК «Об электроэнергетике», где согласно статье 13-1, включение затрат на установку приборов учета в тарифы запрещено. То есть, субъекты естественных монополий не могут компенсировать эти затраты через тарифную нагрузку на потребителя.
Но, как я уже сказал, ни один СЕМ на собственные средства не сможет провести эту работу, поэтому были разработаны действенные механизмы в рамках Нацпроекта, предложены эффективные финансовые инструменты.
Проект требует участия и ответственности обеих сторон. СЕМ обязаны: провести техническую инвентаризацию, установить и интегрировать оборудование, обеспечить бесперебойную работу и сохранность данных. Со стороны потребителей и бизнеса: предоставить доступ к точкам учета, обеспечить добросовестную оплату по фактическому потреблению, участвовать в обратной связи и корректировке данных. Речь идет не только о технике, но и о доверии, цифровой дисциплине и партнерстве.
– Реализация проекта уже началась, что делается на текущем этапе в нашей области?
– Сформирована региональная координационная группа с участием акимата, СЕМ, технических операторов и НПП «Атамекен». Данной группой будут определены приоритетные зоны для запуска пилота – например, многоквартирные дома с низкой собираемостью или пригородный частный сектор. Также в задачи рабочей группы входит разработка и утверждение дорожной карты реализации с поэтапным графиком, и организация информационной кампании с разъяснением преимуществ приборов учета. Разработаны механизмы, при которых при организации госзакпуа приоритет отдается казахстанским производителям и поставщикам оборудования. Таким образом, проект внесет вклад в развитие местных производств.
В целом Нацпроект будет способствовать созданию новых рабочих мест, улучшению качества жизни, привлечению инвестиций и ускорению экономического роста.
Беседовала Евгения Максимова,
zhaikpress.kz