Для крановщика ТОО «СКФ Отделстрой» Акылбека Азаматова работа на высоте давно стала привычной несмотря на то, что связана она с огромной ответственностью, прежде всего за жизнь тех, кто трудится внизу – под стропами и крановой стрелой. Ведь чтобы переносить тяжелые грузы с помощью подъемного механизма, не создавая экстренных ситуаций, необходимы не только специальные знания и навыки, но и соблюдение техники безопасности.

Мечта детства
Акылбек Азаматов родом из села Подстепное. С детства мечтал управлять тяжелой техникой и смог осуществить свою мечту поступив в дорожно-транспортный колледж им. А. Иманова, где три года осваивал профессию автокрановщика. По спецпредметам у него преподавал Айтуган Ермуканович Ермуканов, а мастером был Нурбол Шурин. Учебу парень окончил с отличием, после чего работал на различных видах грузового транспорта: миксерах, самосвалах, цементовозах, мусоровозах. Два года назад сел за руль автокрана. Эта работа требует высокой концентрации, внимательности и строгого соблюдения техники безопасности.
– С детства мечтал работать на больших грузовых машинах. Отец у меня автослесарь, а мама – повар. Поступил в колледж, выучился на автокрановщика, и вот уже два года работаю на кране, – рассказывает он.
В строительную компанию ТОО «СКФ Отделстрой» Акылбек пришел по рекомендации своего дяди, который там работал водителем. За годы работы он участвовал в строительстве школ в селах Дарьинское и Щапово, девятиэтажных домов в 10-м микрорайоне, сейчас трудится на стройке Дома культуры в с. Щапово.
Ответственность на высоте
Работа крановщика – это не просто управление тяжелой техникой, а огромная ответственность за безопасность на строительной площадке. Акылбек, опытный крановщик, вспоминает, каково это – впервые сесть за рычаги крана.
– Работа у нас востребованная, всегда есть заказы. Спецтехника хорошо оплачивается, особенно работа крановщиков. Сначала казалось, что управлять джойстиком в кабине просто, но на самом деле тут нужно чувство техники, точные расчеты. Когда впервые поднимал тяжелый груз, кран даже приподнялся – тогда понял, насколько это сложная работа, – делится он.
Стажировку на автокране проходил у опытного мастера Николая Грибкова, крановщика строительной компании «Отделстрой». По словам Акылбека, особенно непросто работать с тяжелыми плитами.
– Легкий груз можно поднимать без проблем. А когда поднимаешь плиты для перекрытия, тут уже другая история. Стрелу кладешь – и риск есть, что кран может подняться или даже опрокинуться. Помню, как поднимал плиту, и кран начал задирать «морду», сантиметров на 20, наверное. В тот момент осознал: это не шутки. Руки и ноги задрожали, пот прошиб, – вспоминает крановщик.
Сейчас работа на автокране для него – дело привычное, Акылбек уже имеет девятый разряд и допуск на подъем грузов до 50 тонн, работая на автокране 25 тонн, но он никогда не теряет бдительность. Ведь безопасность – прежде всего.
Важно взаимопонимание
Акылбек Азаматов делает акцент на том, что в связке с крановщиками работают стропальщики, которые на земле прицепляют к грузам стропы. Это добавляет ответственности. – Крановщик действует строго в паре со стропальщиком. Услышал в рации команду «вира!» – поднимай груз вверх. Кричит стропальщик: «Майна!», показывает жест, загнув большой палец вниз, – крановщик опускает. Никакой самодеятельности. Нужно быть очень внимательным. Внизу – люди, важно делать все четко и точно. Нельзя допускать травматизма. Здесь необходимо и взаимопонимание с коллегами, – поясняет специалист.
Ежегодно крановщики проходят обучение по технике безопасности, сдают экзамены и получают допуск к работе.
– Прежде всего важна ответственность – это психоэмоциональная нагрузка, и с учетом специфики работы у нас она гораздо больше, чем физическая. Нужны крепкие нервы и стрессоустойчивость, – делится крановщик.
Алена Маликова,
zhaikpress.kz