30.06.2022, 10:16
Просмотры: 280

Его музыка раскрывает душу народа

Выдающийся традиционный музыкант XX века, домбрист, артист оркестра народных инструментов, народный артист республики, 120-летний юбилей которого отмечается в этом году, Кали Жантлеуов донес до нас дыхание великой эпохи, «золотого века» казахской музыки, наследие и живые традиции Курмангазы и Даулеткерея, Баламайсана, Мамена и Дины.

анонсы (2)

Инструментальная музыка Западного Казахстана, традиция игры на домбре – одно из величайших достижений казахской культуры, ее замечательный вклад в сокровищницу мирового искусства. Искусство казахского кюя – длящегося состояния (слово кюй переводится как состояние), звуковые вибрации которого подобны космическим вибрациям, всегда поражало слушателя своей поистине вселенской, философской глубиной. Западно-Казахстанская домбровая традиция, вершинами которой в XIX веке было гениальное искусство Курмангазы и Даулеткерея, дошла до нашего времени в исполнительских версиях, передаваемых «из рук в руки». Одним из замечательных представителей этой живой исполнительской традиции был Кали Жантлеуов, подхвативший нить преемственности из рук Мамена, ученика Курмангазы.

Кали Жантлеуов родился в Уральской области, бывшей Букеевской Орде, местечке Кисык камыс/Камыс самар (ныне Жанакала). С 5 лет Кали не выпускал из рук домбру. Учителями мальчика в домбровом искусстве в начале творческого пути стали Алабас и Нуртаза кюйши. Вскоре сам Мамен – выдающийся музыкант, виртуозный домбрист, бывший одним из учеников великого мастера, обратил внимание на Кали, научил его нескольким кюям. Кали сопровождал его в поездках. Поскольку в детстве Кали учился грамоте у аульного муллы, в 25 лет он становится членом аульного совета, а в 1929 году вступает в колхоз.

Новый период начинается в жизни Кали в 1934 году, когда он приезжает в Алма-Ату для участия в Республиканском слете деятелей народного искусства. На слете он завоевывает 1 место, его приглашают остаться в оркестре народных инструментов. В оркестре Кали становится «правой рукой» Ахмета Куановича Жубанова, художественного руководителя оркестра и дирижера. Долгие годы Кали Жантлеуов был концертмейстером домбристов в оркестре. Кали занимается с молодыми домбристами, терпеливо передавая им кюи, обучая исполнительскому мастерству.

Когда открылась Алматинская консерватория и кафедра народных инструментов, Кали Жантлеуова пригласили преподавать по классу домбры. Учениками Кали были такие замечательные музыканты как Шамгон Кажгалиев, Фуат Мансуров, Еркегали Рахмадиев. Классическую традицию игры на домбре Кали Жантлеуов передавал Азидулле Ескалиеву, Каршыге Ахмедиярову, Айтжану Токтаганову, Шамилю Абильтаеву, Абдулхамиту Раимбергенову, Туяку Шамелову.

Творчество Кали Жантлеуова многогранно, он был не только выдающимся домбристом, педагогом-наставником, но и хорошим певцом. Исполнительское искусство Кали включает в себя широкий диапазон стилей. Кали – непревзойденный исполнитель Даулеткерея, народно-профессионального композитора, углубившего философский и психологический диапазон содержания домбровой традиции. Его исполнение кюя «Жигер» по словам А. Затаевича, «музыки совершенно исключительной глубины, пафоса и значительности», до сих пор остается недосягаемой вершиной домбрового искусства. Исполнение кюев Курмангазы и Дины отличается верностью духу первоисточника и виртуозной отделкой деталей. Кюи же Мамена, этого уникального по сложности исполнительского воплощения автора, смогли дойти до нашего времени только благодаря тому, что сам Кали как музыкант не уступал учителю.

Кали Жантлеуов «последний великий представитель букеевской домбровой традиции», по словам А. Раимбергенова. Жизнь и творчество Кали Жантлеуова убедительное подтверждение жизненной стойкости и силы народного искусства, его непреходящего значения для культуры Казахстана.

Балдырган Байкадамова, 
Саида Елеманова 

 

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале