21.08.2023, 10:30
Просмотры: 62

Где болит у бизнеса?

Об этом у местных бизнесменов поинтересовался лидер партии «Ак жол», мажилисмен Азат Перуашев, побывавшей в Уральске на прошлой неделе. Встреча состоялась на площадке Палаты предпринимателей ЗКО «Атамекен», во время которой аким города Миржан Сатканов прокомментировал каждый спорный случай с выделением земельных участков под бизнес-проекты. WhatsApp Image 2023-08-17 at 20.31.15 (1)        

Берег привлекательный, но проблемный 

            Представитель компании «ПСП «Серик» заметил, что их фирма взялась за инвестпроект по строительству базы отдыха на берегу реки Чаган в черте Уральска. Владелец вложился в очистку заброшенного побережья, освободив его от стихийной свалки, чтобы организовать там зону отдыха – семейный парк. Однако, преодолев различные бюрократические проволочки и судебные тяжбы с жильцами-соседями, сейчас испытывает разочарование. Разбирательство дошло до Верховного суда и установило, что основной ошибкой, допущенной при выделении акиматом земельного участка под реализацию данного проекта, стало его наложение на самовольно захваченные смежные земли соседей. Иными словами, местный акимат должен был сначала их изъять из незаконного владения, а уже потом выделять инвестору под проект. Этот факт привел к отмене постановления, а новое решение по проекту пришлось ждать девять месяцев. Инвестор согласился пересмотреть проект, заново защитил его. Но это не облегчило ситуацию. Компания не может получить документ, который является основным для предоставления в Комитет по инвестициям для получения госгранта в виде земельного участка.

- По этому вопросу есть решение Верховного суда, согласно которому все нормативные документы по нему аннулированы, - пояснил аким Уральска М. Сатканов. - Возник вопрос об изъятии этих земель, которые сейчас находятся у нас на балансе. Чтобы впредь не было подобных разногласий, ПСП «Серик» лучше отойти от тех земель, где есть претензии у людей. Ведь смежники изначально не хотели видеть этот проект рядом. Все нормативные акты, которые были раньше им даны, отменяются по решению Верховного суда, то есть сегодня они находятся на городской земле. Но чтобы бизнес спокойно работал, нужно земли, где находятся их здание и конструкции, узаконить. А уже потом, когда этот проект признают инвестиционным, дополнительно можно будет подать на расширение в Комитет по инвестициям. Для этого нужно провести оценку земли. Парадокс заключается в том, что отменены все госакты, необходимые для данной процедуры. Так что госакт нужно будет делать заново. Есть и вторая сторона медали: если в споре выиграет Жайык-Каспийская инспекция, имеющая свои претензии по данному делу, то ни при каких обстоятельствах этого нельзя будет сделать… 

А может, всех амнистировать?

            Затронули в ходе встречи и всем известную ситуацию, с которой столкнулся завод «Кублей», где сейчас трудится 750 человек. Как сообщили его представители, предприятие под угрозой закрытия в связи с тем, что жилые дома по его соседству были построены в менее 100 положенных по закону метрах в промышленной зоне с разрешения горакимата. Судебные тяжбы длятся уже несколько лет, тоже дошли до Верховного суда. Жильцы жалуются и ждут квартиры, требуя компенсации материального ущерба, а заводчане боятся закрытия производства. Сейчас «Кублей» находится на стадии кассационного обжалования. Всего в промышленной зоне находится четыре дома, по одному из которых, где уже живут, у завода претензий нет, а вот остальные три на 150 квартир, находящиеся на стадии стройки и ввода в эксплуатацию, возводятся на спорном расстоянии. Как утверждают в крупной пищевой компании, такой подход застройщика может обернуться для них ежегодными проверками со стороны СЭС с требованием исправить нарушения в санзащитной зоне. А неисполнение предписания влечет приостановление деятельности завода.

- Эта проблема давно у всех на слуху, - ответил М. Сатканов. - На одной из встреч я уже предлагал двум руководителям предприятий пойти на компромисс и заключить мировую при определенных условиях, которые нужно было им выполнить, чтобы учесть обоюдные интересы. К сожалению, не удалось. Насколько законно строительство дома в промзоне? Суд признал, что полностью законно. Эту зону мы называем «промышленной» еще с советских времен, но ни одного подтверждающего данный факт документа не существует. Кроме того, в этом районе еще с советских времен находятся и другие дома. В Генплане у нас детально расписан каждый микрорайон, и я не могу взять его и выбросить. В Уральске есть и другие примеры, где рядом с заводом находятся дома для его работников. Взять, к примеру, «Зенит», который построил все дома в округе. И чтобы утвердить эти 100 метров, нужно было утвердить это в Генплане города. Но этого не было сделано, когда в свое время выдавали разрешение для «Кублея». И раз этого нет, отказать в выдаче разрешения на стройку жилья тоже не предоставляется возможным.

Когда сосед - ЖД-дорога

            О стройке жилого дома в промышленной зоне, где проходит железнодорожный тупик, на встрече поведали представители ТОО «Стройтех», которые сейчас вынуждены судиться с горакиматом. По их словам, ЖД-дорога используется для обеспечения завода железобетонных изделий, покоторой круглые сутки идут груженые вагоны. Однако в 15 метрах кипит стройка многоэтажного дома. Такое соседство в будущем принесет большой дискомфорт жильцам и может сказаться на техсостоянии строения, но строителей это почему-то не смущает. Владелец железнодорожных путей вынужден вести судебные тяжбы, которые длятся уже год. Он обращался в ГАСК, позже - в Комитет по делам строительства. Он подал в суд иск об отмене АПЗ - архитектурно-планировочного задания. Суд его не отменил, но признал недействительным эскизный проект. Товарищество с ЖД-тупиком, возведенным еще в советские годы, не по своей воле было втянуто в водоворот событий и теперь вынужденно страдать от постоянных проверок, замеров шума, подсчета курсирующих вагонов, апелляционных жалоб и прочей волокиты.

- Хочу пояснить, что все эти проблемные проекты были приняты до моего руководства в Уральске, - прокомментировал М. Сатканов. - Эта земля принадлежала департаменту внутренних дел, который  совместно с инвестором и с управлением строительства вынес соглашение о возведении многоэтажки для своих работников. Акимат изначально отказал в АПЗ, но потом по решению суда был вынужден его исполнить и выдать участок. Инвестор следом изготавливает ПСД и проводит ее через госэкспертизу, которая в свою очередь уже смотрит на месторасположение объекта с учетом того, в скольки метрах от него должны проходить железнодорожные пути и прочее. Ссылаясь на норматив, что ЖД-тупик находится на балансе данной организации и записан как «на обслуживание и строительство здания», допускается отступление в 12 метров, что и было сделано… Исторически так сложилось, что многие железнодорожные пути проходят через наш город. Есть даже жилые дома, которые находятся в 5-6 метрах. И это большая проблема. Бывает, что начинается стройка, и приходят требования, что некоторые документы по согласию на строительство неправильно оформлены. Но мы действуем в рамках закона и пишем в ГАСК, который штрафует и дает время на исправление недочетов, после чего стройку на определенное время замораживают. Однако, если будет одобрен вопрос о сносе здания, тогда нам полгорода придется сносить или устанавливать возле таких домов конструкции шумопоглощения… В свое время государство многое позволило бизнесу и пошло на уступки, закрывая глаза и давая ему возможность развиваться. К примеру, сейчас отсутствует даже  внятное понятия того, что считается освоением земельного участка под бизнес. Достаточно его огородить и поставить там какую-то будку. Так и при введении в эксплуатацию дома госорганы туда не ходят, как это было ранее, когда в этом процессе принимали участие архитекторы, работники ЧС, СЭС. Ввод объекта делает заказчик, тот, кто его строил, и все. Вот и получается, что сейчас ко мне приходят на прием инвесторы, у каждого из которых в папках чуть ли не по 45 спорных дел.

Мажилисмен А. Перуашев согласился, что такая проблема в нашей стране существует давно. Он вспомнил про недавний страшный пожар в Алматы, когда люди выбрасывались из окон высотки и погибали из-за отсутствия в доме эвакуационной лестницы, не предусмотренной строителями по нормам.

- У нас какой-то замкнутый круг в этом плане: государство разрабатывает СНиПы, а контролировать их некому, потому что у госорганов нет полномочий. Мы будем инициировать эти вещи по наведению порядка, по возвращению разрешительных полномочий всем органам, которые участвуют в данном процессе, включая архитектуру, технадзор, ЧС и СЭС. Конечно, до такого итога нельзя доводить и с этим нужно что-то делать.

Галина Каренских,

газета "Приуралье"

 

 

 

 

 

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале