С первого января текущего года у каждой казахстанской семьи, даже если она и не ведает об этом, появилась цифровая карта. С ее помощью государство получило доступ ко всем сведениям о человеке и теперь ежедневно мониторит уровень благополучия семейств.
Окно в комфорт
В цифровой карте семьи (ЦКС) находятся данные о 6,3 млн семей, или о 19,5 млн казахстанцев. Все мы просканированы по таким критериям, как экономические условия жизни, охват услугами здравоохранения, наличие лиц с инвалидностью, жилищные и социальные условия, охват услугами образования и уровень образования членов семьи. На основе этого, все семьи распределены в одну из пяти категорий в зависимости от жизненной ситуации: А – благополучная, В – удовлетворительная, С – неблагополучная, D – кризисная и Е – экстренная, когда помощь семье нужно оказать немедленно.
Семьям, находящимся в кризисной и экстренной ситуации, госорганы начинают сразу оказывать помощь, не дожидаясь заявлений. Это происходит в проактивном формате, то есть без подачи документов, гражданам нужно только выразить согласие на получение услуг по SMS.
Таким образом, ЦКС должна поменять философию оказания услуг. Не мы, как заявители, должны искать помощь в органах власти, писать заявление, собирать документы, а государство само в превентивном формате должно предлагать целую корзину решений в трудной ситуации.
Как это работает?
ЦКС интегрирована с аналитической системой Smart Data Ukimet Министерства цифрового развития, через которую доступны 77 баз данных госорганов. В них содержится обширная информация: уровень дохода, состав семьи, прикрепление к медицинским и образовательным учреждениям, наличие движимого и недвижимого имущества, кредитов, социально значимых заболеваний, зависимостей, инвалидности, судимости, прописка, данные о браке, разводе, смене фамилии, налогах и многое другое.
Система анализирует данные и классифицирует все семьи по уровню благосостояния. После чего данные распределенных по категориям семей передаются в ЦКС для назначения нуждающимся в этом государственных мер поддержки в проактивном формате.
Вопрос доверия
Обратим внимание на результаты пилотного проекта ЦКС. Напомним, с 1 сентября прошлого года цифровая карта действовала в экспериментальном режиме, а полноценно начала работать только с 1 января 2023-го.
– При проведении анализа неотвеченных SMS было выявлено, что граждане не доверяют SMS-уведомлениям и боятся мошеннических действий, при этом у них есть возможность получить услуги, обратясь в ЦОН, – прокомментировал начальник управления департамента цифровизации Минтруда Айдар Касенов.
Сама министр Тамара Дуйсенова обратила внимание на две проблемы. Во-первых, многие казахстанцы поменяли телефонные номера и до сих пор не зарегистрировали их на себя. Поэтому многие SMS-извещения от «1414» во время пилота остались без ответа. Пришлось Министерству уведомлять граждан через акиматы и центры занятости.
– Вторая проблема в том, что еще 10 тысяч казахстанцев, получив SMS, не ответили на сообщение, а пошли в ЦОНы и только там дали согласие на господдержку. Я думаю, что это связано с нашим старшим поколением, которое не всегда может пользоваться такими возможностями телефонов, им комфортнее пойти в орган и встать в очередь. В этой связи, да, нужно определенное время, чтобы люди привыкли получать SMS и не боялись отвечать согласием на проактивную услугу. Мы ведь уже научились заказывать такси или другие товары и услуги по телефону, – ответила Тамара Дуйсенова.
По данным отдела социальной помощи управления координации занятости и социальных программ ЗКО всего за период апробации было направлено 2 743 SMS-сообщений для получения согласия на оказание государственных услуг. В результате социальные пособия и выплаты проактивно назначены 560 получателям.
Вопрос-ответ
На SMS, о возможности получения услуги проактивно с номера «1414», нужно ответить в течение 72 часов. Иначе запрос аннулируется.
Причем сообщение отправляется только на номер телефона, который зарегистрирован в базе мобильных граждан. Его можно добавить в личном кабинете на портале «электронного правительства» или в приложении eGov mobile.
SMS будут поступать только с короткого номера «1414». А если сообщение пришло с другого номера, на него ни в коем случае нельзя отвечать.
Наверное, существовали прецеденты, что кто-то мог представляться госорганом либо оператором госоргана и просить банковские данные для плохих целей, поэтому абсолютно верно, что доверять нужно только «1414». Это sms-шлюз, который аккредитован и который подменить невозможно. Если вам приходят приглашения от «1414» получить какую-то проактивную госуслугу или дать какую-то информацию, можете спокойно доверять.
Если получатель не успел ответить на сообщение, то он может оформить госуслугу по старинке на сайте еGov или в ЦОНе. То же самое и граждане, которые имеют право на выплаты, но по каким-либо причинам не получили такого сообщения.
После получения sms не нужно нести куда-то или загружать какие-то дополнительные документы. В основном, на этой переписке заканчивается все оформление. Только для АСП нужно написать свой IBAN-счет, потому что в ЦКС нет интеграции с банками. При этом не нужно отправлять полные данные банковской карты с указанием ее срока действия и CVV-кода с обратной стороны или пришедшие с других номеров пароли.
Алена Маликова,
zhaikpress.kz
Сейчас через карту семьи можно получить услуги по девяти видам пособий и соцвыплат. В этом году общий список проактивных услуг будет расширен еще 16 госуслугами в социально-трудовой сфере. С января 2024 года перечень будет расширен услугами в сферах здравоохранения и образования, а в 2025-м – будут охвачены все виды господдержки.
Важно помнить: SMS-сообщения могут поступить только с короткого номера 1414. Если сообщение пришло с любого другого номера, ни в коем случае нельзя на него отвечать.
Цифровая карта семьи работает только с теми номерами, которые зарегистрированы в Базе мобильных граждан. Если номера нет в системе, то и пособия таким образом получить невозможно.