В первом полугодии 2025-го социальная помощь и социальное обеспечение заняли второе место среди всех направлений государственных расходов, уступив лишь образованию (на которое было выделено чуть более 3,6 трлн тг), что подчёркивает значимость и вес этого направления в структуре бюджета.

Для справки: за первое полугодие 2024 года расходы на социальную помощь и обеспечение составляли 3 трлн тг — на 15,4% больше, чем годом ранее.

В местных бюджетах расходы на социальную помощь и социальное обеспечение за первые шесть месяцев текущего года составили 335,9 млрд тг — на 5,2% больше, чем за аналогичный период 2024-го. В региональном разрезе наибольшие расходы в секторе пришлись на бюджет Туркестанской области: 36,8 млрд тг, рост — на 11,8% за год. На втором месте оказался Алматы (29,6 млрд тг, также плюс 11,8%), на третьем — Астана (24,4 млрд тг, плюс 19,2%). В пятёрку регионов-лидеров также вошли Карагандинская (21,6 млрд тг) и Жамбылская (19,8 млрд тг) области.

Расходы местных бюджетов на социальную помощь и социальное обеспечение выросли почти во всех регионах, за исключением четырёх. В Западно-Казахстанской области они уменьшились на 31,9%, до 11,1 млрд тг, в Северо-Казахстанской — на 19,9%, до 11,6 млрд тг, в Костанайской — на 9,2%, до 12,9 млрд тг, в Кызылординской — на 3,9%, до 19 млрд тг.

Наибольший рост расходов в секторе был зафиксирован в Астане (на 19,2%), а также в Атырауской (на 18,2%, до 13,3 млрд тг) и Мангистауской (на 15,5%, до 14,4 млрд тг) областях, наименьший — в Павлодарской области (на 1,8%, до 17 млрд тг).

221 (3)

Какую социально значимую помощь от государства хотели бы получать сами казахстанцы? Согласно данным социального исследования Казахстанского института общественного развития за 2024 год, большинство граждан страны считали, что государство в первую очередь должно помогать семьям с жильём — такой вариант выбрали 60,9% опрошенных. Далее среди приоритетных направлений, где, по мнению респондентов, требуется участие государства, были названы трудоустройство (52,8%), помощь в уходе за тяжело больными и инвалидами в семьях (29,9%), а также получение качественных медицинских услуг (29,8%).

В целом государство оказывает поддержку населению различными способами в разных сферах, однако далеко не все участники опроса пользовались соответствующими услугами. Например, в том, что касается адресной социальной помощи, 39,1% граждан лишь что-то о ней слышали, 29,8% хорошо знают, но не участвовали, 6,5% участвовали, а 24,5% вообще ничего не знали. Про отпуск по беременности и родам 30,1% респондентов что-то слышали, 30,4% хорошо знают, но не участвовали, 25,4% участвовали, а 14,1% вообще не знали о такой возможности. Это лишь некоторые примеры. Разумеется, не все виды социальной помощи доступны каждому респонденту, поскольку для получения многих из них действуют определённые условия и естественные ограничения, и у подобных направлений и программ поддержки населения есть целевые социальные группы.

Рассмотрим также получаемые пособия. В 2024 году среднемесячный размер назначенных государственных специальных пособий в РК составил 10,1 тыс. тг, против 9,4 тыс. тг годом ранее. Инвалиды и участники Великой Отечественной войны получали в среднем 59,1 тыс. тг, герои Советского Союза и кавалеры орденов славы трёх степеней — 511,8 тыс. тг, семьи погибших военнослужащих — 16,9 тыс. тг, лица, которым назначены пенсии за особые заслуги — 4,5 тыс. тг. При этом численность получателей специальных пособий сократилась на 3,3%, составив 213,2 тыс. человек.

За тот же период государственные социальные пособия получили 868,7 тыс. человек — на 1,3% больше, чем годом ранее. Среднемесячный размер пособия составил 68,2 тыс. тг — на 7,2% больше, чем в 2023-м.