В этом году исполнилось 155 лет со дня рождения видного общественного и государственного деятеля, руководителя национально - освободительного и Алашского движения, председателя Правительства Алашординской автономии, публициста, ученого, переводчика Алихана Бокейханова.
Алихан Нурмухамедулы стал общепризнанным лидером казахского национально-освободительного движения, и первым официальным признанием его роли лидера этого движения явилось то, что в 1905 году многомиллионный казахский народ избирает его своим представителем на съезд Земских и городских деятелей России, который проходил в ноябре 1905 года в Москве. На нем обсуждались важнейшие проблемы: равенство всех наций и народов, равные избирательные права, свобода в употреблении родного языка и др.
В своем выступлении на съезде Бокейханов сказал: «Я являюсь представителем своего четырехмиллионного народа, занимающего огромную территорию от Урала до Алтая, от линии Сибирской железной дороги до Омска. У нас преследуются школы с казахским языком обучения, нас также давит цензура. Ближайшей нуждой киргизов является свобода в употреблении родного языка, особенно необходимая в виду предстоящей выборной агитации, и я присоединяюсь к предложению тех товарищей, которые просили съезд высказаться за немедленную отмену всех ограничений в правах местных языков».
Отрывок из речи Бокейханова был опубликован в газете «Семипалатинский листок» от 8 декабря 1905 года.
В конце октября 1905 года представители казахской интеллигенции, жившие в Омске, перевели знаменитый Манифест от 17 октября на казахский язык, с «благословения» цензора и вице-губернатора, напечатали в Акмолинской областной типографии и послали в Степь десять тысяч экземпляров. Благодаря активности казахов, в короткое время Манифест стал достоянием всей Степи. Повсеместно казахи съезжались на большие и малые съезды, читали Манифест, комментировали его, обсуждали вопросы о будущих выборах в Государственную думу.
Однако омский генерал - губернатор Сухотин, о котором говорили «человек твердый, прямой и умный, только скоропалительный, в особенности до обеда», – писал в своем донесении другое. «...с одиннадцати часов учащиеся разных заведений с участием взрослых, после того, что узнали о Манифесте, двинулись толпою в несколько сот человек... Я вышел на подъезд, но был встречен криком, гамом, с заявлением, что наступил режим другого флага, что нужно опустить трехцветный флаг. Все мои убеждения не успокаивали толпу. Начали бросать камнями в меня, разбили несколько окон. К сожалению, не вижу успокоительного воздействия педагогов и учителей. Особенно в этом отношении выдаются Пищиков (начальник отделения казенной палаты), учитель Шостаков и статистик Бокейханов...».
Алихана Бокейханова взяли под стражу 9 января 1906 года.
«За четыре с половиной месяца сидения в павлодарской тюрьме вечерами я читал целые часы солдатам дежурного караула Пушкина, Лермонтова и Шекспира, – пишет Бокейханов. – Слушатели располагались в коридоре против глазка моей двери, я устраивался у выступа печи, обращенного к двери, переносная лампа ставилась на карнизе печи. Хорошо помню, что большое впечатление на солдат произвел «Кориолан» Шекспира».
А Степь уже готовилась к выборам. Крестьянские начальники были командированы в Степь для агитации. Они собирали большие съезды, разъясняли им Манифест 17 октября, говорили, что до сих пор законы издавались чиновниками, незнакомыми с народным бытом, законы не соответствовали требованиям жизни... Царь созывает Государственную думу, чтобы согласовать закон с запросами жизни… Казахи также призваны избрать своих депутатов. Нужно выбрать людей хороших, а не тех, которые сидят в тюрьме. Хорошего человека правительство не заключает в тюрьму.
Словом, против Алихана работали высокопоставленные чиновники. Задача была простая: любой ценой не допустить избрания его в Думу. Но из-за отсутствия серьезных улик власти уже не могли дольше держать его в заключении.
Таким образом, за несколько недель до выборов в Государственную думу его отпустили на волю.
Алихан в 1906 году был избран в Первую Государственную думу России, где представлял казахский народ. При голосовании из 176 выборщиков 175 были за его кандидатуру. В Думе казахов представляли еще четыре депутата – Ахмет Беремжанов, Алпысбай Калменов, Салимгерей Жантурин и Даут Тундутов.
Но Бокейханов прибыл в Петербург лишь накануне насильственного роспуска Государственной думы. Виной опоздания было его заключение в Павлодарской и Омской тюрьмах.
После разгона Думы более двухсот депутатов выехали в финский город Выборг для выражения протеста царскому указу. Там родилось известное «Выборгское воззвание». Подписали этот документ 180 депутатов из 200. Подписал «воззвание» и А. Бокейханов, после этого «Особое присутствие Санкт-Петербургской судебной палаты» приговорило Алихана в числе остальных подписантов к трем месяцам тюремного заключения. Вынесенный 18 декабря 1907 года приговор вступил в законную силу 21 января 1908 года.
На этот раз его поместили в тюрьму в Семипалатинске. Когда в народе прошел слух, что Алихан в тюрьме заболел, его земляки – тобыктинцы стали ежедневно посещать и поддерживать его. Один из них пригнал в город из аула кобылу и ежедневно стал приносить сабу с кумысом...
В период с 1908 по 1910 годы он сотрудничает со столичным общественно-политическим журналом «Сибирские вопросы». Восьмимесячное пребывание в семипалатинской тюрьме для А. Бокейханова прошло недаром. Находясь в заключении, он, опираясь на материалы «тобольской», «щербинской» и других экспедиций, написал ряд крупных статей и очерков, в которых разоблачает колониальную сущность переселенческой политики реакционного правительства Столыпина в степном крае и незаконном отводе земель у коренного населения казахов под русских переселенцев. Подвергает острой критике грубую и необдуманную политику властей. Лишь заголовки этих материалов, как «Отчуждение киргизских орошаемых пашень», «Переселенческие наделы в Акмолинской области», «Русские поселения в глубине Степного края» и другие, говорят сами за себя. Эти и другие материалы, опубликованные на страницах журнала «Сибирские вопросы» в период с 1908 по 1910 гг., свидетельствуют о том, что лидер национально-освободительного движения казахов продолжал бороться за права и свободу своего народа, даже находясь в неволе.
После этого заключения Бокейханова высылают из Омска в Самару, где он с семьей проживет до 1915 года. Эти годы станут самыми бурными в его борьбе за создание новой политической партии. Именно тогда он вступает в ряды партии «Народная воля». Эта партия также известна как Конституционно-демократическая (кадеты). Бокейханов организовывает группу этой партии из представителей казахской интеллигенции и политических активистов. В эти годы Алихан становится народным вожаком, которого боятся власти. Недаром высший чиновник жандармского управления Омска утверждает: «Главным руководителем, оказывающим огромное влияние на киргизскую степь, безусловно, есть и будет чиновник переселенческого управления Бокейханов».
В1913 году при активном участии Алихана вышел первый номер газеты «Казах», которая впоследствии станет политическим органом вновь зарождающейся партии «Алаш». Бессменным редактором этой газеты был соратник Алихана – Ахмет Байтурсынов.
В 1914 году принимает участие в работе съезда социал-революционеров, где встречается с А. Ф. Керенским, который в то время был членом Государственной думы от Самарской губернии, а также одним из руководителей «эсеров». В «самарский период» семипалатинские казахи избирают А. Бокейханова представителем на первый съезд мусульманских народов России, известный как «Мусульманский съезд», который проходил с 15 по 25 июня 1914 года в Санкт-Петербурге. А. Бокейханов и другие представители от казахов, такие как Бахытжан Каратаев, Жиханша Сейдалин и Досан Аманшыулы, поднимают проблемы ислама и объединения мусульманских народов. Отчет о работе этого съезда был опубликован в газете «Казах» за 1914 год.
В 1915 году его принимают в состав губернского комитета конституционно-демократической партии, и он участвует в ее шестом всероссийском съезде. Здесь А. Бокейханов избирается в состав центрального органа партии как один из видных руководителей самарской группы. Тогда же он вступает в Санкт-Петербургскую масонскую ложу «Полярная звезда».
В 1916 году, после ссылки, Алихан Нурмухамедулы поселяется в Оренбурге, так как в возвращении в Омск ему было отказано. По прибытии в Оренбург сразу же включается в общественно-политическую жизнь города и всего казахского края. Население города избирает его своим гласным в городскую думу.
Большие надежды Алихан связывал с Февральской революцией 1917 года. Временное правительство отказало в предоставлении казахскому народу политической автономии.
В ответ А. Бокейханов выходит из ЦК и рядов партии кадетов, после чего он участвует в съезде сибирских «автономистов» в г. Томске. Томский съезд дал «добро» на образование Казахской автономии в составе Сибирского правительства. Вернувшись на родину, Алихан Бокейханов немедленно принимается за организацию первой казахской национальной политической партии Алаш. Вслед за этим, в декабре 1917 года, на втором всеказахском учредительном курултае провозглашается Казахская автономия и Алихан Нурмухамедулы Бокейханов избирается единогласно ее первым председателем. Однако недолгой была жизнь этой автономии. В 1919 году руководители партии Алаш приняли нелегкое решение присоединиться к большевикам, которые вначале не казались враждебными в отношении Казахской автономии, как другие партии и силы, которые внезапно оказавшись у руля власти, изменили своим изначальным помыслам, преследуя теперь иную цель – «сохранить империю в пределах существовавших границ». Из всех лидеров Алашорды, отказался служить большевикам один Алихан Нурмухамедулы Бокейханов. И за его «оппозиционный поступок» большевистские власти выслали его в Москву, тем самым изолировав его от своего народа.
Его привезли в Оренбург и поместили в тюрьму вместе с М. Дулатовым. Ежедневно его допрашивали по пять-шесть часов. И вот однажды ночью приходят два солдата и приказывают А. Бокейханову выйти: «Нам надо доставить вас в Москву».
После приезда в Москву Алихана пригласили на прием к Сталину. Беседа была долгой. Алихан Бокейханов старался избегать прямолинейности в своих суждениях, он не знал, как поведет себя Наркомнац. На вопрос Сталина: «Каково положение коммунистов в ваших местах?», АлиханБокейханов немного подумав, ответил: «Вы же знаете, что на Востоке принято рассказывать притчами. Позвольте и мне рассказать одну. Конечно же, Вы знаете о Ходже Насреддине. Однажды он приезжает на одно сборище и держит в руках подкову. Его стали спрашивать: «Что это у тебя в руках?» Насреддин отвечает: «Это же подкова к моему ишаку. Теперь для осуществления мечты мне не хватает только еще трех подков и одного ишака». Вот так бы и я охарактеризовал положение коммунистов в Казахстане».
Сталин оценил восточный юмор и немного погодя сказал: «Побудьте пока в Москве. Я дал поручение товарищу Н. Торекулову, чтобы он подыскал для Вас квартиру и работу. У меня к Вам одно требование: не возвращайтесь на родину и не выезжайте в степи».
Поселили его в Большом Кисловском переулке, дом 4, в коммунальной квартире №15.
Первые годы жизни в Москве Алихан Нурмухамедулы работает литературным сотрудником Казахской секции Центрального издательства СССР. В 1926 году работает в качестве постоянного эксперта в составе Особого Комитета АН СССР по исследованию автономных и союзных республик. Проработав в Центриздате с сентября 1922 года по 1 октября 1927 года, он был уволен «...в виду общего сокращения штатов».
Алихан Бокейханов с осени 1927 года по август 1937 года, в течение долгих десяти лет, просидел в своей московской квартире «под домашним арестом».
Скудных гонораров не хватало даже на самое необходимое. Иногда из Казахстана поступает некоторая материальная помощь от его друзей и единомышленников – А. Байтурсынова, М. Дулатова, М. Жумабаева и других, которые в этот период также подвергались репрессивным мерам властей. Единственным лучом света был момент, когда в 1934 году его приглашает сотрудничать в составлении фонда «Центрального музея литературы, искусства и критики» ее первый директор В. Д. Бонч-Бруевич, известный деятель большевистской партии, ранее работавший под началом В. И. Ленина в Совнаркоме управляющим делами. Однако и эта работа имела непродолжительный характер. Летом 1937 года его арестовывают в Москве и заключают в Бутырскую тюрьму. 27 сентября 1937 года Военная Коллегия Верховного Суда СССР признала виновным Алихана Нурмухамедулы Бокейханова в совершении тяжких преступлений против Советской власти и приговорила его к высшей мере наказания. «Советскую власть не любил, но признал» – это были последние слова приговоренного к смерти.
Так закончилась полная радости побед и горечи поражений, лишений и тягот жизнь незаурядного человека – крупнейшего казахского общественного и государственного деятеля, выдающегося ученого-лесовода, экономиста, историка, этнографа, литературоведа, Алихана Нурмухамедулы Бокейханова. Его политическая реабилитация опоздала на 56 лет. Политическая реабилитация может опоздать, но никогда не поздно реабилитировать человека в памяти народной, воссоздать историческую правду.
Приятным событием для всего казахстанского народа стало присуждение Международным фондом Абылай хана, Казахским обществом охраны исторических памятников и культуры и фондом «Алтын адам» Алихану Бокейханову звания «Человек столетия».
Анар КШИМОВА,
библиограф Уральской городской централизованной библиотеки