16.11.2021, 9:43
Просмотры: 210

Большие перемены в школьной жизни

Что такое «Большая перемена» в школьном расписании, конечно, помнит  каждый из нас. С каким удовольствием можно было побегать по школьным коридорам или по двору, поболтать с друзьями!  Но в истории школьного образования страны гораздо большее значение имели «Большие перемены» концептуального характера, регулярные реформы, новации в определении целей и задач этой системы,  путей и методов их достижения. Сполна познала все перипетии этой многоаспектной деятельности Светлана Ергалиевна Бисембаева, прошедшая за десятки лет все ступени педагогической лестницы – от рядового учителя до начальника областного управления образования. Активно, плодотворно поработала она в этой сфере и в первые годы Независимости  Казахстана.

CCC47805-031E-4462-9DE0-A6116217B6E8

 

– Светлана Ергалиевна!  С чего началась  Ваша педагогическая  деятельность? Кто в этот период были   Вашими наставниками, а затем  коллегами на последующие годы?

– После окончания Уральского пединститута им. А.С. Пушкина в 1973 году я была принята учителем английского языка в СШ №16 г. Уральска. Начать трудовую деятельность в одном из лучших педагогических коллективов области, да еще под руководством Софьи Михайловны Аухариевой (светлая ей память!), означает  – «вытащить счастливый билет!».

Софья Михайловна – образец талантливого, умного, требовательного к себе и к к подчиненным, человек высокой самоотдачи и ответственности. СШ №16 в 70-е годы прошлого столетия представляла собой школу с высоким качеством знаний учащихся, творческим и интересным педагогическим коллективом. Ученики, как правило, занимали призовые места на областных, городских предметных олимпиадах. Ребята были постоянными победителями на туристических слетах и в военно-спортивных соревнованиях.

Не могу не назвать имена педагогов.  Это –  учитель математики,  заместитель директора по учебно-воспитательной работе Александра Федоровна Фокина, учитель физики, участник Великой Отечественной  войны Иван Родионович Ступак, учитель химии Анна Зиновьевна Шакуло, учителя начальных классов – Мария Сергеевна Легкодимова и Светлана Тихоновна Маркелова и многие другие. Собрала их всех и создала команду единомышленников
С.М. Аухариева.

Благодаря Софье Михайловне и я не ушла из школы, несмотря на заманчивые предложения. Она взрастила меня, вселяла уверенность и убеждала, что мое место в школе. Более того, в 1980 году, уходя на заслуженный отдых, рекомендовала меня вместо себя.

К такому шагу я не была готова, поэтому приняла предложение о назначении инспектором школ горотдела  народного образования. Судьба подарила мне возможность познакомиться  и работать с Педагогами от бога  – с директорами школ №1 К.П. Пряниным, №4 –  В.Е. Скачковым, №6 – С.В. Зайцевым, №7 – В.А. Баевым, №11 – М.М. Абдушевой, №17 –  М.П. Щелоковым, №19 – Н.И. Капрановым, школы рабочей молодежи №4 –  А.М. Ягнинским, школы-интерната для глухих детей –  А.А. Петерсоном. Это были личности с врожденной интеллигентностью и аристократизмом духа. Прежде всего, они сами были прекрасными учителями-предметниками для детей и своих коллег, и проявляли себя рачительными хозяевами и деятельными администраторами.

Работа инспектора школ дала мне замечательную возможность для познания нормативной базы, изучения деятельности общеобразовательных школ по актуальным вопросам методики преподавания, воспитания, соответствия учебных программ, внедрению современных педагогических технологий и т.д.

27E011BE-19BC-405C-BF3F-5043C6EF498A

– Очевидно,  Светлана Ергалиевна, что опыт работы в аппарате гороно очень помог Вам в дальнейшем. Сначала Вас «продвинули по профсоюзной линии», избрав председателем горкома профсоюза работников образования. Затем  Вы работали секретарем исполкома Ленинского районного Совета народных депутатов г. Уральска, а с 1985 по 1989 годы – в аппарате Уральского горкома Компартии Казахстана.  Однако, в августе 1989 года вновь вернулись в родную педагогическую среду. Чем, какими «Большими переменами» для Вас знаменателен, памятен этот период?

– В августе 1989 года я перешла  в городской отдел народного образования, где проработала в течение 13 лет до декабря 2002 года, т.е. в период распада СССР и в первые годы становления Независимости Казахстана. С 2002 года и до выхода на пенсию в 2010 году возглавляла управление образования ЗКО.

Чем для меня значимы годы работы в этих органах образования?

Во-первых, сохранением стабильности, согласия, спокойствия и творчества в педколлективах, сохранением кадров руководителей школ. Ведь ни один директор школы не уехал ни в ближнее, ни в дальнее зарубежье! Именно они создают условия для развития творческого потенциала учителей. За все эти годы не поступило ни одной жалобы или претензионного  заявления по поводу нашей деятельности ни от родителей, ни от учителей.

Конечно же,  положительно  сказались помощь, поддержка, доверие акимов города, их заместителей. Они давали нам полную самостоятельность! Но и я, и мои заместители А.И. Завгороднев, А.М. Мозжухин   работали по принципу «Семь раз отмерь, один раз отрежь», и не допустили ни одного конфликта на межнациональной основе.

Во-вторых, открытием школ с государственным языком обучения. В последние советские годы в г. Уральске была абсурдная ситуация: в суверенной республике, в областном центре функционировала единственная школа с государственным языком обучения – школа-интернат №11 им. С. Сейфуллина. В здании размещался еще и интернат.

А в первое 10-летие Независимости  – с 1991 по 2001 годы – были открыты 11 школ с государственным языком и 13 смешанных.  И это –  в  период дефицита средств! Разве это не «Большая перемена»!

Был принят перспективный план открытия школ с государственным языком обучения. При этом даже учитывали маршруты движения общественного городского транспорта. Историю открытия каждой школы помню до мельчайших подробностей. Это был коллективный труд  многих и многих людей, порой на одном энтузиазме, т.к. средства на капитальный ремонт, на приобретение оборудования не выделялись.

38AF9CDB-863B-40F8-A191-EE84A5C9B290

В ходе реализации перспективного плана  параллельно открывали классы в школах с русским языком обучения (смешанные школы) и особенно в микрорайонах, где был большой процент казахского населения, с последующим постепенным переводом их в школы с государственным языком обучения. К примеру, школы №17 и №19 с углубленным изучением английского языка расположены рядом. Такие классы из СШ №19 перевели в  СШ №8 и придали ей статус школы с углубленным изучением английского языка. А  СШ №19 некоторое время была смешанной, затем постепенно стала школой с государственным языком обучения. Такой же подход был в отношении школ №5 и №9, школ №1 и №6, расположенных в одном микрорайоне.

Бесспорно, строительство интерната к СШ №11 им. С.Сейфуллина улучшило положение школы, способствовало увеличению охвата детей обучением на государственном языке, но не решило проблему охвата детей, проживавших в центральной части города. Единственным подходящим помещением был Дом народного творчества облуправления культуры по ул. Сейфуллина. Ранее это было здание школы. Первого сентября 1991 года здесь был открыт филиал СШ №11, позже реорганизованной в СШ №27.

Вот еще одна история в развитии национальной школы. В 90-х был большой приток казахского населения в старую часть города (Курени, район площади им. Е. Пугачева). Дома здесь были старой постройки, тогда не газифицированы и соответственно, цены были доступны для сельчан, переезжавших в Уральск.

Взвесив все «за» и «против», мы вынуждены были принять непростое решение о переводе центра внешкольной работы №1 в здание бывшего  детского сада №24 «Солнышко». Наше предложение поддержал аким  города О.И. Рахимбердин (светлая ему память!). Нам выделили из городского бюджета немного средств. Директора  ряда школ в порядке взаимовыручки на какое-то время прислали своих учителей трудового обучения, чтобы помочь нам в ремонте.

Далее я  стала обращаться к руководителям предприятий. Тогда редко кто из них мог похвастаться финансовым благополучием.   Однако руководитель АО «Конденсат»  В.К. Джунусов  предложил посмотреть здание одной обанкротившейся ПМК, которую они взяли на баланс: «Если  найдете что-то, пригодное для школы, –  ваше!»

Неоценимую помощь оказал А.К. Есенгалиев, возглавлявший фирму «Газкамыту».  В один из тех дней я   поехала к нему, рассказала о создавшейся ситуации, об  отсутствии средств. Абат Кадимович оперативно, в тот же день, выделил необходимое количество труб, радиаторы для замены отопительной системы школы. Обеспечил и доставку своим транспортом. Фактически решил вопрос открытия школы. Рассчитались мы с фирмой только через 2 года по взаимозачету. Это поступок человека, масштабно мыслящего, понимающего государственную необходимость.

1 сентября 1996 года на торжественной линейке открытия СШ №38 выступил аким города О.И. Рахимбердин, поразив всех прекрасным знанием казахского языка.

Я рада, что не ошиблась в назначении директором школы Баян Мектеповны Дускалиевой. Крепкий фундамент заложила первый директор! А судьба у школы №38 им. А. Молдагуловой замечательная: сейчас ребята обучаются в новом красивом типовом здании на 900 мест! Возглавляет школу достойная преемница, ученица Б.М. Дускалиевой  Шынар Октябровна Сагынгалиева!

1 сентября 2000 года в здании учебно-производственного комбината №2 была открыта средняя школа №43. Предварительно учебный комбинат перевели в СШ №1, где имелись свободные площади. Это трудное решение мы вынуждены были принять, т.к. в районе от областной клинической больницы до р. Урал не было ни одного здания, соответствующего требованиям учебного процесса. Несмотря на споры и претензии к строителям, коллектив ПМК во главе с А.Г. Галиевым, работая в 2,5 смены, завершил ремонт к началу учебного года. Директором школы была назначена Сапура Кажмухамбетовна Мусина,

которая сумела организовать, подобрать, создать команду единомышленников.

– В эти же годы в Уральске  был создан ряд инновационных учебных заведений. Как проходил процесс их формирования?

– Учитель – это не просто профессия, а особый дар, который требует постоянного роста интеллектуального потенциала, работы над собой. Именно такие педагоги объединились в Клуб молодого учителя под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе СШ №21 Н.Г. Чумаковой. В  ноябре 1989 г.  я решила познакомиться с его работой. Члены Клуба горячо  обсуждали вопросы новых образовательных технологий, диагностики учебно-воспитательного процесса, заинтересованно  говорили об инновационных учреждениях. Особенно запомнились размышления о физико-математическом  лицее. Этой идеей я просто «заболела», в поисках интересного опыта перечитала много периодических изданий. Состоялись командировки  моего заместителя А. И. Завгороднева в Тулу, Оренбург, велась большая переписка с заинтересованными коллегами.

Идею создания первой инновационной школы не все приветствовали, скорее не понимали, мало верили в жизненность этого проекта. Главное, что нас понял и поддержал глава городской администрации
К.К.  Джакупов.

Лицей был открыт 1 сентября 1991 года в здании основной школы №35. В школе доучивались классы одновременно с лицейными.  Решение об открытии лицея в здании этой школы было связано с рядом причин. Было завершено строительство СШ №26,  и большая часть детей перешла туда, по месту жительства. Расположение школы в районе железнодорожного вокзала, через который проходили многие автобусные  маршруты, давало возможность учащимся без проблем добираться к месту учебы.

Директором лицея №35 был назначен Ердан Советович Катаев, заместителем директора стал его однокурсник Л.Г. Черыкаев. После назначения Е.С. Катаева  начальником облуправления образования Леонид Георгиевич возглавил этот коллектив единомышленников: стремящихся к знаниям детей, поддерживающих их родителей и знающих, творческих, вкладывающих свою душу в воспитанников учителей. Переориентированный на личность ученика учебный процесс, многоуровневая и многопрофильная дифференциация, индивидуальный, личностный подход к лицеистам, широкий спектр дополнительных образовательных дисциплин, занятия по интересам во внеурочное время, использование здоровьесберегающих  технологий – вот основные черты образовательного процесса. Как ассоциированный член
ЮНЕСКО, лицей №35 является школой высокой гарантии качества образования.

Если идея открытия физико-математического лицея №35 принадлежала горуправлению образования, то реорганизацию школы-интерната №11 им. С. Сейфуллина в лицей осуществлял коллектив самой школы под руководством его директора Е.К. Сапарова.

Это  – учебное заведение с хорошей школой искусств, с высоким качеством знаний, ежегодно подтверждаемыми результатами ЕНТ, технической олимпиады школьников, победами на международных, республиканских  предметных олимпиадах. По итогам республиканского конкурса «Лучшая школа года» в 2001 году школа-комплекс была удостоена звания победителя в номинации «Лучшая городская школа».

1 сентября 1994 г. была открыта гимназия эстетического направления  (ГЭН). ДМШ №3 была сохранена в ее структуре. Она имела статус «школа-сад-гимназия», работала в режиме полного дня. Для детей и их родителей были созданы замечательные условия: ребенок учился в общеобразовательной школе, занимался в музыкальной и художественной школах, обедал и мог отдохнуть, а вечером его забирали родители! Директором была  назначена Юлия Сергеевна Данилова. Горожане в те годы называли ГЭН школой Даниловой.   Ее дело  достойно продолжила Сайра Исмагуловна Тлеужанова – талантливый учитель английского языка, вдумчивый  и требовательный директор, человек высокой внутренней культуры. Тот факт, что количество желающих  обучаться в гимназии увеличивалось, подтверждал конкурентоспособность учебного заведения и умелое  руководство, несмотря на стесненные условия школы. В августе 2020 года произошло знаковое событие –  гимназия   получила   новое  здание на 450 мест.

Время диктовало необходимость гимназии с государственным языком обучения. Тем более, что в центре города освободилось здание бывшего я/с №7 «Салтанат» на 17 групп.

1 сентября 1999 года школа-гимназия «Ақ ниет» распахнула двери для своих воспитанников. Директором школы была назначена Светлана Мендыгалиевна Бахишева, работавшая директором СШ № 36 им. М.Б. Иксанова. Думаю, что новаторство, стремление к повышению профессионального уровня, честолюбивый характер дали возможность С. М. Бахишевой создать школу нового типа. Она  выиграла грант, вскоре стала региональным тренером, а гимназия «Ақ ниет» - региональной базой по обучению и внедрению международной технологии «Развитие критического мышления». Думаю, что в нынешних успехах педагогического коллектива гимназии «Ақ ниет» – немалая  заслуга Светланы Мендыгалиевны.

Создавая разные типы учебных заведений, формируя классы от компенсирующего обучения до лицейных  и гимназических, мы на практике решаем проблемы дифференциации и индивидуализации обучения. В этих целях,  на мой взгляд, именно вальдорфская педагогика, благодаря психо-сберегающей педагогической технологии, щадящему, нетравмирующему режиму, способствует  развитию каждого ребенка.

Вальдорфская школа-гимназия в нашем городе  была открыта в августе 1996 года.Она является членом Ассоциации в поддержку Штайнеровской педагогики в странах Европы и Азии. С 2001 года является опорной школой ЦРИПК по внедрению вальдорфской педагогики  в Казахстане и членом казахстанской Ассоциации вальдорфских  инициатив.

Процесс обучения и воспитания представляет собой единый взаимопроникающий, взаимообусловленный комплекс  средств и методов, т.е воспитывающее обучение.

Директором школы была назначена Н.И. Якущенко, заместителем – Л.Г. Колесова. Для них идея вальдорфской педагогики  –  не навязанная сверху идея, не новомодное веяние в педагогике. Они четко представляли цель, задачу, методологию, имели определенные наработки. Она была ими выстрадана, стала их убеждением, и главное – они знали, что и как надо делать. Педагоги школы проходили специальное обучение на вальдорфских курсах и семинарах. В школе была создана благоприятная атмосфера, у детей сформирована высокая мотивация в учебе.

В самые сложные годы для страны были открыты первые инновационные учреждения. Они приобрели высокую оценку в сознании родителей, пользуются популярностью среди учащихся, дают качественные знания, позволяющие поступать и обучаться в ведущих зарубежных и отечественных вузах, обеспечивают надежный жизненный старт. Значит, мы поступили верно и работали не зря!

В 1998 году были приняты уникальные документы: распоряжение Президента  РК от 24.05.98 г. «О государственной поддержке школ для одаренных детей» и «Государственная программа поддержки молодых талантов «Дарын». Решением    акима ЗКО Крымбека Елеуовича Кушербаева №46 от 10  февраля 2003 г. в Уральске был создан Центр дополнительного образования «Дарын».  Возглавил  Центр Гали Губашевич Урынгалиев.

  Была поставлена задача целенаправленного, всестороннего и ускоренного развития физико-математического образования в школах области. Неоценимую помощь в развитии математического образования оказал президент АО «Зап.Каз.РЭК» Яхия Киндашевич Чудров  –  человек неравнодушный, болеющий душой за образование, думающий о будущем нации, относящийся по-государственному к  любому делу.  Это к его личности можно отнести слова Уинстона Черчилля: «Отличие государственного деятеля от политика в том, что политик ориентируется на следующие выборы, а государственный деятель – на следующие поколения».

По  инициативе Я. К. Чудрова и благодаря его личным контактам была организована наша поездка с Г. Г.  Урынгалиевым в Москву.  Там состоялась встреча с доктором физико-математических наук, профессором, сотрудником  ММИ им. В.А. Стеклова Ю.Н. Дрожжиновым, много лет занимавшимся олимпийской подготовкой учащихся школ России по математике. Юрий Николаевич дал согласие поехать в Уральск, организовать и запустить летнюю  физико-математическую школу как подразделение центра «Дарын».

Другая встреча – в подмосковном Долгопрудном, в Московском физико-техническом институте  – оказалась не менее интересной, полезной и плодотворной. Здесь пошли нам навстречу и согласились принять на двухнедельную подготовку 5 лучших учителей математики и физики в летнюю заочную физико-техническую школу при МФТИ, которая организуется для учителей математики и физики России, работающих в специализированных школах для одаренных детей. Далее, начиная с 2003 года, ежегодно 5 учителей нашей области получили возможность повышать свое профессиональное мастерство в этом престижном вузе.

В начале лета 2003 года  к нам прибыл профессор Ю.Н. Дрожжинов со своими учениками: М.Г. Ивановым, кандидатом физико-математических наук, доцентом Московского физико-технического, института и Т.Д. Бакеевым  кандидатом физико-математических наук, научным сотрудником Объединенного института ядерных исследований в Дубне.

Так начала свою работу смена «В царстве математики». Ю.Н. Дрожжинов разработал концепцию и программу летней ФМШ, прочитал курс математики для учащихся 9-10 классов школ области. Его ученики вели практикумы по решению задач по математике и физике. С тех пор каждое лето центр «Дарын» собирает ребят, кто хочет связать свою жизнь с точными науками. А преподавали в нем лучшие учителя математики, которые прошли переподготовку в ЗФМШ при МФТИ.

Впервые в стране прошла «математическая регата» – новый вид интеллектуальных соревнований школьников. Эта математическая игра была взята на вооружение многими учителями школ области. Продолжением школьного математического образования стали многие новые проекты Центра.

Я должна сказать  еще об одном замечательном проекте – о технической олимпиаде школьников им. А.С. Тайманова. Идея ежегодной самой массовой олимпиады, в которой принимали участие все старшеклассники 9-11 классов, принадлежала акиму области Н.С. Ашимову. Она проводилась по математике, физике, химии по безбумажной технологии на государственном языке. В 2005 году в торжественном открытии нашей технической олимпиады принял участие  Первый Президент страны Н.А. Назарбаев.

Известно, что успех любого дела кроется в большой тщательной подготовительной работе. Она легла на плечи работников областных центров «Дарын» и информатизации среднего образования (Жиенгалиев А.К.).  За 5 лет в технической олимпиаде приняли участие 63098 учащихся.  Более 40 выпускников нашей области получили уникальную возможность обучаться в КБТУ за счет средств Национальной компании «Казмұнайгаз» и работать в нефтегазовом комплексе. В подавляющем  большинстве это были выпускники областных специализированных школ-интернатов для одаренных детей (директор Даулетов Н.Д.) и школы-интерната комплекса №11 им. С. Сейфуллина (Сапаров Е.К.).

Комплексный подход к качеству преподавания точных наук, включающий кропотливый труд педагогических коллективов, многогранную продуманную работу центра «Дарын», дал свои положительные результаты. В 2012 году в республиканской олимпиаде команда школьников области заняла 2-ое командное место. Эту радостную весть мне сообщила А. А. Мынбаева, работавшая тогда заместителем начальника ОблУО. «В этом ваша заслуга», – сказала она и напомнила, как часто я говорила, что результаты работы с одаренными детьми увидим не сразу, а через 5-10 лет. Интеллектуальное развитие, математическое образование – процесс длительный, кропотливый.

В республиканской олимпиаде 2013 года наши ребята вновь заняли почетное 2-ое командное место по естественно-математическим предметам и 4-ое место по гуманитарным предметам. В 2015 году  сборная команда ЗКО в республиканской олимпиаде по предметам естественно-математического  направления заняла почетное первое место. В республиканской олимпиаде 2021 года наши школьники  заняли 3 общекомандное место, получив  5 золотых, 5 серебряных и 16 бронзовых медалей.

 Это уже не случайность, а закономерность! Убеждена, что для достижения положительных результатов должен быть либо конкретный орган, либо организация, отдел, конкретное ответственное лицо, который бы изучал проблемные вопросы, видел цели, перспективу, определял направления, координировал. В нашем случае  – это областной центр «Дарын». Звезды удачно расположились, что у истоков создания центра стоял такой профессионал как Гали Губашевич Урынгалиев. Областной центр «Дарын» – успешный проект! Чем я очень горжусь, не скрывая!

–  А какие перемены происходили в эти годы в деятельности  дошкольных и внешкольных организаций области? Были ли они достаточно большими?

– Здесь, прежде всего, надо сказать  о наших стараниях по сохранению  сети этих учреждений. В 90-е годы  Уральск, пожалуй, был единственным в Казахстане городом, который сохранил внешкольные и дошкольные организации.

На одном желании и энтузиазме  мы не смогли бы сохранить ничего, если бы не колоссальная поддержка, понимание значимости дошкольного и дополнительного образования для наших детей со стороны руководителей города К.К. Джакупова, О.И. Рахимбердина,  В.К. Мукатаева   и, конечно же, депутатов городского маслихата, их лидера Кочеткова Павла Михайловича. Да, часто я с ними спорила, не всегда наши взгляды совпадали, но, что касается детей, то было полное взаимопонимание.

В 1991 году в городе функционировали 90 дошкольных организаций, из которых 63 были ведомственными, 27 – в ведении горУО, из них лишь 44% располагались в типовых зданиях.

В 90-е годы крупные промышленные предприятия останавливались или сокращали производство, матери не работали, в основном, сами занимались воспитанием детей. Да и рождаемость упала. Первыми стали закрываться детские сады оборонных предприятий: заводов «Зенит», «Омега», «Металлист».  Вышло соответствующее постановление Правительства о передаче их ведомственных учреждений на баланс местных исполнительных органов.

 Лично я была оптимистически настроена, была убеждена, что наступят лучшие времена, когда производство возобновит работу, будут рождаться дети и детские сады обязательно понадобятся. Иначе было нельзя: за мной были педагогические коллективы. Заходила, убеждала, «стучалась» в двери многих кабинетов. Однажды от безысходности даже позвонила депутату Парламента РК Рысты Магавьяновне Жумабековой – одной из немногих, кто в Парламенте поднимал проблему сохранения дошкольных организаций.

Каждое здание ведомственных детских садов изучали комиссионно. Цель была одна: максимально сохранить типовые здания детских садов для системы образования. Таким образом, уже в 1999 году из 28 дошкольных организаций горУО 92,8% размещались в типовых зданиях. В 2002 году охват детей дошкольным воспитанием по городу составлял 46,8% при среднеобластном показателе 16,8%.

В целях экономии бюджетных средств использовали свободные площади дошкольных организаций для детских музыкальных школ, секций детских спортивных школ и домов детского творчества. К примеру, в здании я/с №25 «Снежинка» в 4 микрорайоне были открыты классы детской музыкальной школы №5, в я/с №5 «Сауле» в микрорайоне «Айгуль» – ДМШ №2, в я/с №13 «Золотой ключик» в пос. Зачаганске – дом детского творчества и т.д.

Все ведомственные дошкольные организации взять на баланс горУО, тем более содержать, не представлялось возможным. Типовое здание 6-группового детского сада «Арман» завода «Омега» было передано в аренду с последующим правом выкупа с сохранением профиля АО «Талап». Руководитель АО     Владимир Витальевич Волков (светлая ему память) во многих начинаниях был первым! Первая частная гимназия до сих пор функционирует.

Внесли предложение в горакимат и получили одобрение:в старых приспособленных помещениях, освободившихся после взятия на баланс типовых зданий ведомственных дошкольных организаций, открыть общежития для молодых специалистов, учителей, воспитателей детских садов, школ с государственным языком обучения. Это была хорошая поддержка  социального положения учителей, особенно молодежи.

А как работали заведующие дошкольных организаций! Их имена нужно вписать в историю каждого детского сада, чтобы нынешние их преемники, педагоги, родители знали, кто сохранил это дошкольное учреждение! Это была большая дружная семья профессионалов, объединенных общностью интересов и желанием преодолеть все трудности! Нет, они не выживали, они творили!

Бюджетных средств не хватало даже на  зарплату, не говоря уже об оплате коммунальных услуг.  Мы могли лишиться, прежде всего, больших типовых дошкольных учреждений. Поделилась сомнениями с М.К. Нигишевой, работавшей тогда в облуправлении юстиции, зная ее как квалифицированного юриста по работе в горакимате. Магрипа Каировна посоветовала создать одно юридическое лицо, объединив все детские сады. Так был создан дошкольный образовательный комбинат (ДОК). Возглавила его А.Б. Раймкулова. Время показало оправданность этого решения в тот исторический период.

Я должна рассказать и  о предпринимателе, который открыл первый в области негосударственный детский сад на селе. Как-то заходит ко мне в кабинет молодой человек, представляется, что он – руководитель ТОО «Коктобе» из Сырымского района К. Тулегенов и  хочет открыть детский сад в с. Талдыбулак. Имеется здание, есть кадры воспитателей, но нет соответствующей мебели. Направила его к директору ДОКа А.Б. Райымкуловой с просьбой оказать содействие.

Много позже, работая в облУО, я с акимом Сырымского района Е.Б. Нысангалиевым выехали посмотреть ход строительства  школы на 80 мест взамен аварийной в с. Казахстан. Ночью была метель, и мы были вынуждены заехать в с. Талдыбулак, подождать пока расчистят дорогу. Попали в неудачное время для К. Тулегенова: разморозилось отопление в конторе. Они как раз занимались ремонтом отопительной системы. Но в детском саду «Бобек» было тепло, уютно, красиво, чисто, имелось необходимое учебно-методическое оборудование. Подумала, какие счастливые детки – 32 ребенка! При качественном питании родительская плата была самой низкой в области и составляла 600 тенге. Вот пример руководителя, который создает условия для работников своего предприятия, думает о будущем поколении!

Программа по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением «Болашак» на 2010-2020 годы была утверждена постановлением Правительства РК от 28 мая 2010 г. №488. Рада, что возрождение дошкольного образования я застала. И даже принимала участие в подготовке этой программы, работая в облУО. С 2010 по 2015 годы за время реализации программы «Болашак» открыты 148 детских садов, в том числе 13 частных. Сегодня система дошкольного образования представлена 518-ю дошкольными организациями, из них 149 государственных, 100 частных детских садов, 60 комплексов – «школа-сад», 204 государственных, 5 частных дошкольных мини-центров, в них охвачено более 31 тыс. детей. Охват детей от 3-х до 6 лет составляет 100% при республиканском показателе – 96,8%.

87DC28FC-40EC-4E51-9FDF-508532AADCDC

– Необходимым звеном в воспитании многогранной личности, ее образовании и профессиональной ориентации является также система дополнительного образования. Что Вы, Светлана Ергалиевна, можете рассказать о процессах в ее развитии?

  – Главное – занимаясь во внешкольных организациях, дети развивают творческий потенциал и адаптируются в обществе. В  те сложные годы наш город, пожалуй, был единственным, который сохранил сеть организаций дополнительного образования.

Грамотно организованный досуг школьников является и профилактикой правонарушений, поэтому акцент мы делали на детско-юношеские спортивные школы. В системе горУО их было четыре. Мы определили специализацию школ по видам. Так, ДЮСШ №1 – гребля, лыжи; ДЮСШ №2 – гимнастика, велоспорт; ДЮСШ №3 – все виды борьбы; ДЮСШ №4 – легкая атлетика и футбол. Такое упорядочение способствовало созданию соответствующей учебно-математической базы и подбору кадров тренеров. Была улучшена материальная база. ДЮСШ №2 получила спортивный зал треста «Уральскпромстрой», ДЮСШ №3 – спортивный зал по ул. Курмангазы, 156/2. Окончательное решение о передаче зала в ведение горУО было принято в 1996 году заместителем акима области Б.К. Тумановым, т.к. на этот зал претендовали не только мы.

Вспоминая о ДЮСШ, сразу же приходят на память имена людей, фанатично преданных своему делу, для которых дети, их спортивное будущее было превыше всего. Это – директор ДЮСШ №1 В.К. Астафьев, тренеры по гребле А.Н. Новозенко и В.А. Треушников.  ДЮСШ №2 как школу по гимнастике сохранили тренеры  С. М. Вишневская  и Н. П.  Федорова.  Без преувеличения скажу, что школу борьбы создал  Б. Т. Тулегенов  вместе со своими коллегами-тренерами. Семейную традицию продолжают обе его дочери, работают тренерами и не безуспешно!

ГорУО ставило перед тренерами  ДЮСШ задачу массового охвата детей с обязательным вовлечением в занятия трудновоспитуемых подростков и детей из неблагополучных семей. А если юный спортсмен  проявлял яркие способности, то он переходил в группы спортивного совершенствования или школу олимпийского резерва, которые были в ведении облуправления физической культуры и спорта. Эта практика, оставшаяся от советского периода, была единственно правильной. Об этом не устаю повторять и сейчас.

Директора ДЮСШ, их заместители участвовали во всех заседаниях, советах, семинарах горУО. Помимо хорошей связи с общеобразовательными школами это способствовало и их методическому совершенствованию.

Но в 2000 году было принято, на мой взгляд, непродуманное решение о передаче ДЮСШ управлению физической культуры и спорта. Я лично долго сопротивлялась, но была вынуждена подчиниться. После уже узнала, что не все области поспешили выполнить его. Я убеждена, что  дополнительное спортивное образование должно работать в унисон с общеобразовательной школой, с задачами педагогики здоровья школы. Спорт необходим каждому и нужна гарантия защиты прав на занятия спортом всех учащихся, а не только спортивно-одаренных.

Разумеется, здесь нельзя не сказать о роли системы  организаций  дополнительного образования туристско-краеведческого направления и ее главного учреждения  – областного Центра детско-юношеского туризма и экологии. Основная тема ОЦДЮТиЭ формулируется так: «Формирование евразийской культуры личности средствами туристско-краеведческой и экологической деятельности». Более  30 лет – с 1986 по 2019 годы – его возглавлял Виктор Павлович Фомин, широко известный, выдающийся организатор  детско-юношеского туризма не только в  Казахстане, но и на постсоветском пространстве. Сегодня в области, кроме ОЦДЮТиЭ, действуют  Уральский городской и 12 районных центров и станций, которые стали важным звеном системы непрерывного образования молодежи – от детсадов до высших учебных заведений. Этими  детскими турцентрами ежегодно  проводятся сотни пеших, водных, велосипедных походов и путешествий, соревнований и турниров, других акций, в которых принимают участие десятки тысяч школьников как из ЗКО, так и из других регионов Казахстана и РФ. К сожалению, в октябре 2019 года  В.П. Фомин ушел из жизни. Но мы надеемся, что новое поколение организаторов детско-юношеского туризма продолжат его славные традиции.

Воспитание человека – многогранный процесс. Но две грани являются определяющими: воспитание чувств, души и воспитание ума. У каждого ребенка есть определенная предрасположенность. Вот эти способности, его талант, надо развивать. В те годы у педагогов дополнительного образования, казалось, открылось «второе дыхание», они как бы доказывали право на жизнь внешкольных организаций.

Неоднократными победителями республиканских конкурсов юных музыкантов по классу скрипки становились воспитанники педагога ДМШ №1 Нины Ивановны Поповой. А ансамбль юных скрипачей, да и создание такого коллектива как городской ансамбль скрипачей, как и в целом скрипичной школы – заслуга этого педагога! Оркестр казахских народных инструментов ДМШ №3 под руководством Гульнары Оразовны Негметовой на 37-ом республиканском конкурсе юных музыкантов, проходившем в г. Караганде, завоевал Гран-при. Благодаря стараниям и инициативе талантливых педагогов ДМШ №1 Натальи Федоровны Добрянской и Любови Константиновны Мутагаровой была создана детская филармония, затем эстетическое отделение школы и детский театр «Волшебная рамка».

В те годы у меня была мечта, чтобы в ДЮСШ, во внешкольных организациях функционировали секции большого тенниса, фехтования, и как можно больше ребят занимались шахматами. Тренеров по большому теннису и фехтованию в тот период в Уральске не было, а вот Александр Николаевич Володин  оказался просто находкой.Именно он способствовал массовому развитию занятий шахматами школьников в городе и области. Он внес предложение об увеличении шахматных кружков, чтобы охватить весь Уральск. Они были открыты в 14-ти городских школах. Очень нас поддержал Шафхат Анесович Утемисов, возглавлявший тогда облуправление физической культуры и спорта. В 1997 году совместным решением облуправления физкультуры и спорта и горУО была создана Шахматная школа для одаренных детей на базе ЦВР №1. Именно в общеобразовательных школах были найдены талантливые ребята, прославившие Западно-Казахстанскую область на республиканских и международных турнирах. Это: Артур Евстефеев – неоднократный призер чемпионатов РК, Ерлан Рахимгалиев – мастер спорта ФИДЕ, Роман Козлов – один из сильнейших шахматистов, член сборной РК в Турине (Италия, 2006 г.) Утегалиев Азамат – неоднократный призер РК, участник олимпийской сборной.

Мы понимали, что ребята должны принимать участие в Чемпионатах РК и международных турнирах. Если поездки на соревнования внутри страны финансировало облуправление спорта, то участие в международных турнирах возможно было только за счет спонсоров. И такие руководители были, есть, и, надеюсь, будут. К примеру, в те годы бескорыстную помощь оказывали  два замечательных профессиональных строителя, созидатели с широкой душой и истинной заботой о будущем страны – Алдияр Мулдашевич Рахметов (светлая ему память!) – руководитель строительной компании «Жайыксельстрой» и Александр Андреевич Потиченко, учредитель крупнейшей строительной компании «Альтаир».

В обществе часто «Лаврами почета» удостаиваются люди, которые умеют заявить о себе, имеют покровителей или средства, чтобы ежегодно снимать о себе фильмы, получают звания, медали и т.д. К счастью, есть и другие, и их больше, интеллигентные, с богатым внутренним миром, скромные педагоги, которые ежедневно своим трудом сеют разумное, доброе, вечное…

– Светлана Ергалиевна!  Видимо, большие перемены остаются необходимейшим элементом в исторической судьбе системы школьного образования. И, как поется в песне,  «то ли еще будет!». Как известно, сейчас в  Казахстане разгорается дискуссия вокруг нового проекта – Концепции развития образования до 2025 года. Что  Вы скажете по этому поводу?

– Эффективной деятельности организаций образования мешают постоянные реформы. Создается впечатление, что чаша внимания в работе Министерства образования и науки перевешивает в сторону высшей школы и науки. Среднее образование незаслуженно остается вне профессиональной и должной поддержки.Отсутствуют необходимые нормативные документы, положения, критерии. Выпускник средней школы в начале учебного года не знает, что его ожидает в конце, в какой форме будут оцениваться его итоговые знания. Продолжают иметь место замечания к качеству учебников и т.д. Считала бы целесообразным, по опыту Российской Федерации, разделить МОН на 2 отдельных Министерства:

  1. Министерство просвещения, которое будет осуществлять функции по выработке и реализации в политике в сфере общего среднего образования и среднего профессионального образования. Возможно, тогда будет уделено должное внимание и подготовке педагогических кадров.
  2. Министерство науки и высшего образования.

Конечно, в этом проекте немало новых идей относительно целей и задач, содержания, форм и методов школьного образования.  Видимо, вновь  нас ожидают  большие перемены. Но полноценно оценить их сейчас,  до окончательного принятия документа, трудно. Просто хочется надеяться, что эту Концепцию не постигнет печальная судьба многих предыдущих реформ нашей школьной системы. Ведь, в конце концов, от этого зависит качество образования и воспитания нынешнего подрастающего поколения, а значит, и будущее нашей страны, всего народа. Именно ради этого не надо жалеть свои силы и возможности.

– Большое спасибо, Светлана Ергалиевна, за беседу.  Надеемся, что Вы также продолжите свое плодотворное  участие в совершенствовании школьного образования. Желаем  Вам в этом успеха! 

Владислав Ярлов

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале