18.08.2022, 9:15
Просмотры: 46

А цены растут!

Работу мониторинговых групп по регулированию цен на социально значимые продукты обсудили на очередном заседании Западно-Казахстанского филиала партии «Аманат». Также был выдвинут ряд предложений по стабилизации ситуации с ценами.

рейд по ценам (3)

Согласно Постановлению Министерства торговли и интеграции РК в перечень социально значимых продуктов питания входят 19 наименований: мука 1 сорта, хлеб из муки 1 сорта, рожки, гречка, рис, картофель, морковь, лук, капуста, сахар-песок, масло подсолнечное, говядина (лопаточно-грудная часть с костями), мясо кур (бедренная и берцовая кость), молоко 2,5% жирности в мягкой упаковке, кефир 2,5% жирности в мягкой упаковке, масло сливочное, яйцо куриное (I категория), соль поваренная пищевая, творог 5 – 9% жирности. При этом, допустимый размер предельной торговой надбавки на данные товары составляет не более 15% от отпускной цены производителя или закупочной цены оптового поставщика. Превышение 15-процентной надбавки влечет административную ответственность на основании статьи 204-4 КоАП РК. В целях недопущения необоснованного роста цен на СЗПТ Комитет торговли осуществляет координацию акиматов по контролю торговой надбавки в магазинах.

Заместитель руководителя исполнительного контроля партии Кенесары Нуршинов отметил, что в настоящее время в рамках Закона не предусмотрен предельно допустимый уровень надбавок цен для оптовых поставщиков социально значимых продовольственных товаров, что позволяет им устанавливать более удобные для себя цены, чем розничным торговцам. Это, в свою очередь, приводит к нестабильности розничных цен.

– Необходимо законодательно закрепить количество посредников в части приобретения и продажи социально значимых продовольственных товаров. Данная мера позволит ограничить количество посредников от производителя социально значимых продовольственных товаров или крупного оптового поставщика до розничных продавцов и сократить расходы за счет исключения мошеннических компаний на этапе уточнения цен. Число посредников не должно превышать двух на законных основаниях. Также есть предложение определить и актуализировать список лиц, нуждающихся в поддержке и проводить работу по оказанию им материальной помощи, либо посредством социальной продовольственной карты из резерва средств, рассчитанных на социально значимые продовольственные товары.

Здесь два предложения. Первое – перечисление средств непосредственно на баланс карты нуждающихся. Но это, в свою очередь, ставит под сомнение расходование средств на целевое направление. Данные малообеспеченных семей имеются в местном управлении занятости и социальных программ. Второе предложение – предоставить нуждающимся специальные карты, с помощью которых они получат возможность покупать социальные продукты по скидкам в заранее определенных торговых точках. В этих точках должен осуществляться обмен информацией через общую базу, интегрированную с местным акиматом. Я считаю, что лучше всего покупать продукты со скидкой по специальной карте, так как в действующих социальных магазинах в данный момент могут отовариваться все желающие. Это значит, что миллиарды, выделяемые правительством, расходуются неэффективно, – пояснил Кенесары Нуршинов.

В свою очередь депутаты выразили недовольство бездействием уполномоченного органа, так как одними усилиями общественников снижения цен добиться невозможно.

– Мы что, должны делать за вас всю работу? Ходить мониторить, фотографировать, а потом еще и обращаться с заявлением в прокуратуру? Никто из граждан так делать не будет, за один пакет молока потом три дня ходить писать заявления, чтобы организовали проверку и приняли меры. У людей на это времени нет. Алгоритмы надо менять, изыскивать рычаги воздействия. Управление предпринимательства должно проявлять большую заинтересованность и активность в данном вопросе, а не просто говорить, что не могут проводить проверки. Кто должен следить за ценами? – задал вопрос депутат областного маслихата Нурлан Сергалиев.

Депутаты также отметили, что нет работы по контролю за ценами в крупных супермаркетах.

– На витрине одна цена, на кассе пробивают совсем другую. Это повсеместно во всех продуктовых супермаркетах так. И эти вечные оправдания сотрудников, что они не успевают менять цены, такого вообще быть не должно. Почему не наказывают такие супермаркеты? Они пользуются тем, что не все покупатели досконально проверяют чек, да и никто не пойдет с жалобой свое личное время терять, это уполномоченный орган должен постоянно ходить проверять и принимать меры, – подытожил Н. Сергалиев.

Однако руководитель управления предпринимательства ЗКО Бауыржан Саткалиев пояснил, что управление имеет полномочия на три надзорные функции – это мониторинг предельной цены, контроль торговой надбавки, которая не должна превышать 15% на цены 19 социально значимых продуктов и ретробонус, когда местные товаропроизводители могут выставлять свои товары на более заметные прилавки торговых точек.

– В связи с мораторием на проверку малого и микробизнеса, мы не можем просто так приехать и проверить субъект МБ. Чтобы инициировать проверку, нам нужно обращение от граждан, при этом они должны предоставить нам фотофиксацию и чеки. Проверка обязательно должна быть зарегистрирована в органах прокуратуры, кроме того проверка проводится исключительно на предмет жалобы. К примеру, если поступила жалоба на сахар, то мы имеем право проверять только цену на сахар, – пояснил Б. Саткалиев.

В свою очередь Кенесары Нуршинов отметил, что необходимо отменить мораторий на проверки субъектов предпринимательства, занимающихся реализацией социально значимых продовольственных товаров.

– Многочисленные жалобы со стороны населения поступают, в основном, на субъекты МСБ, которые составляют 80% субъектов предпринимательства, занимающихся розничной торговлей социально значимыми продовольственными товарами, – подчеркнул К.Нуршинов.

Общественникам на рынок вход воспрещен?

Справедливое возмущение присутствующих вызвал доклад о проделанной работе инспектора комиссии партийного контроля областного филиала партии Афизы Семгалиевой, которая сообщила, что ее не пустили на рынок «Мирлан», а присутствующим с ней журналистам и вовсе запретили вести съемку.

– Мы же не уполномоченный орган, никаких мер применить не можем, свое личное время тратим, работаем на общественных началах и вот такое отношение к нам. Охрана рынка проверяла нас в рамках антитеррористических показателей, как они нам сказали. Это что за отношение такое? Полтора часа держали нас, конечно за это время все ценники сменить уже успели. Рынки – это вообще отдельная история, ценников на товары нет, накладных нет, по какой цене взяли и сколько добавили ничего не узнать у них. Нам одну цену говорят, покупателям другую. Мы еженедельно мониторим цены на сахар. В основном, цена колеблется от 640 до 680 тенге за килограмм, но на протяжении недели на рынке «Аяжан» его продавали по 750 тенге, и только спустя неделю снизили до 720 тенге, – рассказала А. Семгалиева.

Присутствовавший на совещании администратор рынка «Мирлан» заявил, что ему ничего не известно о данном инциденте.

Всего по области создано 14 мониторинговых групп, которые провели рейды по 190 торговым точкам. По итогам совещания был обозначен ряд основных проблемных вопросов и определены предложения, которые будут направлены в Министерства торговли, национальной экономики, труда и социальной защиты. Работа в данном направлении продолжается.

Евгения Максимова, 

zhaikpress.kz

 

 

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале