Нашего земляка, члена Союза художников РК Бактыгали Уразова на творческом симпозиуме художников Центральной и Средней Азии в Северном Кипре прозвали «казахстанским Пабло Пикассо». Необычная гамма цветов, искусная смесь стилей и некая экспрессия, присущая его картинам завоевали сердца местных жителей и учредителей форума, которые отметили мастерство и неординарность таланта нашего земляка.
О необычном творческом проекте, учредителем которого является киприотский бизнесмен и меценат Суат Гюнсель, Бактыгали Уразов узнал от известного в стране художника, автора больших монументальных работ Сембигали Смагулова, который предложил талантливому художнику участвовать в симпозиуме. Суат Гюнсель к тому же ректор университета Near East University и вдохновлен идеей создать государственный музей современного искусства. Собственно, формирование экспонатов музея идет полным ходом, строится шикарное современное здание, и в 2020 году ожидается торжественное открытие.
– Я отправил 20 работ на конкурс, прошел региональный отбор и меня включили в число участников. Претендент на участие в проекте-симпозиуме должен привезти две наиболее удачные картины, которые останутся в национальном музее современного искусства Кипра и войдут в число будущей музейной экспозиции. Кроме того, за две недели пребывания на Кипре, участник непременно должен написать еще три картины. Для нас были созданы комфортные условия – большая мастерская, неограниченное количество красок, холстов, подрамников, – сказал Бактыгали Уразов.
Наиболее талантливых, чьи работы вызвали наибольший интерес у мецената, оставили дополнительно на месяц. Всего на Кипре Бактыгали Уразов в течение полутора месяца написал 21 картину и провел личную выставку. За ценный вклад в культурное развитие Кипра художника наградили серебряным ключом, который является гарантом того, что потомкам Уразовых, если они надумают получить образование в университетах Кипра, будут предоставлены льготы.
А все началось с того, что на уроках в Джамбейтинской средней школе Сырымского района мальчик рисовал на тетрадных листках танки, любимых персонажей популярных в то время мультфильмов, эпизоды военных действий. Когда учителя заставали его за этим занятием, они отмечали, что у мальчика определенно присутствует талант к рисованию. После окончания строительного училища Бактыгали начал увлекаться портретными зарисовками.
– К сожалению, не осталось ни одного портрета того периода. Но помнится, друзьям и знакомым нравились мои работы. Отслужив в армии, я поступил на открывшийся в то время художественно-графический факультет в Уральске. По окончании меня направили в Джамбейтинскую среднюю общеобразовательную школу. Я вел уроки рисования, черчения и труда, обучал резьбе школьников. У меня был свой столярный кабинет, в котором я начал профессионально рисовать, попутно организовывал выставки работ талантливых ребят сначала в школьном фойе, затем в районном ДК. Постепенно стал проводить выставки своих работ в Уральске, – рассказал Бактыгали Уразов. – По совету поэта Владислава Иркина, которому нравились мои работы, ездил в Ленинград в Эрмитаж, русские музеи, академию им. И. Репина – черпать вдохновение, глядя на легендарные полотна. И хотя долго простоял в очереди на Эрмитаж, умудрился за день обойти все три этажа. На второй день история повторилась, настолько сильно я был увлечен. Вместе с Владиславом Петровичем посетили академию им. И. Репина, побывали в двухэтажной мастерской легендарного живописца Карла Брюллова, написавшего картину «Последний день Помпеи». Это были незабываемые моменты.
Увидеть картины великих художников в оригинале и воочию для начинающего художника было счастьем. Огромное впечатление произвели на него творческая атмосфера и особый дух высокого искусства, присущие музеям. Юный художник был увлечен импрессионизмом, поэтому работы художников Винсента Ван Гога, Анри Матисса и других ярких представителей этого направления изучал с особым пристрастием. Начиная с этого периода художник словно набрался энергии и начал неустанно творить.
– В то время я мечтал установить памятник в моем родном селе. Однажды мой коллега Амантай Мендыгалиев увидел набросок памятника на клочке бумаги, который к тому же был нарисован мною наспех. Амантай в тот же день показал его местному архитектору Альжану Дусмакову. Альжан на следующий день утром уехал в Уральск. Вернулся вечером и сообщил, что нас вызывают в управление архитектуры и градостроительства области. Начальник управления Тельман Мендигеревич сказал, что такое предложение с района им поступило впервые, но эскиз памятника специалистам понравился. Нам прислал в помощь двух архитекторов с управления. И вскоре в самом центре района был установлен памятник революции, который стоит там и поныне, – вспоминает художник.
С тех пор Бактыгали Уразов начал подумывать о том, чтобы получить образование архитектора. Художник поступил в филиал академии Репина в Алматы на отделение «Монументальная живопись». Но учиться там ему так и не удалось – тяжело заболел отец, и ему пришлось вернуться в село.
Вскоре стены школы для художника стали тесными, и он принял решение покинуть школу и кардинально изменить свою жизнь. О двухлетнем периоде работы с детьми Бактыгали Уразов вспоминает с нежностью и теплотой, ведь именно в школе он встретил свою будущую супругу Турсын, в браке с которой счастлив уже более 30 лет.
– Хотя мы были односельчанами, суждено нам было познакомиться именно в школе. Турсын приехала работать по распределению учительницей русского языка и литературы. Секретарь комсомольской организации, неугомонная активистка организовывала различные культурные мероприятия и вовлекала нас, молодых учителей. Я участвовал даже в КВН, хотя особого таланта шутить у меня не было, а на комсомольские собрания ходил, чтобы встретиться с ней лишний раз. Так мы и поженились. Это был 1988 год, с тех пор мы вместе, и именно любимой супруге я обязан возможностью творить, особо не обременяясь повседневным бытом и заботами, – улыбается Бактыгали Уразов. – Приняв решение уйти со школы, мы с женой переехали в Уральск. В 1999 году состоялась моя первая серьезная персональная выставка. В то время после реализма я перешел к абстракции, затем начал тяготеть к импрессионизму, увлекся сюрреализмом, изучал геометрические формы, бесформенное искусство.
Художник перепробовал несколько направлений в изобразительном искусстве, прежде чем нашел свой собственный стиль. Это был своеобразный период творческих метаний и поиска своего пути в искусстве. Ночами Бактыгали Уразов изучал биографию и работы великих мастеров полотна. Начало меняться мировоззрение, расширились границы, вместе с тем пришла осознанность, что еще нужно многое постичь. В начале 2000 годов художника настиг творческий кризис. Он пропадал днями и ночами в своей мастерской, но свои работы не показывал никому. В это нелегкое время для семьи Уразовых художника поддержали известный искусствовед нашей области Алия Сапарова и член Союза художников РК, председатель филиала Союза художников РК по ЗКО, главный художник областного драматического театра им. Х. Букеевой Кайыр Оразгалиев.
– Позднее я понял, что мне еще много над чем нужно трудиться, чтобы достичь того уровня, о котором мечтаю. Сейчас в моих картинах преобладает символизм и пространственная живопись, сравнение форм. После многих лет исканий я понял одну вещь – то, что мне надо, находилось рядом. Однажды я купил двухтомник «Казахское народное прикладное искусство», где широко представлены изделия из металла, дерева, кости, войлока, ткани и кожи, всевозможная расписная и резная утварь, одежда, ковры, вышивки, ювелирные изделия. Изучив бесценное художественное наследие нашего народа, я пришел к выводу, что оно многогранно и сочетает в себе все виды направлений в искусстве. Умению искусно сочетать цвета у казахских умельцев можно восхищаться и учиться бесконечно. У нашего народа это в крови. Поэтому сегодня я черпаю вдохновение в искусстве предков.
В настоящее время Бактыгали Уразов организовывает районные выставки в областном центре культуры и искусства им. Кадыра Мырза Али и занимается поиском самобытных дарований.
Арайлым БЕККАЛИЕВА
zhaikpress.kz