"В казахстанских колледжах увеличилось число студентов с особыми образовательными потребностями (ООП). В этом году в организации технического и профессионального образования поступили более 1100 особенных детей, это почти на 300 человек больше, чем в прошлом году", - сообщает Министерство просвещения РК.
Всего на сегодня в казахстанских колледжах обучаются свыше 3 тысяч детей с особыми образовательными потребностями. Увеличение количества особенных студентов стало возможным благодаря созданию безбарьерного доступа в колледжи и принятию новых нормативных правовых документов.
«Глава государства в Послании народу страны отметил, что образование должно быть доступным и инклюзивным. И для того, чтобы обеспечить равный доступ к получению технического и профессионального образования, Министерство просвещения внесло изменения в Классификатор специальностей и квалификаций и исключило ограничения для лиц с особыми образовательными потребностями. При условии, что им не противопоказан тот или иной вид трудовой деятельности по медицинскому заключению специалистов. Вместе с тем, для детей с особыми образовательными потребностями предусмотрены различные преференции. Прием в колледжи детей с нарушениями зрения, слуха, функций опорно-двигательного аппарата проводится посредством собеседования, им предоставляется отдельная аудитория, также их сопровождают педагоги-ассистенты.
Обучающиеся колледжа, которые имеют инвалидность по зрению и слуху, имеют право на получение повышенной государственной стипендии - на 75% к ее установленному размеру. Также предусмотрена доплата для преподавателей, которые работают со студентами с особыми образовательными потребностями», - отметил директор департамента технического и профессионального образования Министерства просвещения Ернат Жунусов.
Вместе с тем, колледжи самостоятельно разрабатывают адаптированные образовательные программы для студентов с ООП с учетом их индивидуальных возможностей. В этом году около 5 тысяч педагогов колледжей прошли обучение по инклюзивному образованию и работе с особенными детьми.
Кроме того, в компетенцию местных исполнительных органов включена норма по обеспечению специальных условий детям с ООП для получения образования. Усилена ответственность руководителя организации образования за нарушение правил приема и не создание специальных условий для воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями.