В эфир она выходила под псевдонимом «Нина», а в Центре ее называли «Скрипачкой»
Это история партизанки Нурганым Байсеитовой, нашей землячки, бесстрашно сражавшейся в тылу врага, обеспечивая связь партизанского отряда с центром, и не только.

В Советском Союзе война против гитлеровской Германии приобрела поистине всенародный характер. Советские люди ковали победу не только на фронтах, но и на захваченных врагом территориях, в его тылу. Так, в разных регионах только одной Белоруссии действовало 65 партизанских бригад, в составе которых наряду с другими сражались более 1500 казахстанцев.
Юность, опаленная войной
Одна из них – связистка партизанской бригады №8, простая казахская девушка Нурганым Байсеитова. Родилась она 8 марта 1923 года в с. Жанибек Западно-Казахстанской области. Рано потерявшая родителей, Нурганым вместе с младшим братом Абзалом воспитывалась в детском доме с. Жанибек.
В 1936 году по решению администрации детского дома Нурганым перевели в областную музыкальную школу в городе Уральске, где она получила образование по классу скрипки.
– Я очень полюбила этот инструмент. Успешно освоила ноты, получала истинное удовольствие от игры, – вспоминала фронтовичка.
В архивном фонде Западно-Казахстанской области сохранилась автобиография Нурганым Баисеитовой, написанная ею собственноручно.
В ней она пишет:
«Закончился 1940-1941 учебный год. Побыли на выпускном вечере — очень скромный, но для нас был радостным. Я жила в интернате при музыкальной школе по улице Почиталинского. Вернулись с вечера поздно. Уснула очень крепко (это было 20 июня 1941 г.). Приснился сон, как будто к нам в интернат пришел Сталин. Я с ним хочу идти в столовую, он снимает свою шинель, отдает мне, и я проснулась. Сон очень взволновал меня».
Да, этот сон Нурганым оказался вещим, он будто предупредил ее о скором окончании мирной жизни…
Услышав тревожную весть о начале войны, Нурганым тут же отправилась в городской военкомат. Обивая пороги, в апреле 1942 года она добилась, что ее с группой подруг — Розой Абдрахмановой, Халимой Бекеевой, Майрой Макатовой, Замихой Науышевой — отправили в Москву на курсы подготовки связистов.
Тяжело в учебе
По воспоминаниям Майры Макатовой (скончалась в 2014 году на 93-м году жизни), которая училась вместе с Нурганым на курсах связистов, девушек, прибывших в Москву, на Казанском вокзале встретил военный и разместил в казарме училища имени Ворошилова.
На следующий день новобранцам выдали военное обмундирование. На обучении девушки успешно освоили секреты азбуки Морзе, требующей высокой способности запоминания, а также овладели различными видами стрелкового оружия.
После окончания курсов связистов Нурганым, показавшую отличную выучку и особые способности, решением руководства курсов осенью 1942 года направили в спецшколу по подготовке связистов для работы в тылу врага.
Несмотря на краткосрочность курсов и сложность учебной программы, Нурганым отлично освоила расшифровку звуковых кодов. Вместо положенных 80 знаков в минуту, Нурганым выбивала 170 знаков, установив рекорд радистов. Особенно успешно давались ей такие специальные предметы, как прыжки с парашютом и стрельба.
В июле 1943 года Нурганым Байсеитова успешно завершила подготовку в спецшколе.
В тылу врага
Cвязистка была направлена в Штаб партизанского движения Белоруссии в поселке Сходня. Там ее принял начальник штаба Петр Захарович Калинин (бывший ІІ секретарь ЦК КП (б) Белоруссии).
Начальник Штаба сообщил, что скоро на территории Белоруссии партизаны начинают большую операцию под кодовым названием «Концерт».
Цель — нарушение стратегических планов противника. Перед Нурганым Байсеитовой была поставлена задача вылететь на специальном самолете, добраться до партизанского соединения и обеспечить связь с Центром.
Получив из рук начальника штаба новую рацию, кодовый шифр радиосвязи, компас и боевое оружие, 19-летняя Нурганым Байсеитова в июле 1943 года под покровом ночи вылетела в тыл врага – в 15-й отряд партизанской бригады №8, дислоцированной в Круглянском районе Могилевской области.
Однако Нурганым, выпрыгнувшая с парашютом из самолета после специального знака офицера, отклонилась от сигнальных огней, зажженных в пяти местах специально для нее партизанами, и приземлилась в болотистом лесу.
Партизаны, знавшие, что к ним отправлена связистка, только на четвертые сутки нашли обессилившую от усталости Нурганым, которая цепко держала в руках рацию и боевое оружие. На лошадях ее доставили в штаб за 80 километров.
Об этом Байсеитова в своих воспоминаниях пишет так:
«У партизан есть строгое правило – днем они скрываются в укромных местах, действуя только под покровом ночи. Так на третью ночь мы добрались до намеченного места. В тылу врага кончилась мое юношество и началась боевая молодость. Жизнь на новом месте оказалась совсем иной.
Когда я прибыла в отряд, на меня все смотрели с нескрываемым сомнением, что, мол, может эта девчушка-казашка? И командир отряда, Сергей Григорьевич Жунин, принял меня сухо. Я вручила ему секретные документы и отправила шифровку в Центр Калинину: «Доехала благополучно, но должных условий не создали».
После этого командир Сергей Жунин несколько смягчился, возможно, получили весточку из Москвы.
Ее называли «Скрипачкой»
В отряде Нурганым была единственной казашкой, это накладывало на нее дополнительную ответственность.
«Ведь мои боевые товарищи, глядя на меня, давали оценку всей казахской нации. И я старалась не ударить лицом в грязь».
О том, как девушка безупречно выполняла обязанности связистки, проявляя при этом боевую доблесть, свидетельствует документ:
«Комсомолка Нурганым Байсеитова, окончившая специальную школу связистов, прибыла по направлению Штаба партизанского движения Белоруссии. Молодая партизанка не только выполняла обязанности связистки, а также успешно выполняла разведывательные поручения, участвовала в боевых операциях».
Связистка не только обеспечивала передачу ценных сведений из тыла врага в Центр, но и сообщала о подготовке подпольщиков и Восьмой партизанской бригады, действовавших в Могилевской области, к операции «Концерт».
Нурганым, безупречно выполнявшая обязанности, выходила в радиоэфир под псевдонимом «Нина», хотя в Центре ее называли «казашкой-скрипачкой».
После операции «Концерт» фашисты усилили карательные операции против партизан, создав для этого специальные воинские подразделения. Однажды один из таких карательных отрядов врага окружил подразделение партизан вместе с Нурганым Байсеитовой.
Однако радистка успела вовремя выйти в эфир и предупредить соседние подразделения о наступлении фашистов, а затем, тщательно замаскировав рацию, смело встретила наступающих врагов автоматным огнем.
Соседние партизанские отряды, своевременно получившие сигнал тревоги, успели прийти на помощь, заставив врага отступить.
Нурганым несколько раз встречалась лицом к лицу с врагом во время боев, ходила в разведку, участвовала в общественно-политической пропаганде против фашистских оккупантов среди жителей населенных пунктов, захваченных врагом.
Долгожданная Победа
Самое незабываемое событие в боевой жизни Нурганым Байсеитовой случилось в июле 1944 года, когда воины Красной Армии, завершающие операцию «Багратион», на земле Польши торжественно воссоединились с бойцами 8-й партизанской бригады.
Нурганым Байсеитова, принимавшая участие в освобождении территории Белоруссии от фашистских захватчиков и обеспечивая связь Восьмой партизанской бригады с Центром, приказом №202 Верховного Совета СССР была награждена орденом Красной Звезды и удостоена медали «Партизан Отечественной войны».
Сегодня в выставочном зале Центрального республиканского музея города Минска размещена фотогалерея, повествующая о подвиге партизанки Нурганым Байсеитовой.
Благополучно вернувшись с фронта на родину, Нурганым в 1949 году вступила в брак с ветераном войны Сати Имангалиевым. Они вырастили 3 сыновей и 5 дочерей. Все дети получили высшее образование. Нурганым Байсеитова до выхода на заслуженный отдых занималась воспитанием подрастающего поколения – работала учительницей начальных классов. К сожалению, жизнь скоротечна, в 1998 году ее не стало. Однако никто не забыт и ничто не забыто. А значит, память о Нурганым жива.
Подготовила Алена Маликова,
zhaikpress.kz