13.11.2025, 11:00
Просмотры: 204

Цифровая траектория двух стран

Панельная сессия XXI Форума межрегионального сотрудничества Казахстана и России в Уральске, посвященная цифровизации и искусственному интеллекту, собрала представителей профильных министерств, региональных IT-кластеров, технопарков, образовательных учреждений и частного сектора. Разговор вышел за рамки официальной дискуссии о «цифровой повестке», перейдя в живое обсуждение новой индустрии, которая одновременно требует высоких компетенций и массовой цифровой грамотности.

форум цифровизация (2)

ИИ как новая производственная дисциплина

Казахстан и Россия вступили в фазу, когда цифровизация становится системной работой с данными, сервисами и архитектурой больших решений, отметили участники сессии. Речь идет о промышленности, образовании, логистике, энергетике, государственных услугах и даже медицине – секторах, где цена ошибки велика, а цифровые инструменты могут давать кратный эффект.

Тема искусственного интеллекта стала ключевой. Участники делились опытом и говорили о том, как ИИ встроить в конкретные отрасли и сделать его управляемым инструментом. ИИ сегодня это не технологическая история и ключевым ресурсом становятся специалисты среднего звена – операторы данных, системные технари, инженеры по внедрению. Вице-министр цифрового развития и связи Оренбургской области Иван Горлов поделился опытом реализации цифровых и образовательных проектов для школьников и молодежи.

Айти-смена для школьников – это практический интенсив, где дети погружаются в программирование, в тонкости робототехники и цифровых навыков. Мы видим, как участники за короткое время создают реальные проекты. Яндекс.Лицей и Яндекс.Учебник – это федеральные образовательные программы, которые дают школьникам и учителям доступ к современным цифровым инструментам, курсам по программированию и платформам для самостоятельного обучения. Это не просто теория, а практические задания и проекты, которые формируют реальные компетенции, – сказал Горлов.

Он также отметил важность развития спортивного программирования:

– Мы поддерживаем соревнования, хакатоны и олимпиады, которые мотивируют детей и подростков изучать алгоритмы, решать сложные задачи и работать в командах. Это формирует будущих специалистов IT и инженеров уже с раннего возраста. Также интегрируем технологии в школьное обучение, поддерживаем создание собственных стартапов среди школьников и стимулируем сотрудничество с IT‑компаниями для практических стажировок, – рассказал об опыте России вице-министр цифрового развития Оренбуржья.

Директор офиса образовательных программ АКФ «Парк инновационных технологий» Astana Hub Алена Славкина рассказала о ключевых образовательных инициативах центра.

– Мы стремимся сделать обучение ИИ доступным для всех уровней подготовки и всех возрастов. Одна из наших программ – Tomorrow School, создана для тех, кто хочет освоить искусственный интеллект с нуля. Здесь нет традиционных лекций – участники учатся через проекты и командную работу, а наставники сопровождают их на каждом этапе. Программа Tech Orda ориентирована на развитие IT‑кадров в Казахстане. Мы даем возможность людям разных профессий и возрастов освоить востребованные навыки программирования, кибербезопасности и работы с большими данными, – отметила спикер.

Особое внимание, подчеркнула Славкина, уделяется госслужащим:

Программа AI Qyzmet помогает государственным органам внедрять ИИ‑инструменты для повышения эффективности работы и улучшения сервисов для граждан. Для стартапов и предпринимателей в сфере технологий разработаны программы AI’preneurs и AI Corporate. AI’preneurs поддерживает команды, которые хотят вывести свои AI‑продукты на рынок, предоставляя менторство, инфраструктуру и доступ к международным контактам. А AI Corporate ориентирована на корпоративный сектор – она помогает компаниям внедрять ИИ в бизнес-процессы и развивать внутренние компетенции сотрудников, – рассказала директор офиса образовательных программ.

Еще одна инициатива Astana Hub – AI Movement.

Это движение направлено на популяризацию искусственного интеллекта и создание открытой экосистемы для всех. Мы предоставляем доступ к образовательным курсам, интенсивам и траекториям обучения, чтобы каждый мог развивать навыки в сфере ИИ. Наша цель – обучить специалистов и создать экосистему, в которой знания по искусственному интеллекту станут инструментом для роста экономики, инноваций и личного развития каждого участника, – подытожила спикер.

Кадры для новой эпохи

В ходе дискуссии прозвучала мысль о необходимости массовой подготовки кадров среднего технического звена – это критический фактор успеха цифровой экономики. Успешными примерами стартапов студентов и образовательными программами поделились директора казахстанских и российских высших и средних учебных заведений. По словам председателя ОЮЛ «IT Ассоциация Западно-Казахстанской области» Ивана Мельникова, дефицит кадров в IT- и AI-сфере складывается не из-за нехватки программистов, а из-за отсутствия тех, кто может обслуживать, сопровождать и внедрять цифровые системы на реальных производствах. В своем выступлении он отметил, что есть две группы специалистов – те, кто разрабатывает решения для ИИ и те, кто сталкивается с реальными задачами в различных сферах. Но проблема в том, что между этими двумя группами существует большой разрыв.

– Айти-компании создают сложные решения, а отраслевики формируют предложения, но коммуникации между этими двумя группами не налажены, из-за чего процессы внедрения ИИ становятся долгими, дорогими, а зачастую неэффективными. Нужны специалисты, которые принимают не только технологии, но и предметные отрасли, – сказал спикер.

Он также отметил, что возникла необходимость новых компетенций, таких как промт-инженеры – людей, которые умеют разговаривать с нейросетями на языке машин. Это переводчики между машиной и человеком. Им не нужно быть программистом, важно понимать предметную отрасль, логику работы моделей и видеть практическую цель.

– Вот эти навыки сегодня, становятся уже базовыми. К примеру, промт-инженер в медицине должен знать клинические процессы, в образовании педагогические задачи и так далее. Без отраслевого контекста даже самые мощные ИИ-решения зачастую работают не до конца эффективно. Сейчас нет большого дефицита в айти-специалистах, но он остро стоит в отраслевых экспертах, то есть – врач, учитель или инженер, сталкиваясь с цифровыми инструментами не понимают, как встроить их в свою реальную профессию из-за этого потенциал ИИ, который огромен, используется не так эффективно, как мог бы. Поэтому умение работать с нейросетями – это требование времени, это новая цифровая грамотность, – подытожил спикер.

Мельников внес предложение о создании совместных площадок, где айти-эксперты и отраслевые специалисты могут вместе разрабатывать подходы к внедрению ИИ в конкретные сферы.

Панельная сессия задала тон обсуждению вопросов цифровой тематики, которые касаются не только будущего, но и тех, которые нужно решать уже сейчас. И это делает тему ИИ и цифровизации центральной не только для межрегионального сотрудничества, но и для новой модели экономического развития обеих стран, отметили спикеры.

Панельная сессия показала, что ключ к будущему цифровой экономики – не только технологии, но и люди, которые умеют «разговаривать» с ними на одном языке. Сегодня любой специалист, работающий с ИИ, должен быть одновременно экспертом в своей отрасли и в алгоритмах, понимать, как технологии вписываются в реальные процессы. Без этого потенциал искусственного интеллекта остается недоиспользованным. И именно поэтому создание новых образовательных траекторий, как в Казахстане и России, становится вопросом стратегическим: будущее индустрии ИИ формируется сегодня, через обучение, практику и готовность к диалогу с машинами.

Евгения Максимова,

"Жайық Пресс"

 

 

 

 

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале