С недавнего времени доступ в некоторые общественные места стал доступен исключительно по QR-коду через приложение Ashyq. Жители Уральска весьма неоднозначно относятся к системе распределения граждан на «зеленых», «синих» и «красных» – каждый аргументирует это по-своему.
Данная программа помогает определять статус посетителей, что является очень эффективным методом в борьбе с коронавирусом и обеспечению безопасности здоровья граждан. Но само приложение и его работа, несмотря на направленность минимизирования рисков заболеваемости Covid-19 среди населения, вызвали достаточно противоречивые реакции у общественности. Нам стало интересно, каково мнение уральцев касательно работы приложения и что они об этом думают.
«Приходилось пользоваться приложением при входе в бар. После того, как сотрудник разъяснил суть приложения, возникло несколько вопросов. Как быть, если зараженный не регистрировался как больной COVID, не сдавал ПЦР-тест, а болеет дома? Выходит, его статус будет синим даже несмотря на то, что он заражен и представляет опасность заражения для других людей? Много ли тогда пользы от приложения?» – задается вопросом Сергей Асанов.
Также у многих возникают проблемы с работой приложения, в основном, при регистрации входа, такие как: долгое время ожидания SMS-кода от портала egov, неисправность работы приложения и др.
«Столкнулась с приложением только один раз при входе в общепит. Лично у меня особых трудностей не было, но моя подруга долгое время не могла зарегистрироваться со своего номера: ей никак не приходил код, из-за чего изрядно потратили время. В итоге я дала номер брата, чтобы она смогла заказать еду. А еще, если бы у меня не было интернета, мегабайтов, вообще не смогли бы проверить статус, так как программа работает только через интернет, а вайфай доступен не везде. Кроме того, все равно везде люди собираются в толпы, в автобусах, в парках, на работе, поэтому я не вижу особого смысла в Ashyq» – считает жительница Уральска Амина Хамитова.
Некоторых возмущает, что для регистрации необходим номер телефона, т.к. не у всех есть с собой телефон для подтверждения входа, в особенности с такой проблемой сталкиваются пожилые люди. Вот с какой ситуацией столкнулся житель города Дамир Абдрахманов:
«Пришел с матерью в заведение, чтобы вкусно поесть. В итоге меня останавливают на входе, просят пройти регистрацию через приложение Ashyq для проверки статуса. Сам я зарегистрировался, прошел. Но у матери был разряжен телефон, поэтому решил проверить статус через свое приложение и номер. По итогу выходит, что при наведении камеры на QR-код заведения приложение снова показывает мой статус, то есть статус после введения ИИН на определенное время оказался привязан к моему номеру телефона. Пришлось регистрироваться через номер супруги. Все это заняло много времени, что все желание обедать пропало. Что делать тем, у кого обычный телефон или телефон разряжен, их не будут обслуживать?»
В целом многие жители все же довольны работой приложения и считают его полезным при эпидемиологической обстановке:
«Самой мне пока не приходилось пользоваться приложением, хотя оно у меня и скачано. Но парень проходил регистрацию, сказал, что все прошло очень быстро и ему приложение понравилось. Я, как и он, придерживаюсь мнения, что приложение будет очень эффективным при выявлении нарушителей карантина и поможет снизить риски заболевания», – считает жительница Уральска Жанна Автаева.
Стоит отметить, что, по словам министра здравоохранения РК Алексея Цоя, с начала запуска приложения было выявлено более 1800 человек с «красным» статусом по всей стране. Всего же удалось выявить более 3200 посетителей с «красным» и «желтым» статусом.
«Я не раз пользовалась Ashyq, так как довольно часто посещаю общественные места в связи с работой и приложением довольна. Таких трудностей, с которыми сталкиваются некоторые, пока не возникало. Думаю, это небольшие мелочи, т.к. насколько я знаю, разработчики периодически стараются исправлять ошибки и недочеты приложения. Лично меня все устроило. Приятно осознавать, что ты находишься в месте, где риски заразиться – минимальны, чем, если бы это было без проверки приложением», – поделилась своим мнением Айжан Аязгалиева.
Опрос провела Полина Сламихина