1.02.2023, 15:30
Просмотры: 118

Административная юстиция как инструмент разрешения экологических споров

В связи с принятием нового экологического кодекса Республики Казахстан от 2 января 2021 года в нынешних экологических отношениях потерпели трансформацию и имплементацию такие правовые механизмы, как ремедиация, пеня за неисполнение предписаний, крупные штрафы и так далее.

photo-output

Необычным стало то что, был принят Административно процедурно - процессуальный кодекс, настоящий кодекс призван устранить неравенство между гражданином (обществом) перед государственными органами, а в данном случае  - операторами объекта в их борьбе с государственным аппаратом в области охраны окружающей среды.

Министерством экологии, геологии и природных ресурсов  в рамках реформ проведена работа по внедрению кардинальных изменений. А именно, разработка таких подзаконных актов, как программа ремедиации, финансовое обеспечение и  т.п. Созданы предпосылки для внедрения передовых технологий в процессе адаптации к изменению климата, создан экологический портал и многие другие меры. Конечно имеются определенные пробелы, касающиеся рассмотрения экологических споров в административной юстиции.

Жалобы на действия (бездействия) государственных органов согласно требованиям АППК, рассматриваются вышестоящим административным органом. Данные нормы права распространяются на все ведомства. Касаемо соблюдения экологического законодательства органом рассматривающим административные дела является структурное подразделение Министерства экологии - Комитет экологического регулирования и контроля.

Алгоритм обжалования. Сначала подается жалоба в административный орган - областные департаменты экологии.  Соответствующие департаменты обладают полномочиями вынести благоприятный акт в пользу заявителя в течение трех дней. Если жалоба оставлена без рассмотрения, то заявитель имеет право  обратиться в Комитет, который является вышестоящим органом.

Комитет после рассмотрения жалобы в соответствии с Главой  14 АППК выносит одно из следующих решений:

1 )  об отмене административного акта;

2)  об отмене административного акта и принятии нового административного акта;

3)  о совершении административного действия;

4)  об оставлении жалобы без удовлетворения;

5)  о направлении административного дела в административный орган, должностному лицу, чьи административный акт, административное действие (бездействие) обжалуются, для осуществления административной процедуры с указанием допущенных нарушений и предложениями по их устранению;

6)  об оставлении жалобы без рассмотрения.

Новизной в  административной юстиции является рассмотрение жалобы единоличным либо коллегиальным составом административного органа.

С 1 июля 2021 года специализированные административные суды рассматривают жалобы операторов объектов по правовым документам территориальных департаментов Министерства экологии. Задачами рассмотрения таких споров является выявление излишней бюрократии, некомпетентности, незаконности правовых документов и действий уполномоченного органа в области охраны окружающей среды.

Есть следующие виды правовых документов:

  • Акт о назначении проверки;
  • Акт о результатах проверки;
  • Предписание об устранении нарушения

Суды при рассмотрении дел об обжаловании действия административного органа чаще выявляют такие ошибки  как неправильный расчет ущерба и штрафа, неправильное определение круга обстоятельств, период совершения нарушения и т.д.

В АППК появился новый субъект спора – заинтересованное лицо. В качестве заинтересованных лиц привлекаются Министерство экологии, Комитет на стороне территориальных департаментов экологии.

Одним  из основополагающих новшеств административной юстиции является применение медиативных и примирительных процедур. Применение данной практики дает свои результаты.

Уполномоченным органом в области экологии на постоянной основе проводится анализ причин изменений и отмен правовых документов в целях формирования стабильной практики по экологическим спорам.

Немаловажную роль в реализации проекта административной юстиции играет Верховный суд который, совместно с Министерством юстиции предприняли немало усилий по разработке и совершенствованию проекта административной юстиции.

Даурен Чикеев,

ведущий специалист суда №2 г.Уральск

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале