2.05.2023, 12:30
Просмотры: 143

Действовать комплексно и скоординированно

Департамент Агентства РК по противодействию коррупции по Западно-Казахстанской области провел обучающий семинар для работников и субъектов квазигосударственного сектора по внедрению в компаниях комплаенс-службы по предотвращению коррупционных правонарушений. На сегодняшний день в регионе из 67 субъектов квазигосударственного сектора только в трех компаниях внедрена отдельная должность комплаенс-офицера, в остальных – совмещенная деятельность работника, выполняющего свои основные функции, а также ответственного за соблюдение корпоративных стандартов добропорядочного и этичного поведения коллектива.

семинар комплаенс антикор (2)

Ежегодно в отношении работников квазигосударственных компаний регистрируется более сотни коррупционных преступлений. Только за последние 5 лет ущерб от таких правонарушений составил порядка 16 млрд тенге, зарегистрировано 660 преступлений, 337 лиц привлечены к уголовной ответственности, 175 осуждено. С учетом этого Агентство РК по противодействию коррупции усилило работу по выявлению коррупции в квазигоссекторе. Ведется системная работа по подготовке нового пакета антикоррупционных реформ, нацеленных на кардинальное снижение уровня коррупции. Одной из прогрессивных инициатив является введение института комплаенс-офицеров, ответственных за соблюдение корпоративных стандартов добропорядочности в компаниях, регулирующих вопросы выявления и искоренения коррупционных рисков.

В конце прошлого года Президент страны Касым-Жомарт Токаев подписал Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам противодействия коррупции». Поправки предполагают создание в субъектах квазигосударственного сектора антикоррупционных комплаенс-служб. Коррупция представляет собой сложную и многогранную проблему, противодействие которой должно осуществляться комплексно и скоординировано. Основная миссия антикоррупционных комплаенс-служб – обеспечение соблюдения организацией и ее работниками законодательства о противодействии коррупции.

– Антикоррупционный комплаенс является одним из эффективных инструментов предотвращения и профилактики коррупции в организациях, но и одновременно сложным и комплексным проектом, требующим длительного планомерного внедрения. В мировой практике единых подходов и требований по внедрению данной системы не существует. В настоящее время разработано большое количество различных международных стандартов, руководств и методических рекомендаций по организации системы контроля в области антикоррупционного комплаенса, на которые могут ориентироваться субъекты квазигосударственного сектора страны. Одна из основных задач специалистов комплаенс – соблюдение требований антикоррупционного законодательства, а также защита деловой репутации организации. Эта норма обязательна для субъектов квазигосударственного сектора, и применяется на выбор частным бизнесом. Уже сегодня более 6100 субъектов квазигосударственного сектора внедрили комплаенс-службы по всей стране, – сказал вр.и.о.руководителя Департамента Агентства РК по противодействию коррупции по ЗКО Ерлан Досанов.

Одной из эффективных мер для устранения злоупотреблений со стороны работников компаний и исключения коррупционных рисков является внедрение антикоррупционного стандарта ISO 37001 «Система менеджмента противодействия коррупции», который содержит в себе ряд мер, направленных на вооружение антикоррупционного комплаенса. На сегодняшний день Академия государственного управления является первой государственной организацией в стране, прошедшей сертификационный аудит на соответствие своей системы менеджмента противодействия коррупции требованиям данного стандарта.

семинар комплаенс антикор (1)

– В Академии была внедрена система менеджмента противодействия взяточничеству. В настоящее время в планах Академии – масштабирование системы антикоррупционного менеджмента в других организациях на основе практического опыта и имеющихся знаний в этой области. Академия располагает значительным интеллектуальным потенциалом – это 20 специалистов по внедрению и 30 ведущих аудиторов по ISO 37001, которые получили квалификацию от международного органа по сертификации персонала. За последние три года Академией и ее региональными филиалами проведено около 210 семинаров и тренингов, посвященных антикоррупционному комплаенсу и стандарту ИСО 37001, в которых прошли обучение свыше 5,5 тыс. государственных служащих и сотрудников квазигосударственного сектора. Сотрудники Академии и ее филиалов на постоянной основе принимают участие в информационно-разьяснительных мероприятиях по комплаенсу и стандарту ИСО 37001 с квазигоссектором и представителями бизнеса. Кроме того, нашими экспертами осуществлено методическое и консультационное сопровождение 35 организаций квазигосударственного сектора по внедрению антикоррупционного комплаенса на основе стандарта ИСО 37001, – отметил директор филиала Академии госуправления при Президенте РК Асет Абжаков.

О результатах внедрения комплаенса в компании и положительных кейсах рассказали на семинаре юридический директор Карачаганак Петролиум Оперейтинг б.в. Сергей Дубынин и управляющий советник по нормативно-правовому соответствию компании Наталья Головина, а также комплаенс-офицер АО «Жайыктеплоэнерго» А.Ергарин.

В Западно-Казахстанском университете им. М.Утемисова должность комплаенс-офицера внедрена недавно, в ноябре 2022 года.

– В настоящее время, согласно рекомендации Антикоррупционной службы ЗКО, в университете проводится работа по внедрению системы менеджмента противодействия коррупции по стандарту ISO 37001. Благодаря ей можно построить действительно эффективную систему антикоррупционного комплаенса, так как в стандарте содержатся все ключевые элементы антикоррупционного комплаенса, а также представлены подробные инструкции по их интеграции в бизнес-процессы организации. Профессорско-преподавательский состав вуза не является государственными служащими и действия статей УК РК на них не распространяются. В этой связи мы проводим мероприятия по разъяснению основной сути внедрения комплаенса в вузе, где основная работа направлена на недопущение попадания преподавателей и студентов в компрометирующие ситуации, связанные с коррупционными рисками, – отметил комплаенс-офицер ЗКУ им. М.Утемисова Т.Елеусинов.

В идеале комплаенс-службы должны представлять собой независимые подразделения в организациях, имеющие официальный статус, право доступа на получение всей необходимой информации, право на проведение внутренних расследований по потенциальным нарушениям с привлечением необходимых экспертов в сфере комплаенс-контроля. Более того, сотрудники антикоррупционных комплаенс-служб должны иметь прямой доступ к коллегиальному органу по выражению своего мнения и передаче сведений в отношении нарушений, полученных в процессе контроля самих рисков. Таким образом, антикоррупционные комплаенс-службы – это практически комиссары Агентства на местах, которые взаимодействуют со всеми категориями регулирующих и надзорных органов, обеспечивая успешную реализацию многоуровневой системы противодействия коррупции.

Жанна Балыкова,

zhaikpress.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале