Значимости экологического воспитания стали придавать значение не так давно, тогда как именно это направление образования формирует основы гармоничного сосуществования человека с окружающей средой. Важно, чтобы любовь к природе и бережное отношение к ее богатствам были внедрены в сознание человека с самого детства. Ведь все жизненные ориентиры закладываются в раннем возрасте.
Только экологически грамотные и ответственные люди могут принимать осознанные решения, влиять на экологическую политику и содействовать сохранению природы. Но умение заложить правильные приоритеты, которые в дальнейшем будут определять экологическую культуру, которая способствует устойчивому развитию и сохранению природы, может далеко не каждый учитель. Для этого нужен особый дар, призвание.
Таким учителем, который еще в конце 80-х годов впервые ввел в школьную программу уроки экологической грамотности, является действительный член Географического общества Академии наук СССР, профессор Московской международной академии детско-юношеского туризма и краеведения, отличник просвещения Максут Кубаисович Мурзагалиев. Его уроки сформировали сознание и образ жизни многих учеников, которые даже спустя годы помнят, как он учил ценить и беречь природу. Какое значение имеет для экосистемы каждое дерево и каждый кустик, и как человек должен строить свою деятельность, чтобы без вреда для окружающей среды, гармонично вписать свое существование в этот единый ансамбль. Как сейчас помню приводимые им на уроках цитаты о том, что не природа нуждается в человеке, а человек в природе, и человек возвышается только тогда, когда он уважает природу, а потеряв уважение к природе, он теряет свое величие. К сожалению, для большинства сограждан эти истины и жизненные ориентиры безвозвратно утрачены. Только Максут Кубаисович умел так поставить свои уроки, что даже самые отъявленные хулиганы и прогульщики никогда их не пропускали. Простой сельский учитель мог рассказать о жарких пустынях Африки, о загадочной Австралии и диковинных животных, обитающих там, о полярных льдах, пингвинах и белых медведях, о подводных обитателях океана и морских глубин.
О каждом растении и животном он знал столько, что даже спустя годы диву даешься откуда он брал информацию. Ведь в те далекие годы не было не то что интернета, простые компьютеры только начали появляться в сельских школах. Его уроки были настолько увлекательными, что ученики часто опаздывали на следующие занятия, так как время, отведенное на урок, было слишком коротким для всего интересного материала, который он предоставлял. Весь тот объем информации, которую он давал своим ученикам, просто невозможно было уложить в отведенные 45 минут, и тогда, собрав единомышленников, на базе сельской школы Максут Кубаисович создал первый в области экологический клуб «Ландшафт», который позже стал филиалом областного центра детско-юношеского туризма и экологии. Его ученики становились победителями не только республиканских и союзных, но и международных олимпиад. Об эффективной методике преподавания заговорили на самом высоком уровне, а после выступления молодого сельского педагога на Всесоюзном форуме в Москве его наработками заинтересовались именитые профессора и научные деятели. Тогда ему поступало немало предложений о работе в столице, но он, верный своему родному краю, остался в Приуралье. В малоизвестный поселок Аксуат тогда стали приезжать для обмена опытом делегации из союзных республик и зарубежных стран. Позже было создано общественное объединение образовательно-ресурсный центр «Эко-Дар», объединивщее единомышленников и прогрессивную молодежь. Отчетливо понимания, что разработка нефтегазовых месторождений, увеличивающееся антропогенное влияние и скоростная урбанизация приведут в конечном итоге к экологическим проблемам, он уже тогда готовил молодую смену экологов. Тех, кто обладая должными знаниями будет ратовать за сохранение уникальной природы Приуралья.
Со своими учениками он вдоль и поперек исследовал все памятники природы, сакральные места области, о каждом таком месте он рассказал массу захватывающих историй. Таким образом Максут Кубаисович прививал детям любовь к родному краю, к его природным богатствам. Ведь горячо любящий свою родину человек никогда не позволит разрушать реки, вырубать гектары леса или вести хозяйственную деятельность в местах обитания редких животных. Он будет активно искать способы минимизации вредного воздействия на окружающую среду. Именно в бережном отношении к природе родного края и заключается истинный патриотизм. Сегодня многие экологические проблемы и преступления против природы совершаются именно из-за отсутствия элементарной экологической грамотности и банального равнодушия. Даже по выходу на заслуженный отдых М. Мурзагалиев не оставил экологическую деятельность, он стал писать книги, представляющие краеведческую и научную ценность. Использовав весь свой уникальный багаж знаний, накопленных за долгие годы исследований, он рассказывает об этом в своей книге «На Бухарской стороне», добавляя также воспоминания старожилов и очевидцев тех, вроде бы и недалеких времен, когда девственно чистой природе Приуралья еще ничего не угрожало. Реки были полноводными, леса густыми, а степи и луга цветущими.
Автор не просто описывает уникальные природные места, такие как Сауркин яр, балки Альпи, Ахмадиевская, Воровская, Змеиный остров, Каин сай, и исторические события с ними связанные, памятник природы «Дубрава», где произрастают вековые дубы – живые свидетели смены поколений и эпох, но и затрагивает глубокие экологические проблемы. Эта книга становится возможностью воспроизвести ту красоту природы, которую мы уже потеряли из-за бездумного вмешательства человека, раскрывает глубокие проблемы экологии. Читатель погружается в историю родного края, вместе с автором путешествует по заповедным местам, в том времени, когда природа родного края еще не пострадала от антропогенного воздействия. Здесь читатель найдет для себя призывы разумного отношения к окружающей среде, думающий человек поймет это сам – автор через сеть рассуждений и фактических примеров подводит к этому. Автор восхищается и художественным словом оживляет природу: «Вся степь весной до начала лета играет переливами цветов радуги, но затем наступает пора ковыля, и степь, словно море, волнуется серебристо-белой волной». А что мы видим сейчас? Вместо цветущих степей – выжженная, потрескавшаяся пустыня и мусорные свалки вокруг населенных пунктов. Книга дает возможность сравнить, что было буквально 30-40 лет назад и что мы имеем сейчас. Как за довольно небольшой отрезок времени мы потеряли большую часть природных богатств.
Максут Кубаисович Мурзагалиев всегда говорит, что экология – это не просто наука, изучающая взаимодействие человека, животных, растений и микроорганизмов, это гармония взаимодействия всего живого на Земле. Человечество с безрассудством относясь к природе как к источнику ресурсов, постепенно разрушает свой дом, не задумываясь о будущем. Важно помнить, что природные богатства принадлежат не только нам, но и нашим потомкам. Необходимо искать методы удовлетворения наших нынешних потребностей, чтобы таким образом не лишать этой возможности будущие поколения.
Евгения Максимова,
газета "Приуралье"