2.03.2023, 10:45
Просмотры: 190

Цифровая карта – получи пособия проактивно

С первого января текущего года у каждой казахстанской семьи, даже если она и не ведает об этом, появилась цифровая карта. С ее помощью государство получило доступ ко всем сведениям о человеке и теперь ежедневно мониторит уровень благополучия семейств.

ЦКС ЗКО 4 слайд

 Окно в комфорт

В цифровой карте семьи (ЦКС) находятся данные о 6,3 млн семей, или о 19,5 млн казахстанцев. Все мы просканированы по таким критериям, как экономические условия жизни, охват услугами здравоохранения, наличие лиц с инвалидностью, жилищные и социальные условия, охват услугами образования и уровень образования членов семьи. На основе этого, все семьи распределены в одну из пяти категорий в зависимости от жизненной ситуации: А – благополучная, В – удовлетворительная, С – неблагополучная, D – кризисная и Е – экстренная, когда помощь семье нужно оказать немедленно.

Семьям, находящимся в кризисной и экстренной ситуации, госорганы начинают сразу оказывать помощь, не дожидаясь заявлений. Это происходит в проактивном формате, то есть без подачи документов, граж­данам нужно только выразить согласие на получение услуг по SMS.

Таким образом, ЦКС должна поменять философию оказания услуг. Не мы, как заявители, должны искать помощь в органах власти, писать заявление, собирать документы, а государство само в превентивном формате должно предлагать целую корзину решений в трудной ситуации.

 Как это работает?

ЦКС интегрирована с аналитической системой Smart Data Ukimet Министерства цифрового развития, через которую доступны 77 баз данных госорганов. В них содержится обширная информация: уровень дохода, состав семьи, прикрепление к медицинским и образовательным учреждениям, наличие движимого и недвижимого имущества, кредитов, социально значимых заболеваний, зависимостей, инвалидности, судимости, прописка, данные о браке, разводе, смене фамилии, налогах и многое другое.

Система анализирует данные и классифицирует все семьи по уровню благосостояния. После чего данные распределенных по категориям семей передаются в ЦКС для назначения нуждающимся в этом государственных мер поддержки в проактивном формате.

 Вопрос доверия

Обратим внимание на результаты пилотного проекта ЦКС. Напомним, с 1 сентября прошлого года цифровая карта действовала в экспериментальном режиме, а полноценно начала работать только с 1 января 2023-го.

– При проведении анализа неотвеченных SMS было выявлено, что граждане не доверяют SMS-уведомлениям и боятся мошеннических действий, при этом у них есть возможность получить услуги, обратясь в ЦОН, – прокомментировал начальник управления департамента цифровизации Минтруда Айдар Касенов.

Сама министр Тамара Дуйсенова обратила внимание на две проблемы. Во-первых, многие казахстанцы поменяли телефонные номера и до сих пор не зарегистрировали их на себя. Поэтому многие SMS-извещения от «1414» во время пилота остались без ответа. Пришлось Министерству уведомлять граждан через акиматы и центры занятости.

– Вторая проблема в том, что еще 10 тысяч казахстанцев, получив SMS, не ответили на сообщение, а пошли в ЦОНы и только там дали согласие на господдержку. Я думаю, что это связано с нашим старшим поколением, которое не всегда может пользоваться такими возможностями телефонов, им комфортнее пойти в орган и встать в очередь. В этой связи, да, нужно определенное время, чтобы люди привыкли получать SMS и не боялись отвечать согласием на проактивную услугу. Мы ведь уже научились заказывать такси или другие товары и услуги по телефону, – ответила Тамара Дуйсенова.

По данным отдела социальной помощи управления координации занятости и социальных программ ЗКО всего за период апробации было направлено 2 743 SMS-сообщений для получения согласия на оказание государственных услуг. В результате социальные пособия и выплаты проактивно назначены 560 получателям.

 Вопрос-ответ

На SMS, о возможности получения услуги проактивно с номера «1414», нужно ответить в течение 72 часов. Иначе запрос аннулируется.

Причем сообщение отправляется только на номер телефона, который зарегистрирован в базе мобильных граждан. Его можно добавить в личном кабинете на портале «электронного правительства» или в приложении eGov mobile.

SMS будут поступать только с короткого номера «1414». А если сообщение пришло с другого номера, на него ни в коем случае нельзя отвечать.

Наверное, существовали прецеденты, что кто-то мог представляться госорганом либо оператором госоргана и просить банковские данные для плохих целей, поэтому абсолютно верно, что доверять нужно только «1414». Это sms-шлюз, который аккредитован и который подменить невозможно. Если вам приходят приглашения от «1414» получить какую-то проактивную госуслугу или дать какую-то информацию, можете спокойно доверять.

Если получатель не успел ответить на сообщение, то он может оформить госуслугу по старинке на сайте еGov или в ЦОНе. То же самое и граждане, которые имеют право на выплаты, но по каким-либо причинам не получили такого сообщения.

После получения sms не нужно нести куда-то или загружать какие-то дополнительные документы. В основном, на этой переписке заканчивается все оформление. Только для АСП нужно написать свой IBAN-счет, потому что в ЦКС нет интеграции с банками. При этом не нужно отправлять полные данные банковской карты с указанием ее срока действия и CVV-кода с обратной стороны или пришедшие с других номеров пароли.

Алена Маликова,

zhaikpress.kz

Сейчас через карту семьи можно получить услуги по девяти видам пособий и соцвыплат. В этом году общий список проактивных услуг будет расширен еще 16 госуслугами в социально-трудовой сфере. С января 2024 года перечень будет расширен услугами в сферах здравоохранения и образования, а в 2025-м – будут охвачены все виды господдержки.

Важно помнить: SMS-сообщения могут поступить только с короткого номера 1414. Если сообщение пришло с любого другого номера, ни в коем случае нельзя на него отвечать.

Цифровая карта семьи работает только с теми номерами, которые зарегистрированы в Базе мобильных граждан. Если номера нет в системе, то и пособия таким образом получить невозможно.

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале