Уральцы недовольны работой общественного транспорта. От жителей города поступает множество жалоб по поводу работы городских маршрутов: автобусы приходится ждать долго, некоторые важные маршруты вовсе убрали, в транспорте душно, санитарные нормы не соблюдаются. При этом не спадающая с утра до ночи жара, когда температура воздуха достигает сорока пяти градусов выше нуля, превращает проезд в общественном транспорте, в экстремальный для населения.
Ежедневно по городским маршрутам на линию выходят до 320 автобусов. Перевозчики признаются, что на ходу – не все автобусы. График движения и уровень доходов сильно пошатнула ситуация с пандемией, в разгар которой компании-перевозчики потеряли до 70% прибыли. В движении общественного транспорта были сокращены рабочие часы и даже дни, до сих пор не восстановлен пассажирский контингент. В конечном итоге от этого пострадали пассажиры.
Валентина, жительница города, пенсионерка:
– Особенно эти проблемы обнажены в вечно забитой до отказа «двойке». Сейчас этот маршрут ходит с периодичностью в 13-15 минут. А ведь он единственный с «Ремзавода» едет в центр. Пока его дождешься на солнцепеке, не ровен час упадешь в обморок. Но и дождавшись автобуса, облегчения нет. Из-за нынешнего графика транспорт всегда переполнен, люди едут, буквально, прижавшись друг к другу, многие не носят маски. Автобусы старые, грязные. Когда уже наведут порядок на этом маршруте?
Андрей БАКЛАН, заместитель руководителя ТОО «Уралтехсервис» (предприятие-пассажироперевозчик, обслуживающее маршрут №2):
– Да, раньше маршрут №2 ходил с периодичностью в 5 минут. Сейчас это невозможно. Во-первых, во время разгара пандемии, когда движение общественного транспорта было ограничено, многие водители ушли с работы, во-вторых, из 30 положенных на маршрут автобусов на линию ежедневно выезжают только 15-20 из них. Да, автобусы старые, в последний раз мы закупали новые 10 лет назад, с тех пор даже на ремонт еще действующих еле находим средства. Субсидии, о которых говорят в акимате, мы получаем в мизерном размере, этих средств едва хватает на покупку запчастей. Все дорожает: запчасти, дизельное топливо, повышается зарплата водителям и кондукторам, а проезд уже который год все по той же цене – 80 тенге, хотя уже сегодня он должен быть в районе 280 тенге с человека. Несмотря на это, наше предприятие в этом году планирует 100% обновление автопарка, новые автобусы придут к осени. Мы планируем закупать ЛиаЗы, это автобусы большого класса, комфортабельные. Населению надо немного набраться терпения и подождать.
Алмаз АХОШЕВ, заведующий сектором ПТ ОЖКХ г. Уральска:
– Субсидии пассажироперевозчикам на социально значимые маршруты мы выплачиваем ежемесячно, не в полном объеме, конечно, но 40% выплачивается. Это зависит от объема выделенного бюджета. В этом году, к примеру объем субсидий пассажироперевозчикам увеличился до 1,2 млрд тенге, в то время как в прошлом году было 500 млн, а в 2019 – лишь 220 млн тенге.
Стоит отметить, что на сегодняшний день в Уральске действуют 6 предприятий – пассажироперевозчиков, которые обслуживают 29 городских, 10 дачных и 6 пригородных маршрутов. Ежедневно на линию выходят более 300 единиц общественного транспорта. Доля изношенности автобусного парка составляет 54%. Для его обновления в этом году перевозчики запланировали закупить свыше 100 новых автобусов отечественного производства. Как известно, автопарк ТОО «Западно-Казахстанского автобусного парка» уже пополнился 20 новыми автобусами большого класса.
Айслу, жительница города:
– Мы, безусловно, рады новым автобусам, но только душно в них, кондиционеры не работают, форточки маленькие, люк один на весь салон и слишком узкие проходы.
Болатбек, пенсионер:
– Нам пожилым людям, очень тяжело даются поездки в общественном транспорте в такой духоте. Мы надеялись, что в новых автобусах будут работать кондиционеры, но нет, скорее всего, перевозчики экономят и поэтому не включают систему охлаждения, люди от жары на улице изнывают, а в автобусе совсем, как в бане, особенно, если он переполнен.
Абат КАЖГЕРЕЕВ, водитель автобуса маршрута №22:
– Безусловно, на новом автобусе приятно работать, но очень душно. В кабине водителя, как в аквариуме, маленькая форточка не спасает, небольшой вентилятор над головой в 45-градусную жару только усугубляет положение. Приходится каждый день брать из дома замороженную воду в бутылках и практически обкладываться ими, смачивать полотенце и вешать на шею, чтобы не было жарко.
Алмаз АХОШЕВ, заведующий сектором ПТ ОЖКХ г. Уральска:
– Кондиционеры идут в автобусах высокого класса комфортабельности, но они и стоят дороже. Ни в тех, что предприятия закупали в 2018 году, ни в новоприобретенных автобусах, кондиционеры не предусмотрены.
Светлана, жительница города:
– Вечером многие маршруты сходят с линии раньше положенного времени и горожанам, работающим до 21-22 часов, не на чем добираться домой. Некоторые важные маршруты вовсе убрали.
Аяжан, жительница города, пенсионерка:
– Я недовольна, что убрали маршруты №41 и №37. Нам из Второго рабочего теперь неудобно ездить. От моего дома, к примеру, единственная остановка теперь находится в километре. Весной и осенью приходится идти по грязи, зимой – в мороз, летом – в жару. Возможно, для молодежи это не так страшно, но для пожилых людей это очень трудно. Хорошо, что снова пустили маршрут №35, но все равно ехать на нем долго, а №47, который пустили вместо №37, доезжает только до центрального рынка. Недавно родственнику в областную больницу везла передачу, так мне пришлось с пересадками ехать, а второй раз пешком по жаре идти от рынка. А для пенсионера ехать с пересадками – накладно.
Тамара, кондуктор одного из городских автобусов с 15-летним стажем:
– Мы же не только кондукторы, но и пассажирами бываем. Я считаю, многие маршруты сейчас бестолково дублируют друг друга, а нужных маршрутов – единицы. Раньше каждый маршрут был грамотно организован, сейчас бардак. Отсюда нерентабельность из-за низкого пассажиропотока.
Алмаз АХОШЕВ, заведующий сектором ПТ ОЖКХ г. Уральска:
– Маршруты, которые закрыли, были нерентабельными, поэтому было принято решение об их отмене, вместо них пустили другие. Да, возможно, приходится ездить с пересадками, но такое положение во всех городах. Что касается раннего схода с линии некоторых маршрутов, да, не отрицаем, такая проблема существует, поэтому сейчас мы активно работаем над решением данного вопроса, обговариваем ситуацию с пассажироперевозчиками.
Еще один момент, который заставляет нервничать пассажиров общественного транспорта, это введение электронного билетирования. Систему «Avtobys» начали внедрять в Уральске в пилотном режиме 17 июня на маршруте №22. В скором времени терминалами оплаты будет оснащен и маршрут №4, а к сентябрю планируется полностью внедрить электронное билетирование на всех маршрутах.
Айкун КЛЫШЕВА, кондуктор автобуса маршрута №22:
– С введением в пилотном режиме электронного билетирования у многих пассажиров возникают вопросы. Некоторые просто не знают об этом проекте. Разъяснения системы, на мой взгляд, практически не было. Кроме того, на начальном этапе барахлит техника – планшеты и валидаторы, зависает система, а ведь мы еще берем оплату наличными, каждый билет обязаны выдать через валидатор. Проблема в том, что валидатор сам по себе тяжелый, хоть и небольшой аппарат, плюс сумка с мелочью для сдачи – все носим с собой. Бывает, что дают крупную купюру, пока проведешь оплату через аппарат, пока отсчитаешь сдачу, а тут еще успевать следить надо за пассажиропотоком, а техника зависает, люди нервничают. Конечно, менеджеры компании-разработчика электронного билетирования, IT-компании из Атырау «Smart Qala» ходят по маршруту, но, зачастую это совсем молодые девочки, которые заходят в автобус пробурчат, что можно купить карты и воспользоваться системой оплаты через планшет, и выходят через пару остановок. На них, кажется, даже внимания никто не обращает. Разъяснять принцип действия электронной системы приходится кондуктору.
Асия, пенсионерка:
– Я привыкла оплачивать проезд в автобусе наличными, всегда с собой есть мелочь. Что за карта, и как ее пополнять, я не знаю. Телефон у меня старенький, кнопочный, как через него платить, я тоже не знаю. Буду просить внуков, чтобы научили картой пользоваться.
Гаухар АЖГАЛИЕВА, продавец-консультант компании «Smart Qala»:
– Да, мы знаем, что сбои в программе иногда бывают, поэтому ездим по маршруту вместе с техником, устраняем неполадки. Также разъясняем нюансы системы электронного билетирования. Молодежь уже активно пользуется таким способом оплаты, будем надеяться, что и люди старшего поколения оценят электронную систему.
К слову, система «Avtobys» принимает транспортные карты, банковские карты, QR-коды и Bluetooth-оплату. Оплата принимается через планшеты и валидаторы. Карту с нулевым балансом за 450 тенге можно купить у кондуктора, пополнить через банковский счет. Для того, чтобы пользоваться этой системой и выбрать для себя подходящий способ оплаты, на сотовом телефоне надо закачать программу «Avtobys».
Наталья Горохова,
zhaikpress.kz