21.09.2023, 14:30
Просмотры: 188

Дорожная инфраструктура нуждается в модернизации

Состоянии безопасности дорожного движения и профилактики дорожно-транспортных происшествий обсудили на очередном заседании координационного совета организованном областной прокуратурой.

DSC_2400

Открывая работу координационного совета прокурор Западно-Казахстанской области Серик Шалабаев отметил, что ситуация с ДТП на дорогах ЗКО требует срочного принятия комплекса мер по снижению аварийности, смертности и травматизма при ДТП. По словам прокурора, начиная с 2021 года в области наблюдается рост ДТП. Он также подчеркнул, что Глава государства на расширенном заседании коллегии министерства внутренних дел обратил внимание на сложную ситуацию с аварийностью и призвал принять системные меры для исправления ситуации.

DSC_2375

Более подробно о дорожно-транспортных происшествиях и причинах им способствующих рассказал первый заместитель прокурора ЗКО Даурен Умаргалиев. В своем выступлении он отметил, что состояние законности в сфере дорожного движения не в полной мере отвечает предъявляемым требованиям и не обеспечивает должный уровень безопасности дорожного движения. А также сообщил, что департаментом полиции при участии прокуратуры области разработан проект дорожной карты по повышению безопасности дорожного движения на 2023-2025 годы. В рамках этой карты предусмотрены работы по установке светофоров, освещения, интеллектуальных перекрёстков и другие мероприятия, которые благоприятно скажутся на безопасности дорожного движения.

DSC_2405

Начиная с 2021 года в Западно-Казахстанской области, ежегодно наблюдается рост ДТП, в которых погибло 259 человек, 1218 получили ранения различной степени тяжести. Это очень тревожная статистика. Основными причинами дорожно-транспортных происшествий являются несоблюдение правил дорожного движения: по причине превышение скоростного режима произошло 44 ДТП или 16,7% от общего числа происшествий, 24 человека погибло и 54 ранено);  нарушение встречного разъезда и правил обгона (18 ДТП или 6,8% от общего числа происшествий, 12 погибло и 34 ранено); нарушение правил маневрирования (34 ДТП или 12,9% от общего числа происшествий, 9 погибло и 50 ранено); нарушение правил проезда перекрестка (42 ДТП или 15,9% от общего числа происшествий, 2 человека погибло и 53 получили телесные повреждения); нарушение правил проезда пешеходного перехода (40 ДТП или 15,2% от общего числа происшествий, 2  погибло и 40 человека ранено),сообщил Д.Умаргалиев.

DSC_2387

Первый заместитель областного прокурора особо подчеркнул, тот факт, что одной из причин, способствующих ДТП является устаревшая дорожная инфраструктура.

– Более тысячи знаков и указателей, выработали свои ресурсы и нуждаются в замене. Только в городе Уральск отсутствует порядка 5 142 дорожных знаков. Из 497 нерегулируемых пешеходных переходов разметка нанесена лишь на 87, что составляет всего 17,5%. Требуется установка светофоров на интенсивных нерегулируемых перекрёстках. Буквально месяц назад отсутствие светофора явилось причиной недовольства граждан, которые собрались на пересечении улиц Миханова-Гастелло и выразили претензии по этому поводу.  Полицией ещё в ноябре прошлого года дано предписание об установке светофора. Предписание акиматом г.Уральск не исполнено. Пришлось вмешаться прокуратуре города, внесли акт надзора, сейчас на рассмотрении. Неисполнение предписаний носит чуть ли не системный характер.   К примеру, в городе Уральск до 1 сентября возле 9 школ предписывалось установить дорожные знаки и искусственные неровности. На 13 участках необходимо было произвести обрезку зеленных насаждений. Перечисленные мероприятия в срок не исполнены. Местным исполнительным органам в этом вопросе стоит проявить более высокую ответственность и не игнорировать требования полиции, – высказал требования в адрес местных исполнительных органов Д.Умаргалиев.

50d1ee66-8e19-4b15-838e-7511dd41ee97

Заместитель главы надзорного органа также подверг критике работу сотрудников полиции, как следует из его доклада 46 лиц, имеющих водительские удостоверения, состоят на наркологическом учете. Кроме того, по словам Умаргалиева имеются факты укрытия ДТП от учета.

– Динамика регистрации автомобилей и водителей показывает ежегодный рост в районе 20%. Это одна из причин увеличения ДТП. Между тем, количество выявленных административных правонарушений за 8 месяцев текущего года в сравнении с этим же периодом прошлого года сократилось на 10%. То есть количество авто растёт, ДТП растёт, а зафиксированных нарушений стало меньше.  Это свидетельствует о недостаточных мерах по профилактике и обеспечению безопасности дорожного движения. Негативная практика сформировалась и по расследованию уголовных дел, связанных с ДТП. В 2022 году свыше установленного срока полицией расследовалось 21 уголовное дело. На сегодня с нарушением срока также расследуется 7 дел. Необходимые следственные действия не проводятся, либо проводятся не эффективно. В результате виновные лица длительное время не несут ответственности, а пострадавшие их родственники не имеют возможности возместить ущерб, – подчеркнул Даурен Умаргалиев

73ab38ce-68cc-4e6d-b54a-be5e288afaf4

Одной из причин аварий с тяжелыми последствиями представитель надзорного органа назвал нахождения на трассах сельскохозяйственных животных. Здесь, по словам Д.Умаргалиева отмечается недоработка ветеринарных служб.

В 2022 году произошло 60 ДТП, за 8 месяцев 2023г. уже 75. Многие животные, ставшие участниками ДТП не идентифицированы и не внесены в базу. Это не позволяет установить владельцев таких животных. За 8 месяцев 2023 года в связи с отсутствием регистрации животных к административной ответственности по области привлечено всего 11 лиц. Вместе с тем, только в одном Акжаикском районе в текущем году по фактам ДТП не установлены владельцы 23 животных.  Очевидно, что здесь недорабатывают ветеринарные службы, которые должны обеспечить полную идентификацию животных, – отметил Д.Умаргалиев. 

Дорогой смерти назвал первый заместитель прокурора трассу «Атырау-Уральск».

– Только за 8 месяцев 2023 года здесь произошло 19 ДТП, в которых 15 человек погибло и 34 человека пострадало. В среднем, на этой дороге каждый месяц гибнет 2 человека. Автодорога «Атырау-Уральск» была построена ещё в 60-70-х годах. По параметрам она относится к 3-й категории и рассчитана на 3 500 автомобилей в сутки. Однако поток автомобилей на ней составляет около 8 500 в сутки. Такое количество транспорта согласно нормативам, должно передвигаться по дорогам 1-й категории с 4-х полосным движением. В этой связи, начаты работы по разработке ПСД по реконструкции трассы «Атырау-Уральск» до 1-й категории. На сегодняшний день ПСД разработана на 60%. Прошу обратить внимание всех уполномоченных органов, в том числе  акимата области  и донести до разработчиков все имеющиеся недостатки, связанные с безопасностью дорожного движения. Такую же работу необходимо начать и по другой загородной трассе «Самара-Шымкент». Эта дорога также отмечается высокой аварийностью и смертностью. На днях, на этой дороге произошло жуткое ДТП, где погибла целая семья. Родители и четверо детей. Состояние загородных трасс давно не выдерживает никакой критики. На них приходится почти половина всех ДТП - 45% от общего количества. При этом последствия тяжелее, поскольку скорость автомобиля здесь намного выше. В результате на автомагистралях гибнет больше людей, чем в населенных пунктах.  Понятно, что для реконструкции или строительства дорог требуются значительные средства. Но такую высокую цену в человеческие жизни мы не можем позволить, когда в ДТП гибнут целыми семьями.   Органам дорожной службы необходимо повысить качество превентивных мер. Надо изучить опыт стран, где аварийность на дорогах минимальна. К примеру, можно использовать летательные дроны для большего охвата контроля на дорогой. Это может решить проблему нехватку патрульных экипажей.  Такие дроны активно применяются во многих странах и в некоторых регионах Казахстана. Одно только предупреждение об использовании таких устройств дисциплинирует водителей на определенном участке дороги, – внес предложение Д.Умаргалиев. Несоответствие загородных трасс и их неудовлетворительное содержание также отразил в своем докладе первый заместитель начальника департамента полиции ЗКО полковник полиции Ж.Жаншин. Он обратил внимание собравшихся на то, что несмотря на проводимую департаментом работу по выявлению аварийонопасных участков и выдачу предписаний, организации ответственные за содержание дорог не исполняют возложенные на них обязательства и продлевают контракты с подрядчиками, технические возможности, которых не соответствуют требуемым. 

–  Общая протяженность дорог в области составляет 9 тыс, 177 км, из них 1.414 км - дороги республиканского и 7,763 км. местного значения, 2,108 км - дороги населенных пунктов, в том числе 614 км - в городе Уральске. С начала текущего года Департаментом полиции проведено 13 оперативно-профилактических мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, выявлено 127.754 факта нарушения правил дорожного движения. По решению суда 885 водителя лишили права управления транспортным средством и наложили административных штрафов на общую сумму 1млрд. 356 млн. тенге. Проверено 1175 дорог, вынесено предписание об устранении недостатков, привлечено к ответственности 152 должностных лица, в том числе 16 первых руководителей учреждений. За неисполнение выданных предписаний привлечены к ответственности 4 должностных лица. По итогам 8 месяцев текущего года, количество ДТП в области увеличилось на 29% с 205 до 264 фактов и число пострадавших - на 35% с 251 до 339 человек, снизилось количество погибших с 67 до 56. Причины, способствующие ДТП –это устаревшая дорожная инфраструктура, в условиях которой автопарк области за последние пять лет вырос в 2,7 раза (с 66.704 единиц до 181.612 единиц), количество водителей увеличилось в 20 тыс., число жителей - в 22 тыс., транзитные транспортные потоки - в несколько раз. Несмотря на то, что автопарк пополняется, растет количество водителей и населения, штат патрульной полиции не меняется, а также длительное отсутствие современных видеосигналов, устаревание служебного транспорта и нехватка средств на его содержание, недостаточное количество передвижных современных систем автоматической фиксации. На сегодняшний день решен вопрос приобретения 90 патрульных автомобиле, приобретено 259 планшетов и 800 видеожетонов. 

В ходе анализа дорожно-транспортных происшествий в областном центре выявлено 2 основных вида и причины их возникновения. Первый - столкновение автомобилей, происходит из-за отсутствия светофорного регулирования на перекрестках, таймеров обратного отсчета времени на светофорных объектах и отсутствия автоматических систем контроля перекрестков. Второй вид – наезды на пешеходов, происходят из-за отсутствия ограждений, регулируемых пешеходных переходов, дополнительного освещения зон нерегулируемых пешеходных переходов, ненадлежащего оснащения остановочных пунктов общественного транспорта, отсутствия освещения на асфальтированных улицах. Из 12-ти мероприятий, предусмотренных Дорожной картой «По повышению безопасности дорожного движения на 2019-2021 годы», разработанных на основе анализа дорожно-транспортных происшествий, утвержденной акимом области в 2019 году, выполнено только 4. Не освещены улицы населенных пунктов Махамбет, Мичурино Байтерекского района, сел Подстепное, Барбастау и Новая жизнь Теректинского района.  После реконструкции улицы Шолохова, места пересечения транспортных и пешеходных потоков, не уменьшилось, а увеличились в несколько раз. Это вызывает, недовольство горожан в социальных сетях, и эти протесты уместны. В рамках реагирования в акимат города были направлены соответствующие предложения, однако мер не принято. Что касается загородных наиболее аварийоноопасных трасс, то еще в 2019 году мы внесли предложение о переводе автодороги «Урал-Атырау» с 3-й категории в 1-ю категорию, с установкой обязательного полосового устройства для распределения транспортных потоков, однако реализация задерживается. На сегодняшний день такого же решения требует участок автодороги «Самара-Шымкент» на территории области. При наличии разделительной полосы удалось бы избежать недавней трагедии, произошедшей на этой трассе, – отметил первый заместитель начальника ДП ЗКО. 

Особого внимания заслуживает содержание дорог в зимний период.

Ж.Жаншин сообщил, что за ненадлежащее содержание дорог владельцы привлекались к административной ответственности 25 раз, но и эта мера не дала никах результатов. 

В качестве примера, в ТОО «Казавтодорсервис» за прошедшую зиму было 50 единиц автомобилей (или 63%), потребность в норме составляет 85 единиц и при этом 21 неисправны. Не хватает снегоочистительной техники. Из 26 машин только 17 (или 65,4%), 5 из них имеют дефекты. Минувшей зимой для ликвидации гололеда было недостаточно инертных материалов и ГСМ.

По результатам комплексного обследования в весенний период выявлена необходимость установки 266 штук дорожных знаков, работ по выравниванию дорог на 71 участке, ликвидации кустарников на обочинах, ограничивающих видимость и нанесения дорожной разметки на 13 нерегулируемых пешеходных переходах. Управлению пассажирского транспорта и автомобильных дорог области выдано 19 предписаний, в отношении руководства возбуждено 5 административных дел по части 3 статьи 462 КоАП, в настоящее время указанные административные дела рассматриваются в суде. На исполнение работ по содержанию дорог заключены контракты с 8-ми подрядными организациями, которые не исполняют возложенные на них обязательства. В данном случае непонятна позиция управления пассажирского транспорта. Если подрядчики не исполняют условия контракта почему продолжают работать с ними?– задал вопрос Ж.Жаншин.

В свою очередь заместитель акима области Тлепберген Каюпов сообщил, что в текущем году в области на ремонт дорог выделено 81,5 млрд тенге. 

Из них по 55 проектам выделено 26,6 млрд тенге на 335 км дорог областного и районного значения и 39,2 млрд тенге на 129,4 км дорог республиканского значения. 981 км. дорог республиканского значения находится в хорошем и удовлетворительном состоянии. На содержание республиканских дорог в текущем году выделено 1,4 млрд тенге. Протяженность автомобильных дорог областного и районного значения составляет 4762 км (в хорошем и удовлетворительном состоянии 2210 км или 46%). Для проведения работ по текущему ремонту и содержанию 1620 км автодорог областного значения выделено 14 участков, данные работы осуществляют 9 подрядных организаций. В текущем году на содержание дорог задействовано 436 человек (на республиканские дороги - 179, на местные - 257) и 240 единиц техники, в том числе: на республиканские- 50 единиц (потребность - 81 единица или 61%), на дороги областного и районного значения - 190 единиц (потребность - 318 единиц или 59%). При этом наблюдается нехватка спецтехники для содержания дорог в зимний период. На содержание дорог районного значения заключены контракты с 25 подрядными организациями, на содержание 3142 км. дорог по всей области выделено 562,7 млн тенге. Кроме того, на сегодняшний день в целях развития автодорожной отрасли области выделены значительные средства, реализуются многие проекты. В связи с этим подрядные организации имеют факты, наносящие ущерб состоянию автомобильных дорог вследствие перевозки дорожно-строительных материалов с перегрузкой, и оказывают непосредственное влияние на безопасность движения транспорта, – рассказал Т.Каюпов.

Евгения Максимова,

газета "Приуралье"

 

 

 

 

 

 

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале