29.07.2025, 14:45
Просмотры: 230

Цифровое будущее региона: инфраструктура, госуслуги и искусственный интеллект

В ходе рабочего визита в ЗКО вице-министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК Дмитрий Мун провел встречу с населением области. В рамках диалога с гражданами обсуждались вопросы цифровизации, доступности электронных услуг, развития телекоммуникационной инфраструктуры и перспективы внедрения новых технологий в регионе.

вице министр - цифровизации (9)

Главной темой стал прогресс в цифровой сфере – от инфраструктуры до госуслуг. По словам вице-министра, в Казахстане более 90 % государственных услуг переведены в электронный формат, а более 80 % – полностью автоматизированы. В планах – довести эти показатели до 100 % и обеспечить устойчивый доступ к цифровым услугам даже в самых отдаленных населенных пунктах.

– Вся наша работа строится на трех ключевых принципах: проактивность, своевременность, доступность. Так, в прошлом году в Астане и Акмолинской области протестировали присвоение ИИН онлайн для новорожденных детей. Также уже оцифрован процесс поступления в колледжи и вузы: за 2024-2025 гг. на первый курс онлайн было зачислено свыше 177 тыс. студентов. Автоматически предоставляются и места в общежитиях для иногородних – на сегодня свыше 124 тыс. молодых людей получили места посредством цифрового и проактивного формата. Кроме того, запущен сервис заключения трудовых договоров – зарегистрировано более 15 млн договоров. Помимо госуслуг в приложении eGov.kz, мы внедряем сервисы, разработанные другими госорганами, в том числе по мерам государственной поддержки, – сообщил Д. Мун.

Вице-министр также рассказал о пилотных проектах, запущенных в школах ЗКО, в частности – по школьному питанию на базе приложения «Социальный кошелек», которое позволяет исключить приписки. Данная услуга переведена на проактивный формат, что позволило отказаться от сбора данных вручную.

– При определении подходящей категории семьи система направляет push-уведомление с предложением о предоставлении бесплатного горячего питания. После согласия родителей ваучер начисляется автоматически. В ЗКО в пилотный проект вошли школы № 18 и № 33 в Уральске, а также школы в Акжаикском, Казталовском и Чингирлауском районах, – пояснил он.

Совместно с Министерством здравоохранения РК ведется работа по обеспечению нуждающихся граждан бесплатными лекарствами и медицинскими изделиями – также на базе «Социального кошелька». К программе подключено свыше 700 аптек, обеспечено медикаментами более 8 млн нуждающихся. С Министерством энергетики РК реализуется проект по предоставлению ваучеров на товарный газ бытовым потребителям – получателям адресной и социальной помощи.

– В прошлом году были запущены популярные сервисы: «Стоп кредит», «История владения авто», «Нацфонд детям», добровольный отказ от участия в азартных играх и другие. Более семи тысяч казахстанцев уже воспользовались сервисом замены водительских прав онлайн, – отметил вице-министр.

По ЗКО функционируют 15 отделов по обслуживанию населения, включая один специализированный. Вице-министр подчеркнул, что в ЦОНах установлены 54 ConnectionPoint– специальные точки доступа к компьютерам с интернетом.

– ConnectionPoint – это возможность прийти в оборудованную зону и получить помощь в оформлении госуслуг. Эта инициатива направлена, в том числе, на повышение цифровой грамотности населения. Сейчас 10 госуслуг можно получить через звонок в колл-центр, а в будущем планируется внедрение голосового запроса, чтобы получить услугу, достаточно будет просто озвучить запрос, – пояснил Дмитрий Мун.

На встрече также обсуждались вопросы кибербезопасности. Вице-министр заверил, что Казахстан активно работает в этом направлении. По его словам, защита персональных данных – один из главных приоритетов. Теперь в системе eGov.kz можно проверить, кто и зачем запрашивал доступ к вашим данным, а также при необходимости – отозвать согласие.

Особое внимание было уделено устранению «белых пятен» – территорий без сотовой связи. Отдельный блок встречи касался развития искусственного интеллекта. Дмитрий Мун сообщил, что в Казахстане ведется работа по созданию собственного ИИ.

Он также отметил важность IT-образования и подготовки специалистов.

– Мы хотим, чтобы IT-специалисты оставались в стране и создавали продукты мирового уровня. Уже сейчас есть примеры успеха – наши стартапы выходят на глобальный рынок, – отметил вице-министр.

В завершение встречи Дмитрий Мун заверил, что зафиксирует все обращения граждан  и передаст их в профильные комитеты, включая Министерство информации и телекоммуникаций.

Какой тариф у вице-министра

Отвечая на вопросы журналистов о деятельности операторов сотовой связи, вице-министр пояснил, что ценообразование не входит в компетенцию министерства, поскольку это частный рынок.

– Существует Агентство по защите и развитию конкуренции (АЗРК), которое уже начало работу по анализу тарифов всех операторов. Им были направлены уведомления о необходимости представить расчеты. АЗРК будет рассматривать их с учетом правил и общественных слушаний. Операторы предоставляют важную для граждан услугу, и ценообразование должно быть соответствующим. Кроме того, мы совместно прорабатываем возможность социальных тарифов для отдельных категорий населения, – пояснил Д. Мун. При этом вице-министр сообщил, что сам пользуется тарифом от Beeline всего за 3500 тенге, который позволяет свободно раздавать интернет на другие устройства.

Касаясь темы блокировки телефонов, вице-министр отметил, что процедура проводится в целях повышения кибербезопасности. Блокируются устройства, не прошедшие верификацию, а также SIM-карты, в большом количестве зарегистрированные на одного человека.

Евгения Максимова,

zhaikpress.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале