Депутатская группа Ассамблеи народа Казахстана в Мажилисе Парламента РК VІI созыва создана для совместного решения тех или иных вопросов и действует в соответствии с регламентом Мажилиса Парламента. Депутатская группа включает 30 депутатов, в том числе – 9 депутатов от Ассамблеи народа Казахстана, 14 депутатов от партии «Nur Otan», 3 – от партии «Ақ жол», 4 – от Народной партии Казахстана. Ее цель – обеспечение эффективного взаимодействия Парламента с Ассамблеей народа Казахстана, государственными органами и институтами гражданского общества в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений, межпартийного сотрудничества по вопросам общенационального единства.
За первое полугодие по обращениям населения депутатами направлены письма в государственные органы и даны разъяснения законодательства. Вопросы, которые нередко поднимают избиратели и представители общественности, находят свое воплощение и в депутатских запросах. Так, депутат Н. Дементьева подняла вопрос качества преподавания казахского языка в школах с русским языком обучения для эффективного освоения и овладения этносами казахским языком на должном уровне. В депзапросе депутата И. Буларова говорилось о необходимости пересмотра квоты по приему переселенцев из трудоизбыточных регионов в трудододефицитные. Так как стабилизация миграционных и демографических процессов в стране необходима для успешного решения вопросов, гармоничного развития регионов, обеспечения продовольственной безопасности государства, равномерного расположения этносов в государстве, совершенствования культуры межэтнических отношений.
В целом за отчетный период депутатами, избранными Ассамблеей народа Казахстана, в адрес Правительства и руководителей государственных органов оглашено 14 депутатских запросов, в том числе по вопросам экономики – 3, социального обеспечения – 3, образования – 2, соблюдения законности и финансов – 2, культуры – 2, экологии – 1, здравоохранения – 1.
Депутатами, избранными от Ассамблеи народа Казахстана, были подняты вопросы и получены ответы, вот некоторые из них:
О миграционных вопросах и демографических процессах в стране
В ответе на данный депутатский запрос о вопросах размещения кандасов в трудодефицитных регионах страны Премьер-Министр А. Мамин сообщил о запланированном пересмотре квоты и подготовке Концепции миграционной политики на 2022-2026 годы. Об этом опубликована статья в газете «Егемен Қазақстан» «Қандастардың қатары қалыңдайды».
О качестве преподавания казахского языка в школах с русским языком обучения
Министерством образования и науки был дан ответ, что повышение качества обучения казахскому языку как государственному в организациях образования, его использование и развитие является одним из важных вопросов образования. Постоянно увеличивается число школ с казахским языком обучения и количество обучающихся в них. В целом, по стране более 85% детей казахской национальности обучаются на родном языке (всего 2 568 068 детей казахской национальности, из них 2 173 141 обучаются на казахском языке), кроме того, в казахских классах обучаются более 50 тысяч детей других национальностей.
По данным Национальной образовательной базы данных, в 2020-2021 учебном году функционируют 6957 школ, в том числе 3733 – с казахским языком обучения, 1160 – с русским языком обучения, 2047 – со смешанными языками обучения, 17 школ – на узбекском, уйгурском языках. За последние пять лет в связи с увеличением числа обучающихся на казахском языке увеличивается и количество школ со смешанными языками обучения. Школы со смешанными языками обучения постепенно развиваются в сторону казахского языка (на сегодня 50% обучаются на казахском языке, 44% – на русском языке, 6% – на узбекском, уйгурском, таджикском языках). На основании государственного заказа Министерством в 2016 году впервые был разработан «Частотный словарь казахского языка для общего образования», который стал базовой основой методики обучения казахскому языку. В настоящее время учебники «Қазақ тілі» и «Қазақ тілі және әдебиеті» для 1-11 классов разрабатываются на основе лексико-грамматических минимумов частотного словаря.
В настоящее время в рамках проведения работы по поэтапному переходу с 2023 года на 12-летнее образование пересматривается содержание всех учебных программ.
О проблемах образования, профессиональной подготовки и повышения квалификации населения в сельской местности
На сегодняшний день по изучению вопроса увеличения доли сельских квот в распределении грантов на обучение по сельскохозяйственным специальностям планируется внести соответствующее изменение в Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 февраля 2012 года «Об утверждении размеров квоты приема при поступлении на учебу в организации образования, реализующие образовательные программы технического и профессионального, послесреднего и высшего образования». При этом министерствами сельского хозяйства, образования и науки РК прорабатывается внесение изменений в данное постановление в части увеличения размера квоты приема для поступления по аграрным специальностям.
Разработана Концепция Национальной системы распространения знаний «экстеншн» в сфере АПК на базе вузов, НИИ, ОПХ и частного бизнеса, где кардинально пересмотрен подход к предоставлению услуг по распространению знаний для субъектов АПК.
Так, в инновационном развитии КазНАУ ориентирован на опыт университета Вагенинген (Нидерланды), который стоит первым среди аграрных вузов мира по рейтингу QS, КазАТУ им. С. Сейфулина на опыт университетов Девиса (США) и Агрополитех (Франция), а ЗКАТУ им. Жангир хана ориентирован на опыт Северо-Западного университета сельского и лесного хозяйства (КНР).
В целях повышения качества подготовки кадров и трудоустройства выпускников, в образовательную деятельность вузов будут вовлечены представители успешных бизнес-структур для корпоративного управления Университетом, оценки качества образовательных программ и процесса практической подготовки обучающихся.
О состоянии и сохранности археологических памятников в стране
В ответе на данный депутатский запрос заместитель Премьер-Министра РК Е. Тугжанов подчеркнул, что в целях упорядочения археологических работ Министерство культуры и спорта формирует специальный план на предстоящий год с учетом предложений государственных органов и местных исполнительных органов, физических и юридических лиц. Планирование способствует сохранению памятников истории и культуры. Археологические работы, проводимые за счет республиканского бюджета, осуществляются в порядке, установленном Законом Республики Казахстан «О науке». Проекты по археологическим работам проходят государственную научно-техническую экспертизу и рассматриваются на заседании Национального научного совета.
Археологические работы за счет местного бюджета проводятся под контролем местного исполнительного органа в соответствии со статьей 13 Закона. В целях оценки работы местных исполнительных органов по охране памятников истории и культуры министерствам культуры и спорта, образования и науки поручено заслушать отчеты регионов.
О необходимости пересмотра квоты по приему переселенцев из трудоизбыточных регионов в трудододефицитные
В ответе Премьер-Министра сообщалось, что с учетом актуальности демографической ситуации северных регионов Правительством принимаются системные меры по стимулированию переселения граждан с южных регионов в северные регионы страны. Меры по стимулированию переселения реализуются в рамках Государственной программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы «Еңбек».
Вместе с тем, эта Программа будет переформатирована в Национальный проект с усилением мер государственной поддержки переселения, где будут сохранены инструменты по поддержке переселенцев в виде выплаты субсидии на найм (аренду) жилья, усилены меры по поддержке работодателей самостоятельно принимающих и трудоустраивающих переселенцев.
С начала реализации Программы более 27 тыс. человек переселились в трудодефицитные регионы. В целях актуализации данного механизма по поручению Главы государства увеличен размер субсидий на переезд для каждого члена семей с 35 МРП до 70 МРП. В феврале текущего года на базе Электронной биржи труда запущен единый информационный ресурс для переселенцев. Информационный ресурс содержит информацию о нормативно-правовых актах, регламентирующих организацию добровольного переселения, о наличии вакансии в регионах прибытия, наличии и расценки на жилье, наличии квоты на переселение, паспорта регионов/районов/сел, а также положительные примеры по организации переселения.
Для подготовки выпускников трудоизбыточных регионов в организациях образования трудодефицитных регионов реализуется проект «Серпін». С 2014 года порядка 25 тыс. молодежи приняли участие в проекте. В целом, комплексное решение демографического выравнивания населения регионов и меры государственной поддержки переселенцев (стимулирование переселения в трудодефицитные регионы, обеспечение постоянной работой и обеспечения жильем, закрепление переселенцев на новом месте жительства) будет решаться в рамках новой Концепции миграционной политики на 2022-2026 годы.
ВАЖНЫЕ ВСТРЕЧИ
На одной из встреч с представителями Министерства информации и общественного развития РК руководитель депутатской группы Ассамблеи народа Казахстана в Мажилисе С. Абдрахманов отметил, что вопросы законодательного обеспечения государственной политики в сфере общественного согласия и общенационального единства являются одним из важных направлений работы депутатской группы Мажилиса и выразил готовность депутатской группы к совместной с Министерством деятельности в целях дальнейшего развития межэтнических отношений в стране.
РЕСПУБЛИКАНСКОЕ МОЛОДЕЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ АНК «ЖАҢҒЫРУ ЖОЛЫ»
Создание экспертной диалоговой площадки по актуальным направлениям развития молодежного сообщества, выработка конкретных механизмов по поддержке молодежных инициатив, развитие института наставничества депутатов Мажилиса Парламента РК над активными молодежными лидерами – эти вопросы обсуждались на встрече с активом «Жаңғыру жолы». Как подчеркнули депутаты, приоритеты молодежной политики являются одними из ключевых целей Стратегии «Казахстан – 2050», инициированной Первым Президентом Республики Казахстан – Елбасы Н.А. Назарбаевым. Елбасы отмечал, что в условиях модернизации нашего общества и все более растущих требований к человеческому капиталу государственная молодежная политика должна стать инструментом развития и преобразования страны. Глава государства К. Токаев также уделяет большое внимание подрастающему поколению и молодежи, развитию ее творческого потенциала, участию в общественной жизни. Важно, что сегодня Казахстаном поставлены новые масштабные задачи по социальной модернизации, инновационной индустриализации и экономической интеграции. В год 30-летия Независимости Казахстан намерен уверенно продвигаться к цели – войти в число развитых стран мира. Все государственные программы были и остаются нацеленными на обеспечение социальных прав молодежи в области образования, охраны здоровья, труда и занятости, развития творческих способностей, создание условий для широкой социализации молодежи и формирование ценностей патриотизма.
В ходе экспертной встречи участники обсудили актуальные тенденции в сфере молодежной политики, предложения по поддержке и продвижению молодежных инициатив, деятельности молодежных организаций, поддержке творческой молодежи, в том числе молодых людей с ограниченными возможностями, креативному подходу по вопросам развития секторов экономики. Также прозвучали предложения по совершенствованию законодательства о государственной молодежной политике. Так, отдельным направлением обозначена деятельность республиканского молодежного движения «Жаңғыру жолы» как структурного подразделения Ассамблеи народа Казахстана, имеющего широкую сеть своих представителей в регионах с большим ресурсным потенциалом в лице активной и идейной молодежи. В этой связи предложено создать дискуссионную площадку «Жалынды жастар» на базе Республиканской молодежной организации «Жарасым» по обсуждению актуальных вопросов, волнующих молодое поколение.
ИНСТИТУТ ПРИКЛАДНЫХ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Для реализации поставленных Президентом страны К. Токаевым целей и задач в сфере политики межэтнических отношений при Министерстве информации и общественного развития в мае 2020 года создан Институт прикладных этнополитических исследований. Институт ведет системную, планомерную работу по аналитическому, исследовательскому и экспертному сопровождению государственной политики в сфере межэтнических отношений. На встрече с коллективом института депутаты обратили внимание на актуальные вопросы в деятельности данного учреждения, а также на наличие в социальных сетях отдельных тенденциозных высказываний о национальной политике нашего государства. Среди них встречаются даже посты и комментарии, потенциально способные к разжиганию межэтнической розни. Данный институт, по мнению экспертов, призван стать одним из ключевых инструментов сохранения казахстанской модели этнической толерантности, мира и согласия.
МЕЖПАРТИЙНЫЙ ДИАЛОГ
За «круглым столом» в Мажилисе собрались представители партий «Adal», «Ақ жол», «Ауыл», Народной партии Казахстана, «Nur Otan», ОСДП. Поддерживая инициативу спикера Мажилиса Н. Нигматулина, который предложил создать Межпартийный совет при Мажилисе для расширения диалога парламентских и непарламентских партий, секретарь партии «Adal» Э. Жумагазиев, первый заместитель председателя Народно-демократической патриотической партии «Ауыл»
Т. Рахимбеков, председатель Общенациональной социал-демократической партии А. Рахимжанов подчеркнули, что впервые в истории Казахстана создается такой совет. Межпартийный совет позволит сделать работу парламентариев и Парламента более открытой. Это будет полезно и для непарламентских партий, которые смогут к тому же знакомиться с законотворческим процессом и нарабатывать определенный материал. Руководитель депутатской группы Ассамблеи народа Казахстана в Мажилисе С. Абдрахманов, также поддержав инициативу руководства Мажилиса, сказал, что депутатская группа Ассамблеи народа Казахстана в Мажилисе объединяет представителей всех политических фракций Мажилиса. Цель одна – обеспечение единства и согласия в нашем общем доме – Казахстане. Депутатская группа проводит работу по обеспечению эффективного взаимодействия Парламента Республики с Ассамблеей народа Казахстана, государственными органами и институтами гражданского общества в сфере гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений.
ЗАДАЧИ АНК НА ПРЕДСТОЯЩИЙ ПЕРИОД
Новые вызовы XXI века – кризис мировой экономики, нарастание геополитического противостояния, рост роли этнорелигиозного фактора в современных международных конфликтах, усиление миграционных потоков и беженцев – требуют дальнейшего укрепления единства, сплоченности, патриотизма народа Казахстана и стабильности для развития экономики. В этой связи необходимо усиление роли Ассамблеи в обеспечении общественного согласия и общенационального единства на принципах гражданства, нацеленности на решение задач Стратегии «Казахстан-2050» через осуществление всесторонней модернизации, а также ее активное участие в духовном обновлении казахстанского общества.
Депутат Мажилиса А. Платонов поделился опытом в информационно-аналитической сфере и отметил, что на фоне пересечения информационных потоков бывают нередкими попытки исказить исторические факты, применяются всевозможные технологии управления, манипулирования сознанием людей, особенно детей, которые оказывают негативное влияние, приводят к различным психологическим последствиям, потере уверенности в завтрашнем дне. Ассамблея находится на передовой всевозможных идеологических провокаций, идеологических конфликтов. И для каждого казахстанского этноса важно и необходимо быть готовым дать обоснованный ответ на любой вопрос, быть подготовленным к любым проявлениям ксенофобии. Поддерживая коллегу, руководитель депутатской группы Ассамблеи народа Казахстана в Мажилисе, депутат С. Абдрахманов подчеркнул, что недопустимо, когда вопросами этносов одного государства может заниматься другое государство. Это противоречит главному принципу межгосударственных отношений – невмешательства во внутренние дела. В условиях пандемии и кризиса в различных сферах жизни появляются новые сложности в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений. Следует учитывать эти и новые мировые тенденции.
Участники заседания были едины в том, что сегодня необходима общая стратегическая позиция, которая содействует и служит основой регулирования вопросов межэтнических и межконфессиональных отношений в обществе. Для того, чтобы было понимание ситуации вокруг, проводился анализ произошедших, к сожалению, случаев и была нацеленность на превентивные меры. Совершенствование информационной и информационно-разъяснительной работы должно быть неотъемлемой частью в деятельности Ассамблеи. Подводя итоги заседания, заместитель Председателя Ассамблеи народа Казахстана – заведующий Секретариатом Ассамблеи М. Азильханов подчеркнул необходимость и актуальность более активного взаимодействия депутатов Мажилиса и Ассамблеи народа Казахстана по различным направлениям деятельности. Это советы матерей, общественного согласия, Ассоциация предпринимателей, вопросы волонтерства, молодежной политики, аккредитации, медиации и др. По итогам ХХІХ сессии Ассамблеи и поручений Елбасы Н.А. Назарбаева, Главы государства К.К. Токаева разработан План действий по реализации Концепции развития Ассамблеи народа Казахстана на 2022-2025 годы и предложения по Концепции с учетом приоритетов модернизации, социальной политики, программы «Рухани жаңғыру», которые будут реализованы в намеченный срок.
В этом году, на ХХІХ сессии Ассамблеи народа Казахстана с повесткой «30 лет единства, мира и согласия», приуроченной к 30-летию Независимости нашей страны, Елбасы Н.А. Назарбаев отметил: «30 лет назад наш многонациональный, многоконфессиональный народ сделал еще один фундаментальный выбор – двигаться вперед в единстве, мире и согласии в нашей стране. С высоты пройденного пути можно с уверенностью констатировать правильность и эффективность этой стратегической формулы национального развития».
Подготовила Наталья Горохова,
zhaikpress.kz