22.12.2022, 9:46
Просмотры: 49

Доверяй, но проверяй

За истекший период этого года департаментом по защите прав потребителей ЗКО был произведен возврат денежных средств на сумму более 96 млн тенге, произведена замена товара в 27 случаях. Такое большое количество обращений говорит о том, что растет уровень потребительской грамотности населения и активной гражданской позиции потребителей региона.

prosrochka

По словам заместителя председателя Комитета по защите прав потребителей Министерства торговли и интеграции РК Серика Кусаинова, за 10 месяцев текущего года в КЗПП и территориальные департаменты поступило 23 650 обращений, темп роста с аналогичным периодом прошлого года составил 139% (в 2021 году за 10 месяцев поступило 17 019 об-ращений). – В результате проведения мероприятий возвращено потребителям 612,4 млн тг., по сравнению с аналогичным периодом прошлого года темп роста составил 200,7%.

Проведенный анализ показал, что чаще всего права потребителей нарушаются в сферах розничной торговли, бытовых услуг, электронной торговли, жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Если остановиться на Западно-Казахстанской области, то несмотря на то, что регион является одним из самых малочисленных регионов республики, анализ показывает, что в территориальный департамент поступает очень большое количество обращений, – подчеркнул С. Кусаинов.

Всего департаментом по защите прав потребителей ЗКО рассмотрено 535 письменных обращений, принято руководителем и специалистами 441 человек, по телефону горячей линии была оказана консультативная помощь 468 потребителям.

Согласно внесенным в июне 2020 года изменениям и дополнениям в законодательство о защите прав потребителей департамент был наделен контрольными и надзорными функциями. Это проведение внеплановых проверок по обращениям потребителей при фактах нарушения потребительских прав и осуществление профилактического контроля без посещения объекта в определенных случаях. Так, теперь департамент вправе привлекать по результатам проведенных проверок продавцов к административной ответственности по ч.5, 6 ст. 190, ч.1 ст.193 Кодекса РК «Об административных правонарушениях».

– Департаментом за указанный период было проведено 9 внеплановых проверок субъектов крупного бизнеса. Были проведены проверки таких объектов как: магазины «Sulpak» ТОО «ArenaS», «Technodom» АО «TechnodomOperator», филиала ТОО «Мечта Маркет» в г. Уральске, Западно-Казахстанского областного филиала АО «Казпочта». По результатам проведенных проверок в отношении субъектов проверок вынесено 1 предписание, наложено 5 штрафов, вынесено 2 предупреждения. В настоящее время проводится проверка еще 3-х субъектов предпринимательства, – говорит руководитель департамента по защите прав потребителей Западно-Казахстанской области Э. Киматова.

Так, по итогам внеплановой проверки магазина «Технодом», проведенной согласно обращению гр. Ш. магазином было неправомерно отказано гр. Ш. в возврате денежных средств за товар (морозильную камеру) несмотря на то, что покупательницей было получено заключение сервисного центра о гарантийном случае и продавец был ознакомлен с данным заключением сервисного центра. По результатам проверки департаментом в адрес магазина было вынесено предписание, также магазин привлечен к административной ответственности в виде наложения штрафа в размере 50 МРП. Штраф продавцом уплачен, предписание выполнено.

Гр. Ш. произведен возврат денежных средств в размерах: 204 990 тенге (стоимость товара), 50000 тенге (стоимость сертификата доп. обслуживания), 7000 тенге (стоимость диагностики сервисного центра).

Также департаментом было направлено 2 исковых заявления в межрайонный экономический суд Западно-Казахстанской области в отношении компаний из г. Алматы, которые продавали в г. Уральске массажные накидки. Жители области уже неоднократно попадались на ухищренные уловки продавцов массажных накидок. Данный товар реализовывается путем онлайн-оформления банковского займа на потребителей через смартфоны самих же граждан. При продаже не предоставляется достоверная информация о противопоказаниях товара, его реальной стоимости и производителях. Таким образом, товар, реальная стоимость которого составляет примерно 73000 тенге, продавался нашим потребителям по стоимости  720 000 тенге и 834 000 тенге.

– В этой связи департаментом было направлено исковое заявление в защиту прав 29 потребителей в Специализированный межрайонный экономический суд Западно-Казахстанской области в отношении ТОО «Akdeer». Судом по данному иску было вынесено решение о признании недействительными договоров купли-продажи, заключенных между продавцом и потребителями, о взыскании с продавца в пользу потребителей стоимости товара. Согласно решению суда, продавцом 64 потребителям был произведен возврат денежных средств, – отметила Э. Киматова.

Кроме этого департамент принимает участие в процессах по рассмотрению гражданских дел в качестве 3-го лица. Так, за истекший период 2022 года было принято участие более чем в 65 процессах.

По результатам проведенной работы департаментом был произведен возврат денежных средств на сумму более 96 млн тенге. Сами специалисты департамента такое количество обращений связывают с растущим уровнем потребительской грамотности населения, активной гражданской позицией потребителей региона.

Часто потребителям приходится обращаться в авторизированные сервисные центры, где делают ремонт, диагностику товара электронного, бытового, смартфонов тех же самых за заключением и потребители часто получают заключения нереальные. Эти сервисные центры представляют интересы производителей. А производитель не заинтересован в том, чтобы поддержать потребителя. В Казахстане нет экспертизы, сервисных центров, где можно провести экспертизу реальную, независимую. В нашем регионе вообще невозможно произвести экспертизу по обуви, по одежде, по мебели. Гражданам приходиться экспертизу проводить в крупных городах Астане, Алмате, а это дополнительные расходы и на транспортировку. Действительно, наблюдается конфликт интересов. Если вы купили товар у продавца и это его авторизованный сервисный центр, то центр будет отстаивать свои интересы.

В ходе рабочей поездки в нашу область первый вице-министр торговли и интеграции РК А. Шаккалиев отметил, что в регионах должна быть испытательная база. Необходим реестр технических экспертов, для того чтобы люди знали к кому обратиться. Надо понять, какие позиции по потребительским товарам не охвачены.

В данное время в области акционерное общество «Национальный центр экспертизы и сертификации» (АО «НаЦЭкС») – является единственным предприятием по оказанию комплекса услуг в области стандартизации, метрологии, сертификации продукции, услуг, систем менеджмента, испытания, межлабораторным сличениям, техническому осмотру автотранспорта, экспертизе происхождения товара, опробованию и клеймению ювелир-ных изделий, стремящимся к обеспечению максимального удовлетворения требований потребителей и опережению их ожиданий.

В соответствии с Законом РК «О техническом регулировании» потребитель услуг имеет право по своему усмотрению выбрать любой субъект аккредитации по оказанию услуг по подтверждению соответствия и метрологии.

Алена Маликова, 

zhaikpress.kz

 

 

 

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале