Пешеход, водитель, пассажир – люди, от поведения которых зависит порядок на дорогах. Каждый из них имеет свои права и обязанности. Любой человек может быть и пешеходом, и водителем, и пассажиром, поэтому правила дорожного движения должны изучать и знать все, как взрослые, так и дети. По проекту «Безопасные дороги Западно-Казахстанской области», который с 2019 года проводится в регионе при поддержке компаний Шелл, Эни, EASST и аЗКО, был проведен ряд мероприятий по безопасности дорожного движения с участием экспертов международного сообщества Eastern Alliance for Safe and Sustainable Transport (EASST).
Обеспечение безопасности дорожного движения, несмотря на заметный прогресс в этой области, остается глобальной проблемой, требующей срочного решения. Согласно последнему докладу ВОЗ о состоянии безопасности дорожного движения в мире за 2023 год, за период с 2010 года количество смертей в результате дорожно-транспортных происшествий снизилось на 5% до уровня 1,19 миллиона случаев смерти в год. Тем не менее дорожно-транспортные происшествия, в которых погибают более 2-х человек в минуту и более 3200 человек в день, остаются главной причиной смертности среди детей и молодых людей в возрасте от 5 до 29 лет. Аварийность на дорогах по-прежнему представляет собой постоянный глобальный кризис в области здравоохранения, а вероятность гибели пешеходов, велосипедистов и других уязвимых участников дорожного движения остается высокой и постоянно возрастает.
«Показатели трагической смертности в результате дорожно-транспортных происшествий движутся в правильном направлении – вниз, но далеко не так быстро, как следовало бы, – заявил Генеральный директор ВОЗ Тедрос Адханом Гебрейесус. – Массовую гибель людей на наших дорогах можно предотвратить. Мы призываем все страны сделать людей, а не автомобили, центральным элементом своих транспортных систем и обеспечить безопасность пешеходов, велосипедистов и других уязвимых участников дорожного движения».
Среди государств-членов ООН о снижении смертности в результате дорожно-транспортных происшествий в период с 2010 по 2021 годы сообщили 108 стран. Снизить более чем на 50% смертность в результате ДТП удалось в 10 странах: Беларуси, Бруней-Даруссаламе, Дании, Японии, Литве, Норвегии, Российской Федерации, Тринидаде и Тобаго, Объединенных Арабских Эмиратах и Венесуэле. Еще в 35 странах был достигнут заметный прогресс при снижении смертности на 30-50%.
В рамках проекта «Безопасные дороги ЗКО» были проведены встречи, тренинги с участниками дорожного движения. «Дорожное движение: риски и безопасность» – такой тренинг был организован координаторами проекта с опытными водителями автопарков и начинающими водителями. На тренинге обсуждались вопросы дорожного движения, риски и меры безопасности, предупреждения транспортных происшествий и безопасное вождение в темное время суток, при конфликте с другими участниками дорожного движения и т.д.
В автобусных парках прошла рабочая встреча с менеджерами автопарков по теме инклюзивного транспорта, для перевозки людей с ограниченными возможностями и маломобильных групп населения. По правилам пассажирских перевозок, водитель несет ответственность за безопасность людей, и он должен помочь человеку с инвалидностью войти в салон автобуса или другой общественный транспорт. Для повышения культуры поведения и предотвращения смертности и травматизма молодежи на дорогах среди студентов Республиканского высшего технического колледжа организован тренинг «Дорожная безопасность, современные тенденции и роль молодежи». Тренеры напомнили молодым людям о важности безопасного поведения на дорогах и продемонстрировали им видеоролики о причинах дорожно-транспортных происшествий и их последствиях. Молодежью поднимались различные вопросы касательно дорожного движения, выполнялись интерактивные задания.
– Также мы организовали круглый стол, посвященный теме «Безопасность пешеходов: тактический урбанизм и как простые идеи меняют городскую среду», который собрал партнеров проекта и экспертов EASST, представителей общественности и государственных органов ЗКО. Спикерами выступили эксперт EASST, менеджер проекта в ЗКО Татьяна Михайлова и эксперт EASST Виктор Киронда. За круглым столом были обсуждены вопросы безопасности пешеходов, а также другие аспекты транспортной инфраструктуры, которые играют важную роль в повседневной жизни и безопасности города. Участникам мероприятия были представлены первые результаты по трансформации БДД в зонах следующих пешеходных переходов в г. Уральске: областной перинатальный центр по улице Даулеткерея и школа №17 по улице Х. Доспановой. Предварительный опрос продемонстрировал полное одобрение идей и подтверждение повышенного чувства безопасности граждан, – отметила координатор проекта Гульбаршын Муштанова.
Участники мероприятия обсудили вопросы безопасности пешеходов и планирования безопасных городских пространств, дизайн уличной среды с целью продвижения безопасности дорожного движения для всех пешеходов и развития комфортной городской среды. Менеджер проекта в ЗКО Татьяна Михайлова отметила, что проведение оценки дорог «Star Ratig for Schools» и применение быстрых и эффективных методов тактического урбанизма могут позволить совместными усилиями с местными властями тестировать и реализовывать новые решения по обеспечению безопасности не только в зонах учебных заведений, но и на других пешеходных переходах. Руководитель Управления общественного развития ЗКО Гульжанар Шукеева подчеркнула актуальность проекта для региона и в свою очередь высказала готовность поддержать команду в реализации данного проекта.
Также в рамках проекта проведена серия встреч со студентами 1-2 курсов колледжей г. Уральска на тему «Правила безопасного поведения на дорогах». В ходе обучения умениям и навыкам дорожной безопасности были рассмотрены основные правила движения. Перемены в дорожной безопасности нацелены на комфорт и безопасность передвижения для всех участников дорожного движения.
В преддверии зимних каникул в ТЦ «Дом Быта» сотрудники полиции и учащиеся школы №40 провели акцию «Безопасные каникулы или «правильный» новый год». Участники акции раздавали жителям города новогодние игрушки по тематике безопасности дорожного движения, напоминали им о правилах поведения на дороге, закладки для книг, брошюры «Пешеход» и светоотражающие брелоки.
На протяжении всего времени неизменной остается главная цель проекта – уменьшить количество случаев дорожно-транспортных происшествий и жертв, улучшить уровень безопасности дорожного движения в области, повысить уровень знаний и поведения детей, уменьшить количество ДТП с участием детей и снизить уровень детской смертности. Повышение уровня информированности населения о дорожной безопасности важно и актуально всегда.
Жанна Балыкова,
газета "Приуралье"