В драматическом театре имени Островского Жалпакталский народный театр им. М. Гумарова Казталовского района поставил пьесу по одноименному роману Мунайдара Балмолды «Он төрт. Жалпақталдағы жалын».
Надо отметить, что работа над романом велась в течение двух месяцев, а в его содержании отражены принципы первого направления «21 ғасырдағы ұлттық сана туралы (О национальном самосознании в ХХІ веке)» стратегической статьи Президента «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».
Когда в селе презентовали книгу Мунайдара Балмолды «Он төрт Жалпақталдағы жалын», аким Казталовского района и директор культурно-досугового центра Жаннат Калиулы Мухаммед попросили режиссера народного театра Нурлана Шаканаева поработать над романом, дать ему жизнь на сцене, и он согласился. Нурлан Шаканаев работал шофером в доме культуры, позднее – заведующим и когда в далеком 1981 году режиссер театра переехал в другой район, его временно попросили заменить. Это «временно» протянулось до пенсии. В 2005 году он поступил заочно в колледж, где преподавал Мукангали Туманов.
– Когда я читал книгу, у меня уже появились задумки, и я уже начал представлять, как все это будет. Времени мне дали совсем мало, поэтому на полноценный спектакль его не хватило, да и хороший сценарист нужен. Были трудности, так как роман многоплановый, очень много мест действий, события разворачиваются в нескольких местах одновременно, и их очень трудно связать на сцене. Поэтому появилась идея с журналистом, которая читает отрывки из произведений и служит связующим звеном и объясняет что, где, когда происходит и почему, – сказал Н. Шаканаев.
Пьеса повествует о событиях, произошедших в Жалпактале в 1940-41 годах, о жизни и героическом подвиге сельской молодежи. Организацию «Союз защитников казахского народа» создал и возглавил доблестный Губайдолла Анесов. Дядя Губайдоллы Анесова был тяжело болен, и перед смертью завещал любимому племяннику запрещенные книги движения Алаш, которые он спрятал от вездесущей Советской власти. Он рассказал о том, как истребляют интеллигенцию, вдохновил Губайдоллу на борьбу за нацию, за независимый Казахстан. Губайдулла поступает в Уральский пединститут, рядом с ним его единомышленники, друзья. Все шло хорошо до того момента, пока в их ряды не был подослан шпион от НКВД.
На жалпакталской сцене пьеса длилась 45 минут, но в постановку, представленную на сцене драматического театра имени Островского, режиссер решил добавить еще два действия – сцену про типографию и переименование Фурманова в Жалпактал. Трудность состояла и в том, что сами актеры не профессионалы, а любители. Это простые работники театра, среди них – сторож, шофер, оператор, электрик, методист.
– Сам я по натуре режиссер-диктатор. Если в профессиональном театре актеру дается некоторая свобода на свою трактовку образа, и он играет так, как понял, здесь я не мог этого позволить, так как это любители, у них просто есть талант и огромное желание играть. Поэтому, я диктовал им свое видение, и все было именно так, как я все это задумал, – рассказал Нурлан Шаканаев.
Арайлым Беккалиева
zhaikpress.kz